Страница 1 из 1

Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. время)

Добавлено: Чт, 31 май 2012 21:58:11
st-fuodoroff
Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988 – настоящее время). Часть 1.

В конце 1980-х годов в СССР начало возрождаться воздухоплавание (полёты на летательных аппаратах легче воздуха – аэростатах и дирижаблях). Стали появляться первые пилоты-воздухоплаватели нового поколения.
Назрела необходимость в создании квалификационных знаков для этих новых пилотов.
Последним квалификационным знаком, который официально носили воздухоплаватели в нашей стране, был нарукавный знак для военного воздухоплавателя на привязных и свободных аэростатах, введённый Приказом РВС СССР №1030 от 08 августа 1924 года.
Изображение
После отмены в 1943 году нарукавных знаков ВВС, воздухоплаватели никаких квалификационных знаков или знаков различия по специальности не имели – военные воздухоплаватели носили форму частей ВВС или ВДВ, к которым были приписаны. Это неудивительно – военных воздухоплавателей в период после Второй Мировой войны были единицы, гражданское же воздухоплавание вообще практически перестало существовать. Давний символ воздухоплавания – якорь с крыльями безнаказанно приватизировался морской авиацией (зачем аэростату якорь – понятно, а вот самолёту-то он куда вставляется?).
Не удивительно, что первые знаки воздухоплавателей нового поколения представляли собой попытку возродить старый знак образца 1924 года. Инициативной группой молодых пилотов в 1988 году был заказан одному художнику-энтузиасту небольшой (25 штук) тираж нарукавных знаков. Знак изготавливался из имеющихся в открытой продаже на тот момент металлических элементов военной фурнитуры – крыльев с тульи фуражки ВВС, якоря с погон курсантов ВМФ и погонной офицерской звёздочки.
Изображение
Надо отметить, что в таком варианте знак существенно отличался от образца 1924 года, прежде всего расположением звезды и гайдропа. Все элементы доводились и красились вручную, после чего монтировались на подложке из тёмно-синего синтетического материала. В 1989 году был заказан дополнительный выпуск (около 20 штук) знаков. Кроме этого, небольшая часть таких знаков носилась в качестве нагрудных. Для этого знак закреплялся на подложке из флотского погончика, крепление к одежде осуществлялось с помощью стандартной колодки на две медали, прикреплённой к оборотной стороне подложки.
Изображение
В 1992 или 1993 году на Украине (исправление - в Белоруссии!) был заказан шитый вариант знака образца 1924 года, который изготавливался в двух вариантах – из обычной шёлковой и металлизированной нити.
Изображение
Всего по заказу воздухоплавателей было изготовлено около сотни таких шитых знаков, однако фирма-изготовитель в результате выпустила их в гораздо большем количестве для реализации коллекционерам.

Продолжение будет...

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пт, 01 июн 2012 17:41:54
Subwhiskey
.... ne na Ukraine, a v Belorussii.

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пт, 01 июн 2012 17:44:18
st-fuodoroff
Subwhiskey писал(а) :.... ne na Ukraine, a v Belorussii.
А разве не Виннице?
Ох, что-то с памятью моей стало...
А где в Белоруссии?

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пт, 01 июн 2012 17:53:35
Subwhiskey
Вот второй вариант, с жёлтой нитью. Made in Belarus.

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пт, 01 июн 2012 18:01:25
Subwhiskey
Польский довоенный знак воздухоплавателя 2 класса ( 1 класс имел золотой якорь)- /Odznaka obserwatora balonowego/ Поляки до войны имели 2 воздухоплавателных батальона.

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пт, 01 июн 2012 18:31:52
st-fuodoroff
Subwhiskey писал(а) :Вот второй вариант, с жёлтой нитью. Made in Belarus.
Спасибо большое! Исправим ошибочку.
А так бы в книгу и проскочила.

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пн, 04 июн 2012 13:38:21
st-fuodoroff
Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988 – настоящее время). Часть 2.

Но варианты нарукавного знака 1924 года уже не вполне устраивали воздухоплавателей второй половины двадцатого века. Им хотелось походить на лётчиков – то есть носить нагрудные «крылья» англо-американского образца. Квалификационные знаки этого вида, впервые в СССР введённые в авиации ВМФ в 1943 году, стали чрезвычайно популярными у нас в стране, практически окончательно вытеснив ранее использовавшиеся знаки староевропейского «веночного» типа. К концу 1980-х годов «крылья» носили уже почти все – начиная с лётчиков и заканчивая милицией и трактористами.
Пионером в создании отечественных воздухоплавательных «крыльев» стало НПО «Аэроэкология», где эксплуатировался первый тепловой аэростат отечественного производства «АэроВек». В 1990 году на заводе «Победа» был размещён заказ на изготовление знаков по образу и подобию «крыльев» лётчика-снайпера ВВС, но с изображением этого аэростата в центре.
Изображение
Тираж был заказан достаточно большой – 1000 экземпляров. И… весь тираж был выполнен с ошибкой – в центре оболочки аэростата вдруг появилось никем не предусмотренное синее вертикальное полотнище.
Изображение
После небольшого выяснения отношений, весь тираж был переделан заводом бесплатно, а бракованные знаки были выкуплены НПО «Аэроэкология» за очень небольшую сумму.
Знак стал очень популярен среди воздухоплавателей, чему способствовало то, что бракованные знаки руководство «Аэроэкологии» с готовностью и в больших количествах раздаривало своим коллегам. Являясь, по сути своей, знаком принадлежности НПО «Аэроэкология», этот знак фактически несколько лет играл роль квалификационного знака пилотов-воздухоплавателей СССР и России. Некоторые пилоты носят его до сих пор. Имеются несколько версий этого знака на винте и самыми разнообразными расцветками оболочки аэростата, но они являются чистой самодеятельностью работников завода «Победа», выпущенной подпольно исключительно для коллекционеров.
В 1997 году Воздухоплавательным центром «Авгуръ» был также выпущен знак для пилотов аэростатов.
Изображение
Эти «крылья» были выпущены крайне небольшим тиражом – около 50 штук. Накладка-аэростат была изготовлена из серебра московской компанией«ТТ-команда», а основания-крылья были закуплены у небольшой американской фирмы «CustomWings Co., Inc.». Некоторое количество накладок были изготовлены в виде отдельных знаков.
Некоторые воздухоплаватели самостоятельно закупали мелким оптом и в розницу у той же американской фирмы «CustomWings Co., Inc.» и фирмы «Toadland Pewter Casting Co., Inc.» из города Альбукерке производимые ими пилотские знаки частных воздухоплавателей, которые являлись почти точной копией знаков воздухоплавателей армии США времён Второй мировой войны.
В конце 1990-х появились и несколько шитых версий пилотских воздухоплавательных знаков, изготовленных в России по образу и подобию американских.
Изображение

Продолжение следует...

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пн, 04 июн 2012 13:47:00
bakhus
st-fuodoroff писал(а) :Продолжение следует...
:good: С нетерпением ждем! :appl: :appl: :appl:

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Вт, 05 июн 2012 00:06:04
Subwhiskey
Предположително Россия 1910 год. Размер 45 х 35 мм. Где носился - вопрос.

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Чт, 05 июл 2012 21:06:35
NAV
Это - погонный знак воздухоплавателей РИА, но носился и вместо кокарды на околыше фуражки.

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Сб, 07 июл 2012 10:25:11
NAV
Современная реплика знака

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пт, 24 авг 2012 18:15:20
VVF
Если не секрет, где эту реплику знака воздухоплавателя приобрести можно?

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Вс, 26 авг 2012 16:17:38
NAV
VVF писал(а) :Если не секрет, где эту реплику знака воздухоплавателя приобрести можно?
Точно такой попался давно, не могу сказать откуда, а вот такие в Клубе Улан-Батор, в Москве, по воскресеньям продаются.

Re: Квалификационные знаки воздухоплавателей (1988–наст. вре

Добавлено: Пн, 27 авг 2012 12:32:34
VVF
Спасибо, буду заказывать.