Знаки, значки-изготовленные методом "ШЕЛКОГРАФИИ"-трафаретная печать
НЕМНОГО ИСТОРИИ....
Происхождение шелкографии
Термин "шелкография" (serigrafia) этимологически состоит из двух корней: seri (греч. "шелк") и grafia (греч. "писание, изображение"). Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него. Согласно традиции, шелкография возникла в Китае.
Существующие гипотезы о китайском происхождении шелкографии основываются на том факте, что шелк начали производить в этой стране за целых 1200 лет до новой эры. Однако вероятнее, что шелкография в этой стране не родилась, ибо шелк был вовлечен непосредственно в развитие шелкографии по крайней мере 2400 лет спустя.
Современная трафаретная печать не имеет практически ничего похожего на первоначальную технику шелкографии.
Согласно дошедшим до нас историческим фактам, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.
Этот небольшой семитский народ, обитавший в XIII - III вв. до н.э. на узкой полосе земли, в Финикии, расположенной где-то на территории современного Ливана в восточной части Средиземного моря, был одним из великих мореплавателей античности. Финикийцы занимались торговлей и использовали свои прибрежные города как порты для экспорта и перепродажи привезенного.
Финикийцы добывали из секретной железы одного моллюска пурпур - красное вещество для крашения тканей. Такое вещество сравнимо с пигментом, который впервые стали использовать финикийцы для окраски своих одежд. Шаг от окраски тканей к получению повторяющейся набивки был, с большой вероятностью, тем, что они смогли использовать его для получения дешевых промышленных изделий, продаваемых в широком масштабе. Что является предвестником шелкографии.
Окраска таких тканей была не ручной, а ускоренно повторяющейся. Не будет рискованным предположить, что финикийцы на их торговых путях вступали в контакт с более далекими цивилизациями, обладавшими тогда более разнообразным производством и более сложными технологиями.
Тем самым, можно сделать предположение, что финикийцы или какой-то соседний им народ нашли способ воспроизводить рисунки на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными, но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения", рождение шелкографии.
Развитие технологии шелкографии
Исходя из вышеизложенного, нужно рассматривать рождение шелкографии не как искусство, происходящее от печатания по тканям (шелку или другим), а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов.
Нельзя думать, что шелкография сразу же сделала шаг к раме, но можно предположить значительное упрощение процесса через примитивную печать с помощью "штампа".
Печать штампом, которая имела множество недостатков (в первую очередь, из-за недостаточного слоя пигмента), претерпела значительные и интересные усовершенствования в последующие столетия.
Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя, примерно, в 1185-1333 г.г., в городе Камакура, бывшем тогда столицей Японии. В этом городе в указанный период процветали все виды искусства, включая шелкографию; декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Сначала для этого применялся обычный трафаретный метод. Затем было изобретено гениальное новшество: изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорируемой ткани.
Многочисленные примеры японских трафаретов свидетельствуют, что шелкография стала все больше и больше принимать характерные черты, свойственные этому типу печати.
В Европе распространение шелкографии, происходило главным образом в Англии и Франции, где около 1750 года Жан Патильон начал выпускать обои.
Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. А в Америке особенно, где с помощью метода шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.
Ткань для "печатной рамы" стали делать из шелковых нитей и из кисеи. С ними было очень трудно работать.
Современная шелкография
Большой шаг вперед произошел в 1907 г., когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. "печатание шелковым ситом").
Поэтому название "шелкография" совсем недавнее. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток,металлические изделия и сувенирную продукцию(в нашем случаи -ЗНАЧКИ)- вплоть до номерных знаков для автомобилей.
Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать её второстепенным методом, специальным видом печати.
В настоящее время спектр применения этого способа печати очень широк, что связано со специфическими возможностями шелкографии.
Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.