Але́хо Карпентье́р-и-Вальмóнт (Alejo Carpentier y Valmont, 26 декабря 1904, Лозанна — 24 апреля 1980, Париж) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.
Биография и творчество
Сын
русской преподавательницы Лины Вальмонт и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник Константина Бальмонта. Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1923 году вошёл в авангардное объединение «Группа меньшинства», фактически руководителем которого был историк Эмилио Роиг де Леучсенринг. В 1924 году начал публиковаться в левой прессе. В том же 1924 году стал главным редактором литературно-публицистического журнала «Картелес», а в 1927 году возглавил журнал «Revista de avance». Был связан с Коммунистической партией Кубы, в 1927 году за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем в 1928 году при поддержке Робера Десноса, с которым познакомился в Гаване, тайно эмигрировал во Францию.
Во Франции Карпентьер познакомился с сюрреалистами, публиковался в бретоновском журнале «Сюрреалистическая революция», был близок с такими крупными композиторами, как Дариус Мийо и Эйтор Вила-Лобос. В 1930 подписал антибретоновский памфлет «Труп». В 1933 закончил свой первый роман «¡Ecué-Yamba-Ó!» и в скором времени уехал из Франции в Мадрид. Сблизился с Мигелем Анхелем Астуриасом, чей интерес к доколумбовой мифологии Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера. В 1937 участвовал в антифашистском конгрессе писателей в Мадриде.
В 1939 Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался журналистикой и изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки.
В 1943 Карпентьер посетил Гаити. Впечатления от этой поездки легли в основу исторического романа «Царство земное». Роман воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри Кристофа, бывшего раба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королём. Роман — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко, с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — обозначил приход «магического реализма» в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950—1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману.
В 1945—1959 Карпентьер жил в Венесуэле. В этой стране происходит действие его романа «Потерянные следы» (1953), герой которого, современный композитор, совершает путешествие в сельву в поисках музыкальных инструментов и в результате коренным образом меняет свою жизнь.
В 1962 Карпентьер издал исторический роман «Век просвещения», действие которого происходит в годы Великой Французской революции на Кубе, на Гаити, во Франции, на Гваделупе, во Французской Гвиане, в Испании. Герои романа, Эстебан, Карлос и София — трое молодых кубинцев из Гаваны. В основе романа лежат подлинные факты из жизни Виктора Юга — комиссара якобинского Конвента на Гваделупе, агента Директории во Французской Гвиане. Габриэль Гарсиа Маркес после прочтения романа Карпентьера полностью переработал свои «Сто лет одиночества».
Карпентьер вернулся на Кубу после победы революции, принял деятельное участие в культурной жизни страны. Стал профессором Гаванского университета, а в 1962 году — директором Национального издательства. С 1966 года занимал пост атташе по культуре посольства Кубы в Париже.
Роман «Превратности метода» (1974) — один из портретов латиноамериканского диктатора, наряду с романами «Сеньор Президент» Астуриаса, «Осень патриарха» Гарсиа Маркеса, «Я, Верховный» Роа Бастоса.
Последний роман Карпентьера «Весна священная» (1978) назван по имени балета Игоря Стравинского. Роман представляет собой широкую эпопею, охватывающую события XX века, от гражданской войны в Испании до революции на Кубе.
Карпентьер, бывший ценителем и знатоком музыки, также написал книгу «Музыка Кубы», в которой особое внимание уделяется афрокубинским компонентам культуры острова.
Скончался 24 апреля 1980 года в Париже. Похоронен в Гаване на кладбище Колон.
Признание
Лауреат Премии Чино дель Дука (1975), Премии «Мигель де Сервантес» (1977), французской Премии Медичи за иностранный роман (1979).
В честь Карпентера названа французская школа в Гаване.
Произведения
Ecue-yamba-o!/ Экуэ Ямба-О! (1933, роман)
La música en Cuba/ Музыка на Кубе (1946, эссе)
El reino de este mundo/ Царство земное (1949)
Los Pasos perdidos/ Потерянные следы (1953)
Guerra del Tiempo/ Война времен (1958)
El siglo de las luces/ Век Просвещения (1962)
La ciudad de las columnas/ Город колонн (1970, эссе)
Право политического убежища (1972)
El recurso del método/ Превратности метода (1974)
Concierto barroco/ Концерт барокко (1974)
La consagración de la primavera/ Весна священная (1978)
El arpa y la sombra/ Арфа и тень (1979)
Сводные издания
Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985
Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976
Публикации на русском языке
Музыка Кубы. Москва: МузГИЗ, 1962
Избранные произведения в 2 тт. М.: Художественная литература, 1974
Весна священная. М.: Радуга, 1982.
Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. М.: Радуга, 1984
Превратности метода. М.: Прогресс, 1987
Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. М.: Радуга, 1988 (Мастера современной прозы)
Литература
Зюкова Н. Алехо Карпентьер. Л.: Художественная литература, 1982.
Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М.: Художественная литература, 1983
Пискунова С.И., В.Пискунов. Алехо Карпентьер и проблема необарокко в культуре XX века. – В кн.: Литература в контексте культуры. М., 1986
Осповат Л. Человек и история в творчестве Карпентьера. – В кн.: Приглашение к диалогу. Латинская Америка: размышления о культуре континента. М., 1986
Лисандро Отеро. Плавание через века. – «Культуры. Диалог народов мира», 1986, № 4
Земсков В. Новая земля Алехо Карпентьера. – В кн.: Алехо Карпентьер. Избранное. М., 1988
Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007, с.231-232
Mazziotti N. Historia y mito en la obra de Alejo Carpentier. Buenos Aires: F. García Cambeiro, 1972
González Echevarría R. Alejo Carpentier, the pilgrim at home. Ithaca: Cornell UP, 1977
Márquez Rodríguez A. Lo barroco y lo real-maravilloso en la obra de Alejo Carpentier. México: Siglo Veintiuno Editores, 1982
Zamora L.P., Faris W.B. Magical realism: theory, history, community. Durham: Duke UP, 1995
Padura L. Un camino de medio siglo: Alejo Carpentier y la narrativa de lo real maravilloso. México: Fondo de Cultura Económica, 2002
Millares S. Alejo Carpentier. Madrid: Editorial Síntesis, 2004
Birkenmaier A. Alejo Carpentier y la cultura del surrealismo en América Latina. Madrid: Iberoamericana; Frankfurt/Main: Vervuert, 2006
ALEJO CARPENTIER.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.