bigshatun писал(а) Пн, 02 ноя 2009 12:47:13: ↑
Спасательное судно «ЭПРОН» (СС-26)
25 октября 2009 года экипаж и ветераны спасательного судна «ЭПРОН» Черноморского флота России отметили 50 лет со дня подъема Военно-морского флага.
Сегодня "ЭПРОН" остался единственным в строю Военно-морского флота из своих собратьев 527 проекта.
Счастливый "ЭПРОН" - 25 октября 2021 г исполняется 62 года "водолазному крейсеру" ЧФ. Почему счастливый?
В истории ВМФ России было немало трагедий, в которых переплетались судьбы моряков и кораблей. Но достаточно и других примеров, когда корабль и экипаж связаны узами счастья. Один из таких – спасательное судно "ЭПРОН", которому 25 октября 2021 г исполняется 62 года. Почему не одно поколение членов экипажа называет корабль
счастливым ?
С момента постройки "ЭПРОНу" везло — крупные неприятности обходили его стороной. Своему рождению корабль проекта 527 обязан "холодной войне" между странами НАТО и социалистическим лагерем. После Великой Отечественной войны ВМФ СССР ежегодно пополнялся 20-30 надводными кораблями и 8-10 подводными лодками. Уже к середине 50-х годов общее количество подлодок превысили 400 штук, боевых кораблей – 900 единиц.
Возникла потребность в создании спасательных судов, которые могли бы оказывать поддержку флоту в океанской зоне. Разработка первого такого корабля началась в 1953 году, а уже в марте 1957 года на заводе имени 61 коммунара в Николаеве был заложен головной корабль проекта 527, любовно прозванный "горбатым". Флаг аварийно-спасательной службы ВМФ СССР был поднят на судне 25 октября 1959 года.
По меркам существующих спасательных кораблей, которые преимущественно были переделанными трофейными немецкими тральщиками с водоизмещением около 500 тонн, новый корабль был поистине гигантом водоизмещением почти 3,4 тыс тонн и длиной почти 90 метров. Из-за статного вида он получил прозвище "Водолазный крейсер". Корабль мог выполнять все виды спасательных работ – буксировку пожаротушение, глубоководные водолазные работы. Изначально спасательное судно проекта 527 было безымянным и дважды меняло номера – "МБ-26" и "СС-26". Только в 1989 году, по ходатайству ветеранов аварийно-спасательной службы ЧФ, получило название "ЭПРОН" .
Среди операций корабля: спасение подводной лодки "Б-641" в Средиземном море, танкера "Вакуленчук", плавучей базы "Волга", морозильного траулера "Азов", выполнение сложных взрывных работ на затонувшем большом противолодочном корабле "Отважный", спасение сотен людей из горящего Сухуми в период грузино-абхазского конфликта.
"ЭПРОН" нашел и поднял со дна моря десятки потерпевших катастрофу самолетов и вертолетов, сотни торпед, мин, техники и оборудования. Судно принимало участие в различных аварийно-спасательных и поисковых работах, в которых участвовал Черноморский флот:
1972 - участие в работах по снятию военного транспорта "Иргиз" с мели у о.Мармара;
1974 - работы на месте гибели БПК "Отважный";
2003 - обследование у Варны (Болгария) погибшей ПЛ "Щ-211";
2013 - операция по обследованию найденной у м.Тарханкут советской подводной лодки "Щ-216;
2016 - участие в работах по поиску и подъему обломков самолета Ту-154Б (Сочи).
В 1977 году впервые в ВМФ спасательное судно "СС-26", а не боевой корабль, было объявлено лучшим кораблем флота.
Судно входило в 158-й дивизион аварийно-спасательной службы (АСС) ЧФ.
Большая удача случилась с кораблем в 1983 г
СССР продавал подводную лодку Индии, и индусы запросили вместе с ней еще и спасательное судно. Поскольку "ЭПРОН" на тот момент был самым старым судном 527 проекта, его решили отремонтировать и передать им. Во время ремонта на Севморзаводе выяснилось, что корабль в не очень хорошем состоянии. Пришлось менять часть корпуса, кабельные трассы, каюты. В итоге индусы отказались от корабля, а ЧФ получил новый корабль. Благодаря этому "ЭПРОН" до сих пор в строю – единственный из восьми кораблей серии.
После развала СССР корабль долгое время простаивал. Трагедия с подводными лодками "Комсомолец" и "Курск" заставило командование ВМФ обратить внимание на спасателей. "ЭПРОН" отремонтировали, обновили оборудование и вернули в море.
В 2005 году на судне был установлен малогабаритный телеуправляемый аппарат "Тайгер".
В 2011 г. судно принимало участие в международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок "Болд Монарх-2011" (Испания).
В 2015-2016 гг. судно в течение семи месяцев выполняло задачи в Индийском океане, где экипаж принимал участие в мероприятиях международного военного сотрудничества с ВМС Индии. За это время судно прошло 11602 мили. СС "ЭПРОН" 26 августа 2015 г - апрель 2016 г Дальний поход в Индию. По официальной версии, экипаж принимал участие в мероприятиях международного военного сотрудничества. Ну, а на самом деле...сегодня это уже не секрет... "ЭПРОН" обеспечивал испытания ядерной субмарины ВМС Индии. И испытания прошли успешно.
Последний этап модернизации корабля начался в 2016 году. За последние несколько лет на "ЭПРОНе" обновили водолазный комплекс, благодаря чему снизился риск декомпрессии, оснастили глубоководным необитаемым аппаратом "Пантера+", который способен работать на глубинах до тысячи метров. Корабельную стрелу заменили 12-тонным гидравлическим краном. Судно получило новые дизельные генераторы, опреснительную установку, новое поисковое оборудование, в частности – буксируемый гидролокатор бокового обзора. Корпус тоже отремонтировали.
"ЭПРОН" — единственное судно ВМФ России, которое выполняет практическую подготовку водолазов-глубоководников в морских условиях: благодаря использованию воздушно-гелиевых смесей они могут выполнять работы на глубине до 160 метров, а в экстренных случаях – до 200. А благодаря необитаемым подводным аппаратам, которые несет на себе корабль, работы могут производиться на глубине до 700 метров.
Экипаж корабля уверен, что и 70-летний свой юбилей "ЭПРОН" встретит в боевом строю.
Честь имею.