Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Хамцова
В погоне за паровозами
Икона Спас Смоленский выявлена исследователями Исторического музея
43 акварельных рисунка Ольги Александровны Романовой

Гальваника - предметов Коллекционирования и ФАЛЕРИСТИКИ

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13903
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Гальваника - предметов Коллекционирования и ФАЛЕРИСТИКИ

Сообщение Куинка » Пт, 09 мар 2012 12:57:33

Создатель гальваники

У истоков гальванотехники лежит комплекс изобретений, созданных академиком Борисом Семеновичем Якоби. Был он по рождению немецким евреем и появился на свет 21 сентября 1801 г. в Потсдаме.
Его настоящее имя — Мориц Германн. Знаменитый немецкий математик, первооткрыватель эллиптических функций Карл Густав Якоб Якоби (1804—1851) — его младший брат, всю жизнь прожил в Германии, был профессором Кенигсбергского университета.

В отличие от него Мориц Германн связал свою жизнь с Россией, куда он приехал в 1835 г. и где прожил почти 40 лет — до самого последнего своего дня. Образование будущий русский академик получил в Берлинском и Геттингенском университетах.

Заниматься электротехникой Якоби начал в Кенигсберге в 1834 г, изучал электромагнетизм, сконструировал электродвигатель с коммутатором (с вращающимся рабочим валом) оригинальной конструкции. В 1837, приняв русское подданство, переехал в Петербург. В этот период Якоби продолжал работать в области практического применения электричества, главным образом в военном деле, а также на транспорте. Совместно с академиком Ленцем Якоби исследовал электромагнитные притяжения и законы намагничивания железа. Для этой цели он построил особый реостат, названный им вольт-агометром. В 1839 г. Якоби построил лодку с электромагнитным двигателем, который от 69 элементов Грове развивал 1 лошадиную силу и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах.

В 1838 г. Якоби сделал свое самое замечательное открытие, а именно гальванопластику, и много сделал для её внедрения в печатное и монетное дело, для изготовления художественных изделий. Занимался также созданием новых образцов минного оружия, в том числе самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного аппарата; был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных частях русской армии.

Якоби принадлежат работы в области телеграфии. К тому времени, когда он начал заниматься телеграфией, она уже прошла долгий путь развития. Но проблема создания надежной и быстрой связи решена не была. В Европе получил широкое распространение электромагнитный телеграф С. Морзе, а Россия еще затрачивала огромные деньги на сооружение оптического семафорного телеграфа. Поэтому правительство предложило Якоби построить «электротелеграфическое соединение» между Петербургом и Царским Селом.

Борис Семенович начал с критического изучения предшествующих работ по телеграфии, в том числе и П. Л. Шиллинга, учел слабые стороны имеющихся телеграфных аппаратов и пришел к убеждению, что вполне реально создать новый, надежный, быстродействующий и легко управляемый электромагнитный аппарат.

Первый пишущий аппарат Якоби сконструировал в 1839 г. Его особенностью было то, что вместо мультипликатора использовался электромагнит, приводивший при помощи системы рычагов в действие карандаш. Запись сигналов производилась на фарфоровой доске, которая двигалась на каретке под действием часового механизма. Телеграфный аппарат Якоби в течение нескольких лет (1942—1945) успешно работал на «царских» линиях: Зимний дворец — Главный штаб — Царское Село. Однако ученый не был доволен его работой. Зигзагообразные записи принятых депеш трудно поддавались расшифровке, мало удобным было также устройство каретки с экраном.

В течение многих лет Якоби продолжал совершенствование своего изобретения. В 1845 г. он создал абсолютно новую конструкцию стрелочного синхронного аппарата с горизонтальным циферблатом, электромагнитным приводом и прямой клавиатурой. Этот аппарат получил практическое применение в России, в Европе и стал основой для многих других синхронных телеграфных аппаратов. А в 1850 г. Якоби изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, работающий по принципу синхронного движения. Это изобретение было одним из крупнейших достижений электротехники середины XIX века.

В своем буквопечатающем аппарате изобретатель использовал все основные идеи, успешно реализованные им в стрелочном телеграфе. Это относится прежде всего к принципу синфазности и синхронности, который был впоследствии положен в основу телеграфных аппаратов Д. Юза, В. Сименса и Э. Бодо. Этот принцип сохранил свое значение и для современных буквопечатающих аппаратов.

Однако правительство считало изобретение Якоби военным секретом и не разрешало ученому публиковать его описание. О нем даже в России знали немногие, до тех пор, пока в Берлине Якоби не показал чертежи В. Сименсу, который этим воспользовался и внес в конструкцию устройства Якоби некоторые изменения, и совместно с механиком И. Гальске организовал серийное производство таких телефонных аппаратов. (Так было положено начало деятельности всемирно известной электротехнической фирмы «Сименс и Гальске».)

Последняя работа Якоби в области аппаратостроения относится к 1854 г., когда он создал новый телеграфный аппарат для связи на больших пароходах между каютой капитана и машинным отделением. Но аппаратостроением не ограничивалась деятельность Якоби в области телеграфии. Он внес выдающийся вклад в строительство линий электромагнитного телеграфа и в решение вопроса об устойчивости и надежности телеграфирования. Еще одно замечательное изобретение Якоби — прототип современного подземного кабеля. Позднее оно было использовано при прокладке кабеля из Европы в Америку.

Телеграфные аппараты, построенные Якоби хранятся в физическом кабинете академии наук.

Его труды ускорили решение многих проблем метрологии: установление метрической системы, разработку эталонов, выбор единиц измерений и др. Работы Якоби сыграли важную роль в организации электротехнического образования в России.

Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.



Можно посмотреть здесь- http://www.youtube.com/watch?v=gULF-l6IJgA
Вложения
Борис Семёнович ЯКОБИ..jpg
Биография:

Борис (Мориц Герман) Якоби — брат выдающегося немецкого математика Карла Якоби, русский физик, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, изобретатель электродвигателя и метода гальванопластики металлов.

Мориц Якоби родился 21 сентября 1801 года в Германии, в состоятельной еврейской семье. Отец будущего всемирно известного физика являлся личным банкиром прусского короля Фридриха Вильгельма III, мать изобретателя, Рахель Леман, вела образ жизни состоятельной домохозяйки. Подобное семейное положение благотворно сказалось на образовании: сначала домашнее обучение, затем частная школа, Берлинский и Геттингенский университеты.

В 1823 году Якоби окончил Геттингенский университет с отличием и его направили на работу в строительный департамент Пруссии, где Мориц проработал в должности архитектора вплоть до 1833 года. В следующем году он переехал в город Кенигсберг, туда, где в университете занимался преподавательской деятельностью его брат, математик Карл Якоби.

Увлечение физикой и общение с братом, уже нашедшим себя в научной области, привели к тому, что Мориц сделал в 1834 году свое научное открытие — первый в мире электродвигатель с непосредственно вращающимся рабочим валом. До этого изобретения вершиной разработок в сфере электричества считалось устройство, преобразующее в электрическую энергию силу возвратно-поступательных или качательных движений якоря. Якоби понял, что подобные устройства с экономической точки зрения не выгодны.

Однако в виду отсутствия достойного аналога спросом пользовались именно эти рассчитанные на движение маятника приборы, поэтому Якоби решил разработать более мощный электродвигатель с возможностью его применения на практике. В этом же году поиски Морица Якоби увенчались успехом: он создал первый действующий электродвигатель, работа которого была основана на принципе притяжения и отталкивания электромагнитов.

Опытный, а затем и коммерческий образцы включали в свою конструкцию две группы магнитов, четыре из которых были неподвижно установлены на раме, а остальные, выставленные по отношению к первым «в режиме» отталкивания, — на свободно вращающемся роторе. Для возможности попеременного изменения полярностей подвижных магнитов был установлен придуманный ученым пока еще примитивный коммутатор. Правда, основной принцип устройства используется в электромеханике и по сей день практически без изменений. Работа двигателя гарантировалась двумя подключенными к устройству гальваническими батареями.

Электродвигатель Якоби на момент его сборки являлся самым технически совершенным электроприбором XIX века. Он мог поднять груз массой 10—12 фунтов (около 4—5 кг) на высоту приблизительно в 30 см от пола в 1 с. Мощность устройства составляла 15 Вт, частота вращения — от 80 до 120 оборотов в минуту (равномерность вращения этого прибора некоторое время «хромала», что было исправлено самим изобретателем в последующих разработках).

Подобный вид электродвигателей преимущественно используется в тепловозах, электровозах, теплоходах, карьерных самосвалах, стартерах автомобилей и тракторов и т. д. При этом для уменьшения опасного напряжения и снижения риска перегрева в автомобилях применяют несколько усовершенствованную версию электродвигателя.

Удобство использования и управления, практически идентичные механическая и регулировочная характеристики двигателя, легкий способ изменения частоты вращения и хорошие пусковые свойства, являющиеся положительными характеристиками устройства, позволили ему быстро завоевать доверие и занять лидирующие позиции в области приборостроения XIX века. Однако у двигателя имелся и ряд недостатков, часть из которых на сегодняшнее время уже практически не ощущается: дороговизна изготовления, необходимость постоянного профилактического обслуживания особо важных соединительных узлов и, наконец, ограниченный срок службы из-за быстрого износа коллектора.

