Сообщение mamont » Сб, 23 янв 2016 08:19:01
Недавно исполнилось 40 лет с момента окончания масштабной операции советских военно-морских сил по обеспечению безопасности судоходства в Бенгальском заливе и в дельте реки Ганг. Почти 2,5 года тральщики Тихоокеанского флота каждый день вели траление огромной и сплошь усеянной подводными минами акватории, а также очищали дно порта Читтагонг от взорванных и затонувших судов.
В начале октября 2014 года в Военно-историческом музее ТОФ во Владивостоке состоялась встреча ветеранов флота, участвовавших в разминировании акватории у полуострова Индостан.
Контр-адмирал в отставке Сергей Кокоткин в те годы был капитаном 1-го ранга и одним из руководителей операции. Сейчас он живет в столице, но прекрасно помнит ту давнюю командировку. Накануне встречи ветеранов во Владивостоке корреспондент «В» связался с Сергеем Кокоткиным по телефону в Москве и попросил поделиться воспоминаниями.
– Правительство Бангладеш в начале 1972 года обратилось к нашей стране с просьбой оказать помощь в расчистке акватории порта Читтагонг, – рассказывает Сергей Николаевич. – В ходе освободительной войны морские ворота молодой республики оказались парализованы: в фарватере были затоплены суда, а проходы со стороны моря минированы. Очистить их поручили Краснознаменному Тихоокеанскому флоту, в Приморье была сформирована экспедиция в Индийский океан.
Первое судно прибыло в Читтагонг 2 апреля 1972 года. По воспоминаниям контр-адмирала Кокоткина, когда в порт входили советские тральщики и суда вспомогательного флота, местное население приветствовало их так радостно и бурно, как могут встречать только спасителей.
– Что касается измышлений западных газет о намерении советского правительства иметь базу ВМФ в Бангладеш, то мы посоветовали командиру экспедиции организовать пресс-конференцию для иностранных корреспондентов, – продолжает рассказ Сергей Кокоткин. – Контр-адмирал Сергей Павлович Зуенко пригласил представителей американских, европейских и азиатских СМИ выйти в море и посмотреть, чем занимаются советские моряки. Журналисты не только убедились, что никаких других целей, кроме помощи молодой республике, советские моряки не преследуют, но и были восхищены высокой дисциплиной, организацией службы на кораблях, выносливостью наших матросов, старшин и офицеров.
Благородство у нас в крови
Погодные условия, по словам Кокоткина, никак не содействовали сложной операции: дули сильные ветры, лили муссонные дожди с градом, внезапно налетали циклоны, которые превращали день в ночь. Но, несмотря на это, тихоокеанцы трудились самоотверженно. Личный состав всех кораблей работал по 12-14 часов в сутки, практически без выходных.
– Местные докеры удивлялись ловкости и сноровке наших моряков и говорили, что они трудятся «таратари-таратари», то есть быстро-быстро, – вспоминает Сергей Николаевич. – А еще докеры поражались, как рано у нас начинался и поздно заканчивался рабочий день. Действительно, мы принимались за работы уже в 5.30, а останавливали их только в 22.00.
Понятно, что каждое траление тогда было сопряжено с невероятной опасностью. Но даже в такой тревожной ситуации происходили события, запомнившиеся морякам экстраординарностью.
– В середине лета 1972 года группа наших тральщиков возвращалась с боевого траления в Бенгальском заливе. Сигнальщик, старшина 2-й статьи, доложил командиру корабля, что в десяти кабельтовых терпит бедствие бенгальский парусник. При штормовом ветре и состоянии моря шесть баллов командир принял решение подойти к тонущему судну, – рассказывает контр-адмирал Кокоткин. – Наши моряки проявили расторопность и, несмотря на то, что парусник на три четверти корпуса оказался погруженным в воду, сумели переправить на борт тральщика пятерых рыбаков, уже потерявших надежду на спасение. Всех их доставили в порт, и руководство города выразило нам благодарность за самоотверженный и благородный поступок…
Мины в фарватере
Экспедиция в Бенгальском заливе была не единственной операцией ТОФ по разминированию в то время. Едва наши корабли стали возвращаться из Читтагонга, как флоту пришлось выдвигаться в направлении Красного моря, чтобы прийти на помощь другому народу.
В том же 1974-м правительство Арабской Республики Египет, поддерживавшее тогда дружественные отношения с СССР, обратилось к советскому правительству с просьбой принять участие в восстановлении судоходства в Суэцком канале, который со времени «недельной» войны 1967 года между Израилем и арабскими странами минировался неоднократно.
Интернациональный долг и геополитические перспективы заставили руководство Союза принять решение об оказании Египту безвозмездной помощи по очистке от мин южных подступов к Суэцу. Выполнять эту ответственную задачу поручили кораблям Тихоокеанского и Черноморского флотов.
Справка
Советская спасательная экспедиция, составленная в основном из кораблей и судов Тихоокеанского флота, нескольких спасательных судов Камчатского и Сахалинского пароходств, очищала порт Читтагонг от затонувших судов, а также ликвидировала минную опасность на подходах к нему с весны 1972-го по осень 1974 года. За это время было поднято и отбуксировано в места разделки 26 судов общим водоизмещением 100 тысяч тонн. Протралены 1002 квадратные мили акватории Бенгальского залива.
Наши моряки обучили спасательному делу 44 бенгальских военных. В дар правительству Республики Бангладеш было передано три водолазных судна, большое количество водолазной техники и аварийно-спасательного имущества. Работы по очистке порта Читтагонг, по оценке специалистов, по своему масштабу явились крупнейшими в мире на тот период.
За этот самоотверженный труд более 40 участников экспедиции были награждены орденами и медалями.
Историческая справка
Бангладеш находится на северо-востоке Южно-Азиатского субконтинента и граничит с Индией и Бирмой. История Бангладеш как независимого государства насчитывает всего 43 года.
Предоставляя после Второй мировой войны независимость своей бывшей колонии Индии, Великобритания добилась расчленения страны на два государства: собственно Индию и Пакистан. Позже Пакистан разделился на Западный и Восточный Пакистан (Бенгалию).
Разделение произошло по религиозному принципу, что привело к незатухающему конфликту, который продолжается уже более полувека и периодически принимает вооруженные формы.
Народная Республика Бангладеш была провозглашена в апреле 1971 года в результате победы национально-освободительного движения в борьбе против правящих кругов Западного Пакистана, осуществлявших политическую, экономическую и национальную дискриминацию бенгальского народа.
В ходе боев на территории Бенгалии пострадали многие населенные пункты, дороги, но особенно большие разрушения были в портах, которые играли ключевую роль в экономике молодой республики. Новое государство лишилось возможности использовать порты для доставки грузов и продовольствия и оказалось перед угрозой полного развала и без того слабой экономики и неизбежного голода.
Как и во многих аналогичных случаях, помощь пришла с ожидаемой стороны – от Советского Союза, который сформировал и направил в Республику Бангладеш по просьбе её правительства спасательную экспедицию.
-
Вложения
-
-
- zn_veteran.jpg (31.14 КБ) 3461 просмотр
Коллекция должна быть бесплатной! ©
А. Бирштейн. Коллекционер