Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Хамцова
В погоне за паровозами
Икона Спас Смоленский выявлена исследователями Исторического музея
43 акварельных рисунка Ольги Александровны Романовой

Re: ЭПРОН

Знаки, медали, литература, история

Модератор: Papa-vodolaz

Аватара пользователя
FELIKS
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6559
Зарегистрирован: Чт, 02 июл 2009 19:16:47

Re: ЭПРОН

Сообщение FELIKS » Ср, 14 окт 2009 21:26:56

литература
Вложения
эпрон а.JPG
Нужны знаки по теме Оборона Ленинграда
С уважением FELIKS!...

Аватара пользователя
FELIKS
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6559
Зарегистрирован: Чт, 02 июл 2009 19:16:47

Re: ЭПРОН

Сообщение FELIKS » Пн, 19 окт 2009 17:53:37

однако "изче" :) ...
Вложения
эпрон, 37год.JPG
эпрон, 35год.JPG
эпрон, 34год.JPG
Нужны знаки по теме Оборона Ленинграда
С уважением FELIKS!...

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 18 окт 2018 12:41:56

копия раритетного знака
(Цепь и закрутка латунь Центр — латунь покрытие)

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. Создана приказом ОГПУ № 528 17 декабря 1923 года. До 1931 года находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Наркомату путей сообщения, в 1936 году — Наркомату водного транспорта, в 1939 году — Наркомату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан ВМФ СССР и в 1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ
Вложения
719422884_w800_h640_dscn9524.jpg
719422884_w800_h640_dscn9524.jpg (194.43 КБ) 4308 просмотров
719422887_w640_h640_dscn9528.jpg
719422887_w640_h640_dscn9528.jpg (189.9 КБ) 4308 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 12 фев 2019 11:16:04

ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923–1931): архивные документы и материалы

Опубликовано в журнале «Отечественные архивы» № 6 (2016)
ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923–1931)


Документальные публикации российских архивов открывают историкам все новые массивы источников, освещающих различные стороны жизни советского общества на разных этапах его развития. Особый интерес для исследователей представляют сборники документов из архивов отечественных спецслужб. В последние годы в результате активизации рассекречивания архивных материалов такие издания выходят в свет все чаще. Среди увидевших свет в 2015 г. отметим сборник, подготовленный Центральным архивом (ЦА) ФСБ России при участии Российского государственного архива Военно-морского флота (РГАВМФ) и Архива Российской академии наук (АРАН).

Авторы-составители данного издания много лет исследуют морскую тематику, подготовив целый ряд научных публикаций[1]. На этот раз они предприняли попытку рассказать об истории создания и деятельности Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) СССР, опираясь на уникальный по насыщенности корпус документов. Он охватывает период 1923–1931 гг., когда экспедиция входила в состав Государственного политического управления (с 15 ноября 1923 г. – ОГПУ СССР). Это важный период в истории страны, ознаменовавшийся началом новой экономической политики, образованием многонационального государства. Тогда главные усилия были направлены на восстановление разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами народного хозяйства, переход к мирному строительству. Советское правительство, несмотря на сложное финансово-экономическое положение, приняло решение по возрождению и развитию судоподъемного и водолазного дела. Ведь в военные годы отечественный флот понес значительные потери, и сотни российских военных кораблей и торговых судов оказались затопленными или разбросанными по всему земному шару. Однако обеспечить проведение подобных работ могла только мощная, технически оснащенная и укомплектованная грамотными специалистами организация. Выполнение задач по поиску и подъему затонувших кораблей и подводных лодок, как отечественных, так и иностранных, было возложено на военных контрразведчиков: ЭПРОН была создана при Особом отделе ГПУ СССР; её управление находилось в Москве. В 1931 г. экспедиция перешла в ведение Наркомата путей сообщения (с 1941 г. окончательно переподчинена военно-морскому ведомству как Главное управление экспедиции подводных работ особого назначения Военно-морского флота).

Основателем и первым руководителем ЭПРОНа был Лев Николаевич Захаров-Мейер (1899–1937), окончивший в феврале 1917 г. ускоренный курс Михайловского артиллерийского училища. В мае 1918 г. он вступил в Красную армию, в августе стал членом РКП(б), в апреле 1919 г. Захарова по партийной мобилизации направили на службу в Особый отдел ВЧК. В тот же год у него появился псевдоним – Мейер. Именно ему начальник ОО ОГПУ Г.Г. Ягода приказал возглавить ЭПРОН.

