Сообщение DMIK » Пт, 04 янв 2013 14:50:36
Грузия
ГРУЗИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА провозглашена Революционным Комитетом Грузии 18 февраля 1921 года
В связи с образованием Содружества Независимых Государств в декабре 1991 года Грузинская ССР преобразована в Грузию
Орден Красного Знамени ГССР
История учреждения боевого ордена в Грузинской ССР извест¬на, пожалуй, в значительно мень¬шей степени, чем учреждение по¬добных наград в других Закав¬казских республиках. Постанов¬ление Всегрузинского ЦИК об учреждении ордена Красного Знамени пока не обнаружено. Не известен и Статут ордена, опре¬деляющий порядок представле¬ния и вручения республиканской награды.
В письме, направленном из ЦИК Грузии в Закавказский ЦИК 17 июня 1932 года, отмечалось, что Всегрузинский Центральный Исполнительный Комитет не мо¬жет представить в Президиум ЗакЦИК реляции на награжден¬ных орденом Красного Знамени Грузинской ССР, так как их в ар¬хиве ЦИК Грузинской республики просто нет. Далее в этом письме подчеркивалось: "Кроме того, для награждения орденами в то время не существовало какого-либо стро¬го установленного порядка (в том числе и обязательного составления реляции) и само награждение про¬исходило по большей части на сессиях ЦИКа, по словесным док¬ладам Президиума ЦИК". Отсюда следует, очевидно, тот факт, что Статут ордена Красного Знамени Грузинской ССР вообще никогда не был принят.
Однако награждения боевым грузинским орденом все же осу¬ществлялись. Первое постановле¬ние ЦИК Грузинской ССР о наг¬раждении республиканским ор¬деном Красного Знамени было принято 3 июля 1923 года. Кава¬лерами этой почетной награды стали сразу 20 человек - бойцы и командиры сводного отряда под командованием командира Гру¬зинской стрелковой дивизии С.Д. Левктадзе и руководители ГПУ Грузинской ССР. Боевые ор¬дена им были вручены "за отличия в борьбе с бандитизмом в районе г. Душета в сентябре 1922 года". Задержка награждения почти на десять месяцев говорит о том, что проект ордена Красного Знамени Грузинской ССР был принят и утвержден не ранее первой поло¬вины 1923 года.
Впоследствии еще три раза Всегрузинским ЦИК принима¬лись решения о награждении орденом Красного Знамени Гру¬зинской ССР. Последним эту на¬граду получил 12 мая 1924 года командующий Краснознаменной Кавказской Армией А.И. Егоров. Всего орденом Красного Знамени Грузинской ССР было награждено 46 человек, в том числе око¬ло 20 - посмертно.
Согласно справке, составленной отделом командных кадров Глав¬ного Управления РККА 17 июня 1933 года для представления в Президиум ЦИК Союза ССР, ор¬деном Красного Знамени Грузинс¬кой ССР был награжден всего 21 человек. Надо полагать, что в это количество вошли лишь те кава¬леры грузинской боевой награды, награждение которых было под¬тверждено в свое время приказа¬ми Реввоенсовета СССР. Следова¬тельно, если из общего списка от¬меченных этим орденом вычесть награжденных посмертно и ука¬занных в справке ГУ РККА, то ос¬тавшиеся 5 человек, хоть и имели право на ношение грузинской на¬грады, все же не получили поло¬женных денежных выплат и дру¬гих льгот и преимуществ ордено¬носцев.
Вместе с орденами Красного Знамени Грузинской ССР награж¬денным вручали грамоты, отпеча¬танные не позднее сентября 1923 года в одной из Тифлисских типографий. Грамоты содержали стан¬дартный текст на грузинском языке: "Всегрузинский ЦИК Со¬ветов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов в оз¬наменование исполнения гражда¬нином . . . своего долга перед Социалистическим отечеством... вручает ему знак ордена "Красное Знамя" - символ Мировой социа¬листической революции". В ни¬жней части грамоты указывалась дата заполнения документа и ре¬гистрационный номер.
В Центральном Государствен¬ном архиве Советской Армии со¬хранились копии большинства грамот, выданных кавалерам ор¬дена Красного Знамени Грузин¬ской ССР. Грамота № 1 была оформлена на имя начальника 4-й Объединенной военной шко¬лы Н.Н. Биязи 4 октября 1923 го¬да, грамота № 21 на имя военного летчика С.А. Качинского - 31 янва¬ря 1924 года, грамота № 42 на имя политрука учебно-кадрового ба¬тальона Грузинской стрелковой дивизии В.К. Качаравы - 30 марта 1924 года. К сожалению, порядко¬вые номера орденских знаков ука¬зывались в этих наградных до¬кументах не всегда. Судя по хроно¬логии оформления грамот, знаки ордена Красного Знамени Грузинской ССР вручались награж¬денным по мере изготовления.
В настоящее время в фондах нескольких музеев бывшего Совет¬ского Союза хранится всего 7 эк¬земпляров ордена Красного Знамени Грузинской ССР. Четыре из них не имеют на реверсе порядко¬вых номеров, однако подлинность этих орденов не вызывает никаких сомнений. По мнению авторов, изготовлено знаков боевого гру¬зинского ордена было больше, чем выдано, поэтому часть из них осталась без номеров. Впрочем, это предположение является лишь одной из возможных версий, объ¬ясняющих столь странный факт. Поскольку ордена Красного Зна¬мени Грузинской ССР изготав¬ливались в частной ювелирной мастерской города Тифлиса, най¬ти сегодня какие-либо документы или, тем более, мастеров-исполни¬телей этого заказа не представляет¬ся возможным.
Исходя из общего количества награждений и с учетом трагичес¬кой участи большинства кавале¬ров ордена Красного Знамени Грузинской ССР, можно уверенно заключить: знак этого ордена яв¬ляется одной из самых редких на¬град во всей Советской респуб¬ликанской наградной системе.
Куценко А.Н., Смирнов Ю.Д.
КС42 Ордена Советских республик. - Донецк: Редакционно-издательское предприятие "Лебедь", 1996. - 400 с. : ил.
I8ВN 5-7707-5732-9
"Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений"