Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Свой человек. Владимир Гиляровский
Курс на Север
Планка наград советского генерала
Александр Ступин и его ученики

Турксиб

Модератор: Sergey_K

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7612
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Турксиб

Сообщение Sergey_K » Пт, 08 июл 2011 20:14:44

Туркестано-Сибирская магистраль — железная дорога, построенная в 1926—1931 годах, соединившая Среднюю Азию с Сибирью.

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верного (Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии.

Алтайская железная дорога от Ново-Николаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Алма-Аты. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921-м году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).

Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года.

1442 километра рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября.

Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. (На знаке указана дата 1 мая - официально назначенная дата праздника)

«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Огыз-Корган (переименованной по этому поводу в Айна-Булак — «Зеркальный Ручей») — забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия, на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину. (На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, как корреспонденты газеты "Гудок" Открытие Турксиба описано в их книге «Золотой теленок» (1931). Правда, там Турксиб представлен, как Восточная Магистраль, а станция Айнабулак, как Гремящий Ключ. Именно здесь Остап Бендер наконец выбил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко...).
Участникам стройки в этот день были вручены памятные значки (серебряными знаками награждалось начальство, а бронзовыми — не только рабочие, но и заключенные, которые использовались на строительстве...). Эти значки стали первыми наградами транспортных строителей. А коллектив Турксиба был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это было первое в истории страны награждение орденом большого отряда строителей.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был
установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ате.

В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в государственное унитарное предприятие «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темір жолы»).
Вложения
Карта железнодорожной магистрали Турксиб. Акварельный рисунок. 1930-е гг..jpg
ТуркСиб сер.jpg
Турксиб бронзовый.jpg
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7612
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: Турксиб

Сообщение Sergey_K » Пт, 08 июл 2011 20:21:54

К 75 -летию открытию Турксиба Почтой Казахтасна в 2006 году был выпущен государственный почтовый знак:
Вложения
75 лет Турксибу .jpg
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7612
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: Турксиб

Сообщение Sergey_K » Вт, 10 июл 2012 19:18:51

Марка Казахстана 1992 года выпуска: "Турксиб":
Вложения
Turksib 1992 Казахстан.jpg
Turksib 1992 Казахстан.jpg (31.52 КБ) 1779 просмотров
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7612
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: Турксиб

Сообщение Sergey_K » Вт, 10 июл 2012 19:22:33

Почтовая марка СССР № 429 1933 года выпуска. (Единственный выпуск почты СССР о Турксибе)
«Казахи на строительстве Турксиба»... (На марке написано ошибочно "казаки"...)
Вложения
СССР № 429 1933  Казахи на строительстве Турксиба.jpg
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7612
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: Турксиб

Сообщение Sergey_K » Вт, 10 июл 2012 19:29:13

Блок Казахстана 2001 г. «История железных дорог Казахстана». Одна марка в блоке (20 тэнгэ, где изображён тот самый паровоз-памятник Э-1441 в Алма-Ате) посвящена 70-летию Турксиба
Вложения
Первый поезд в Алма-Ате, 1929 год..jpg
Турсксиб 2001 Казахстан.jpg
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"


Вернуться в «Всё остальное о ж/д транспорте»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 36 гостей