Отметим, что на протяжении всех двадцати лет существования экспедиции (она расформирована в 1943 г.) о подвигах героев-водолазов, проводивших подъем затонувших кораблей, знали не только те, кто непосредственно был связан с работами на море. Самоотверженным трудом подводников гордилась вся страна. В 1935 г. вышел художественный фильм об операциях ЭПРОНа «Путь корабля», снятый по сценарию русского и советского писателя И.С. Соколова-Микитова. Он же посвятил эпроновцам цикл очерков. В 1930-е гг. советские граждане не без интереса читали выпускавшиеся в Издательстве Краснознаменной экспедиции подводных работ СССР сборники статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Газеты информировали страну о победах подводников.
В документальном собрание семьи Л.Н. Захарова-Мейера, хранящееся в АРАН, речь идет о фонде его сестры д-ра ист. наук М.Н. Захаровой (1906–1984), в котором имеются материалы о деятельности экспедиции за 1923–1936 гг. Письмо начальника экспедиции В.С. Языкова от 5 мая 1923 г. о предоставлении сметы расходов для обеспечения поисковых работ на Черном море – первый документ о деятельности ЭПРОНа, хранящийся в ЦА ФСБ России (Док. № 1). Всего же в сборник включено 158 документов. Большинство из них (114) выявлено в этом архиве, 32 – в РГАВМФ, девять – в АРАН и три – в Государственном архиве Российской Федерации. Впервые в сборнике опубликованы подробные донесения о проведенных экспедицией работах по судоподъему, нормативные акты по водолазному делу, переписка по подъему в 1928 г. со дна Балтики британской подводной лодки «L-55», потопленной русскими моряками в 1919 г.

Из истории экспедиции известно, что вначале она предназначалась для обследования и подъема затонувшего в Крымскую войну под Балаклавой английского судна « Принц», которое, по некоторым данным, перевозило груз золота. Уверенные в успехе проведения судоподъемных работ, организаторы экспедиции наметили весьма обширные планы и приступили к подъему нескольких затонувших кораблей и подводных лодок. Сборник знакомит с особенностями подъема и ремонта тральщика «Перванш», эсминца «Калиакрия», линейного корабля «Императрица Мария», подлодки АГ-21 и др.

Документы показывают, что задачи и полномочия экспедиции постепенно расширялись; к ним добавились спасение отечественных и иностранных судов, терпящих бедствие в своих и чужих водах, строительство портов, прокладка подводных трубопроводов. Расширялась и география деятельности экспедиции. её первоначальный штат вырос с 58 до 750 человек в 1929 г., техническое оснащение существенно улучшилось, появились собственные спасательные суда, понтоны, подводная техника. В ЭПРОН приходили специалисты высочайшего класса, мастера своего дела. Из переписки ОГПУ с экспедицией можно понять, какую роль отводило руководство управления этой структуре в военное время: «Экспедиция должна укомплектовать боевые единицы флота квалифицированными водолазами и образовать сильные спасательные отряды при объединениях морских сил. Наши плавтехнические средства могут быть сверх того широко использованы для постановки минных и сетевых заграждений и для выполнения всяких других военных задач» (Док. № 83). Правильность такого подхода подтвердила Великая Отечественная война.
Немаловажным, судя по донесениям, оставался для руководства ЭПРОНа вопрос налаживания работы с личным составом. Серьезное внимание уделялось политическому воспитанию и просвещению: рабочих вовлекали в подготовку к вступлению в партию, организовывались занятия с малограмотными и неграмотными, музыкальный и шахматный кружки, «уголок нового быта», читались лекции, проводились экскурсии. Некоторые сотрудники становились членами общественных организаций («Доброхим», «Друзья детей», «Общество друзей радио» и др.). Работа проводилась через «красный уголок», который являлся местом семейного отдыха для большинства сотрудников.
Л.Н. Мейер в докладе «Об Экспедиции подводных работ к июлю 1930 г.» пишет, что условия труда в экспедиции, несравнимые с работой в любом советском учреждении или предприятии, «создали людей со специальными навыками и особым складом... которые настолько сроднились с постоянными перебросками и работой в море, со всеми специфическими сторонами подводных работ и эпроновского быта, что совершенно не представляют себе прелестей мирной спокойной жизни на берегу» (Док. № 83). Этот доклад был подготовлен Мейером уже после его назначения на другую должность в системе ОГПУ в момент передачи дел новому эпроновскому руководителю и представляет особый интерес для исследователей еще и потому, что помимо краткой исторической справки содержит результаты семилетней работы, а в виде приложения – оперативный план на 1930 г., штатную расстановку и перечень плавучих и технических средств экспедиции.
Уход Л.Н. Мейера тяжело отозвался на моральном состоянии эпроновцев. Хотя развала экспедиции не произошло, но на место революционных романтиков пришли люди сталинской генерации. Мейер же был назначен заместителем председателя ГПУ Нижневолжского края, затем работал на менее высоких должностях; в 1937 г. арестован как участник «заговора М.Н. Тухачевского», объявлен «резидентом польской разведки», осужден и расстрелян; реабилитирован в 1956 г.
ЭПРОН занимался подъемом затопленных и затонувших судов в Черном море, а с 1929 года—спасением судов, терпящих бедствие. За время своей деятельности ЭПРОН поднял 450 и спас от гибели 188 судов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1929 г.).

