Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988 – настоящее время). Часть 2.
Но варианты нарукавного знака 1924 года уже не вполне устраивали воздухоплавателей второй половины двадцатого века. Им хотелось походить на лётчиков – то есть носить нагрудные «крылья» англо-американского образца. Квалификационные знаки этого вида, впервые в СССР введённые в авиации ВМФ в 1943 году, стали чрезвычайно популярными у нас в стране, практически окончательно вытеснив ранее использовавшиеся знаки староевропейского «веночного» типа. К концу 1980-х годов «крылья» носили уже почти все – начиная с лётчиков и заканчивая милицией и трактористами.
Пионером в создании отечественных воздухоплавательных «крыльев» стало НПО «Аэроэкология», где эксплуатировался первый тепловой аэростат отечественного производства «АэроВек». В 1990 году на заводе «Победа» был размещён заказ на изготовление знаков по образу и подобию «крыльев» лётчика-снайпера ВВС, но с изображением этого аэростата в центре.
Тираж был заказан достаточно большой – 1000 экземпляров. И… весь тираж был выполнен с ошибкой – в центре оболочки аэростата вдруг появилось никем не предусмотренное синее вертикальное полотнище.
После небольшого выяснения отношений, весь тираж был переделан заводом бесплатно, а бракованные знаки были выкуплены НПО «Аэроэкология» за очень небольшую сумму.
Знак стал очень популярен среди воздухоплавателей, чему способствовало то, что бракованные знаки руководство «Аэроэкологии» с готовностью и в больших количествах раздаривало своим коллегам. Являясь, по сути своей, знаком принадлежности НПО «Аэроэкология», этот знак фактически несколько лет играл роль квалификационного знака пилотов-воздухоплавателей СССР и России. Некоторые пилоты носят его до сих пор. Имеются несколько версий этого знака на винте и самыми разнообразными расцветками оболочки аэростата, но они являются чистой самодеятельностью работников завода «Победа», выпущенной подпольно исключительно для коллекционеров.
В 1997 году Воздухоплавательным центром «Авгуръ» был также выпущен знак для пилотов аэростатов.
Эти «крылья» были выпущены крайне небольшим тиражом – около 50 штук. Накладка-аэростат была изготовлена из серебра московской компанией«ТТ-команда», а основания-крылья были закуплены у небольшой американской фирмы «CustomWings Co., Inc.». Некоторое количество накладок были изготовлены в виде отдельных знаков.
Некоторые воздухоплаватели самостоятельно закупали мелким оптом и в розницу у той же американской фирмы «CustomWings Co., Inc.» и фирмы «Toadland Pewter Casting Co., Inc.» из города Альбукерке производимые ими пилотские знаки частных воздухоплавателей, которые являлись почти точной копией знаков воздухоплавателей армии США времён Второй мировой войны.
В конце 1990-х появились и несколько шитых версий пилотских воздухоплавательных знаков, изготовленных в России по образу и подобию американских.
Продолжение следует...