50 лет назад народ маленькой латиноамериканской страны Кубы совершил один из самых больших в истории человечества подвигов. Об этом подвиге Фидель сказал, что он «лишил любых аргументов империализм, врагов нашей Родины, врагов Революции». Речь идет о беспрецедентной Кампании ликвидации неграмотности на Кубе.
Сразу же после победы Революции в 1959-м году революционное правительство столкнулось с тем, что дальнейшее экономическое и культурное развитие страны невозможно без полноценного участия всего народа. Первой преградой на этом пути была массовая неграмотность. На тот момент население Кубы составляло немногим более 6 миллионов человек, из которых около миллиона не умели читать и писать. Школ было в два раза меньше, чем нужно. Естественно, каждый год количество неграмотных взрослых росло. Больше всего проблем было в селах, где неграмотных насчитывалось около 47%. Но именно в сельскую местность не особенно охотно уезжали на работу учителя. Да и самих учителей было слишком мало.
Если Фидель говорит, что возможно...
С 1959-го до начала 1961 года революционному правительству с помощью открытия новых школ, вечернего обучения для работающих и отдельных учебных центров удалось сократить число неграмотных на 100 тысяч. Однако, это было очень мало, и тогда Фидель понял, что решить проблему можно только силами всего народа. Он обратился ко всем образованным кубинцам и особенно к молодежи, призвав создать «Армию борьбы с неграмотностью». Этот призыв был воспринят с небывалым энтузиазмом. В добровольные учителя записывались рабочие, студенты, школьники, домохозяйки. Всем несовершеннолетним нужно было получить разрешение родителей, а случалось, что родители шли вслед за своими детьми. Всего насчитывалось около 178 000 участников, из которых 105 тысяч составили молодые люди и дети в возрасте от 10 до 19 лет. Средний возраст юных учителей — 14–16 лет. «Молодые» бригады были названы в честь Конрадо Бенитеса — молодого добровольца, павшего жертвой контрреволюционной диверсии. Его смерть стала народной трагедией, но побудила тысячи юношей и девушек продолжить его дело.
Конрадо Бенитес — 19-летний учитель, погибший от рук конттреволюции.jpg
Фидель не побоялся в сентябре 1960-го года заявить на Генральной Асемблее ООН, что неграмотность на Кубе будет ликвидирована в течение одного года. Координаторов кампании он направил к Че Геваре, чтобы тот поделился опытом обучения грамоте в армии повстанцев. Че сказал: «Задача очень сложная, но если Фидель говорит, что возможно — значит, возможно». И началась большая работа. В кампанию были включены около двух миллионов человек — учащихся, учителей и тех, кто обеспечивал организацию и безопасность кампании. Два миллиона — это, фактически, была треть всего народа Кубы.
Сначала для молодежи был устроен лагерь в курортном городке Варадеро, на лучшем пляже страны, где учителя знакомились, набирались сил перед длительной и сложной задачей, проходили медосмотр и инструктаж по программе обучения грамоте. Кроме образовательной миссии добровольные учителя должны были приобщать крестьян к основным правилам личной гигиены: показывать на своем примере, что нужно мыть руки перед едой, кипятить воду для питья, ежедневно мыться, не допускать животных к жилым помещениям и т.п и требовать этого от крестьян.
И вот юные «альфабетизадоры» (так называли на Кубе участников кампании) разъехались по селам, по горам, по самым заброшенным уголкам страны, где люди никогда не брали в руки карандаш и бумагу, не видели врача.
Молодые и веселые, они едут исполнять первое задание Революции.jpg
tren2.jpg
Alfabeticemos и Venceremos: как все было
Жили по-разному: некоторые в специально организованных лагерях, но чаще всего в домах крестьян, которых и учили. Обучение проходило по разработанным и изданным полуторамилионным тиражом учебнику и тетради. Учебник назывался «Alfabeticemos» («Обучимся»), а тетрадь — «Venceremos» («Победим»). Также были изданы: книга по арифметике «Producir, Ahorrar, Organizar» («Производить, экономить, организовать»), «Temas sobre Revlucion para Alfabetizadores» («Темы о Революции для учителей»), другие пособия. Вопрос подготовки программы обучения был в числе самых серьезных вопросов кампании, ведь она должна была быть простой и в то же время высокоэффективной. Для этой подготовки были собраны самые опытные и талантливые педагоги страны. Позже министр образования Армандо Арт подчеркивал, что как кампания была бы неосуществима без всенародной помощи и участия, точно так же она не смогла бы достичь цели без четкой организации и активной поддержки специалистов из множества областей. Наверное, секрет успеха и был в том, чтобы каждый оказался в кампании на своем месте.
Детальнее о методике обучения грамоте можно прочитать в интервью с 11-летним участником кампании Ирамом Баредом. Главное, что можно сказать о программе учебы — это то, что в своем содержании она опиралась на революционные изменения в стране, давая обучающимся понять, что образование и революция неразделимы. Центральные темы, вокруг которых строилось обучение — темы земли, аграрной реформы, народной милиции, международной солидарности, жилья, медицины и т.д. Большинство воспринимало кампанию с энтузиазмом и уважением, однако, находились, конечно, и такие, кого нужно было убеждать. Но «альфабетизадоры» не сдавались, даже если речь шла о стариках — так один мальчик месяц ходил к строптивому старику, пока тот не сдался и не стал учиться. Потом он этого мальчика не хотел отпускать домой. В общем, учителям часто приходилось решать неожиданные задачи, проявлять изобретательность и психологическое мастерство.
Учиться никогда не поздно!.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.