Параллельно с практическими разработками Якоби проводил теоретические изыскания, закончившиеся одновременно с сооружением двигателя. После незначительной правки Якоби отправил свои записи в Парижскую академию наук, которая по прочтении на заседании академии дала рекомендацию к опубликованию. О построенном в мае 1834 года в небольшом городке Кенигсберг приборе уже в декабре этого же года было известно практически всей Европе.

Возможность прочтения научного труда практически в любой точке Европы сыграла главную роль в дальнейшем развитии изобретательского таланта Мориса Якоби. Прочитавшие в 1835 году его монографии В. Я. Струве и П. Л. Шиллинг высоко оценили научный потенциал молодого изобретателя и рекомендовали его к приему на должность профессора в Дерптский университет на кафедру гражданской архитектуры. В этом же году Морис опубликовал «Мемуар о применении электромагнетизма для движения машин», который сделал ученого известным в академических кругах университета.

В 1837 году Якоби получил от членов Петербургской академии наук рекомендацию, после чего самолично составил записку с предложением практического применения собственного изобретения для оснащения собранным электродвигателем мельничных жерновов, а также средств передвижения и транспортировки тяжелых грузов. Этот доклад практически сразу же был переадресован министру народного просвещения и президенту Академии наук графу С. С. Уварову. Он перенаправил предложение императору Николаю I лично, который, приняв во внимание действительную значимость изобретения Якоби, создал «Комиссию для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби». Организацию поручено было возглавить адмиралу И. Ф. Крузенштерну, а в её состав вошли известнейшие ученые, такие как Э. X. Ленц, П. Л. Шиллинг и др. На проведение этой акции по модернизации техники правительство выделило 50 000 рублей — огромная, просто колоссальная по тем временам сумма!

С момента принятия предложения Николаем I, по сути, и начался российский период научной деятельности Мориса Якоби. В тот день он принял российское гражданство и стал называть Россию не иначе как своей второй родиной. На его исторической родине к таким заявлением отнеслись довольно враждебно, но возражать не стали: авторитет Российской империи в научных кругах европейского общества был непоколебим.

Вклад Якоби в развитие российского приборостроения велик и чрезвычайно многообразен: он сконструировал ряд приборов, предназначенных для измерения электрического сопротивления (рабочее название — вольтагометр), сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приемнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопеча-тающий телеграфный аппарат. Якоби руководил прокладкой первой линии кабельной связи между Санкт-Петербургом и Царским Селом, а также и в самом Петербурге. Однако наиболее важной его заслугой в научной области считают изобретение в 1837—1840 годах метода гальванопластики (получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металла на металлическом или неметаллическом оригинале) и, следовательно, открытия нового направления прикладной электрохимии. Для своих работ по гальванике он сконструировал гальванические батареи и, кроме того, являлся инициатором формирования гальва-нических команд в саперных частях русской армии.

Гальванопластика, открытая именно Борисом Якоби уже в российский период его деятельности, по своей сути является способом получения сравнительно толстого слоя металлической природы на поверхности какого-либо предмета, в том числе и предмета со сложной конфигурацией поверхности или с рисунком.

При разработанном Якоби способе осадки из гальванического раствора выделяются массивным слоем, прочным, но легко отделяющимся от покрываемой поверхности. Основные материалы, подходящие для использования этого метода, — медь, железо, никель, серебро и золото.

При применении этого способа для покрытия поверхности труб или других объемных и полых предметов используется сердечник из легкоплавких материалов, который потом извлекается из предмета с помощью нагрева и выплавливания сердечника.

Работы Якоби известны и используются в наши дни. Были они признаны и при жизни изобретателя: в 1839 году он был удостоен звания адъюнкта Императорской академии наук, в 1842 стал сначала экстраординарным, а затем в 1847 году и ординарным академиком. Изобретение гальванопластики в 1840 году принесло Якоби Демидовскую премию размером в 25 000 рублей, в этом же году он получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Незадолго до кончины Якоби писал: «Нижеподписавшийся гордится этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России...».

В 1872 году великий ученый, будучи тяжело больным, почти прекратил научную деятельность. Умер Морис Якоби в 1874 году в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.
Борис Семёнович ЯКОБИ..jpg (9.11 КБ) 4326 просмотров
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Вернуться в «Технология изготовления предметов фалеристики»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей