Сообщение Bonewur » Вт, 05 сен 2006 12:07:41
Вначале статья «И где бы, товарищ, ты не был?», опубликованная в «Пропеллере» № 46 (2641) от 26 сентября 1980 г.
«И ГДЕ БЫ, ТОВАРИЩ, ТЫ НЕ БЫЛ?»
[26.9.1980]
Виктор Баландин, МАИ
В этом году (статья опубликована в 1980 г. ? МАИ.Экслер.ру) исполняется 25 лет со дня введения в Московском авиационном институте нагрудного академического знака для выпускников.
В настоящее время десятки тысяч инженеров, окончивших институт, носят на груди этот знак с летящим самолетом и дорогими сердцу каждого маёвца буквами «МАИ».
Идея создания такого знака к 25-летнему юбилею института возникла в ректорате и партийном комитете института весной 1955 года по инициативе в то время директора института, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, профессора, доктора технических наук Николая Викторовича Иноземцева и секретаря партийного комитета, ныне декана факультета самолето- и вертолетостроения, профессора Андрея Ивановича Ярковца. Нужно отдать должное их инициативе и энергии в решении этого непростого вопроса.
До юбилея оставалось всего четыре месяца. Необходимо было получить согласие руководящих органов на введение такого знака для МАИ. Дело в том, что до этого нагрудные академические знаки вручались лишь выпускникам военных академий, университетов и МВТУ им. Баумана. Только рассматривался вопрос о введении единого знака для всех технических вузов. Нужно было потратить много энергии и сил, чтобы получить разрешение Минвуза СССР на этот индивидуальный знак для выпускников МАИ.
Началась напряжённая работа. Было создано много проектов знака, самых разнообразных по форме. Но ни один из них не удовлетворял высоким требованиям. После рассмотрения в парткоме представленных проектов директор МАИ Н. В. Иноземцев набросал несколько эскизов знака. При этом он сразу сказал, что за основу нужно взять ромб ? традиционный знак русской высшей школы. В то время гремела слава самолёта МиГ-15. На одном из эскизов Н. В. Иноземцев воспроизвёл эту знаменитую машину в стремительном полете ввысь, силуэт которой до сих пор украшает знак МАИ (Н. В. Иноземцев был отличным художником).
Следующим этапом было утверждение знака в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР и представление его в ЦК КПСС, Госплан, Совет Министров СССР и ряд других организаций. Выполнение всех этих работ, а также изготовление знаков в Ленинграде на Монетном дворе было поручено военной кафедре института, в частности, автору этих строк.
Часть обязанностей по согласованию знака взял на себя А. И. Ярковец. Большую организационную помощь оказывал заместитель директора МАИ В. Г. Бовин, ныне заведующий кафедрой 901. Эскиз всем понравился.
Затем начался этап заказа и изготовления знака в Ленинграде на Монетном дворе. Художественный совет завода предложил несколько повернуть самолёт относительно своей оси. Таким образом, проект знака был окончательно доработан.
Но вот всё позади! Лучшие гравёры Гознака приступили к работе. Нужно было успеть к началу торжественного юбилейного заседания привезти двести знаков в Москву, и в день заседания в здании Московской государственной консерватории в торжественной обстановке вручить их выдающимся учёным института ? академику Б. Н. Юрьеву, профессорам Г. Н. Свешникову, Е. И. Тихомирову и другим.
Вскоре началось серийное производство знаков. Большая работа была проделана по вручению нагрудных знаков и тем, кто окончил институт в период с 1930 по 1955 годы.
Сегодня нагрудный знак МАИ носят десятки тысяч питомцев института. Его можно увидеть во всех уголках нашей Родины и за рубежом. Не случайно стали крылатыми слова одной из маёвских песен:
И где бы, товарищ, ты не был,
Мы вместе учились в МАИ,
Недаром кусочек лазурного неба
Сияет у нас на груди.
Ставлю фото академического знака МАИ образца 1985 года.
Хотелось бы посмотреть на аверс и реверс самого первого академического знака МАИ образца 1955 года.
Если у кого есть покажите пожалуйста.
-
Вложения
-
-
- Николай Викторович ИНОЗЕМЦЕВ -
автор эскиза академического знака МАИ
-
- Истребитель МиГ-15 (1947 г.) изображённый на академическом знаке МАИ