На верхнем фото: Лев Николаевич Захаров-Мейер (1899–1937)
На нижнем фото: история ЭПРОНа в экспозиции морского музея в Геленджике ( Сафари-Парк)
Вложения
unnamed.png
0620bd139db6ca99047e83c1da5b55e1.jpg
0620bd139db6ca99047e83c1da5b55e1.jpg (93.79 КБ) 3971 просмотр
Честь имею.

Аватара пользователя
FELIKS
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6559
Зарегистрирован: Чт, 02 июл 2009 19:16:47

Re: ЭПРОН

Сообщение FELIKS » Пн, 02 дек 2019 14:16:38

Аварийно-Спасательный отдел (ЭПРОН) ТФ
Свидетельство об окончании курсов легкого водолазного дела
Цветко Владимир Петрович
Вложения
2019-12-01-0023 — копия.jpg
2019-12-01-0023 — копия.jpg (186.58 КБ) 3293 просмотра
2019-12-01-0051.jpg
2019-12-01-0051.jpg (93.56 КБ) 3293 просмотра
Нужны знаки по теме Оборона Ленинграда
С уважением FELIKS!...

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 14 апр 2020 12:24:11

раритет :)
Вложения
albom-eprona.jpg
albom-eprona.jpg (47.18 КБ) 2984 просмотра
Честь имею.

Fils55
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1251
Зарегистрирован: Пн, 30 мар 2015 13:32:14

Re: ЭПРОН

Сообщение Fils55 » Вс, 02 май 2021 19:42:04

Ледокольный пароход "МАЛЫГИН", внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Назван в честь русского полярного исследователя капитан-командора Степана Гавриловича Малыгина. Ледокол ( SS "Bruce II ") был построен в 1912г в Великобритании по заказу компании Reid Newfoundland Company. Однотипен с построенным годом позже ледокол-пароходом «Линтрос» («Садко»). Ранее в 1909 году на этой же верфи Napier and Miller был построен ледокол-пароход «Бонавенчур» ( позже «Владимир Русанов»).
В течение нескольких лет «Брюс» работал в качестве почтово-пассажирского парома на линии Ньюфаундленд-Новая Шотландия. В 1915 году «Брюс» был куплен правительством России для управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района и переименован в «Соловей Будимирович» в честь былинного богатыря.
С 1 января до 1 апреля 1917 года входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 15 апреля 1920 года ледокол был мобилизован и включён в состав Беломорской военной флотилии, а затем с 24 апреля 1920 года — в состав Морских сил Северного моря. Позже возвращён Мортрансу. В 1921 году «Соловей Будимирович» переименован в «Малыгин».
В 1921 году на пароходе вышли в первый экспедиционный рейс научные сотрудники только что созданного Плавморнина для проведения различного рода наблюдений в Баренцевом и Карском морях.
В 1928 году «Малыгин» участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия», был зажат льдами в районе острова Надежды. Самолет, пилотируемый полярным лётчиком М. С. Бабушкиным, вылетал на поиски, дважды садился на льды, но из-за шторма вернулся на судно. Выйдя из льдов, «Малыгин» продолжал обследование районов Баренцева моря восточнее Шпицбергена.
С 1931 года на «Малыгине» производились гидрологические исследования в различных районах Арктики. В 1931 году в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) состоялась встреча «Малыгина» с дирижаблем Граф Цеппелин. С дирижабля на ледокол было передано 120 кг почты. В момент встречи с дирижаблем на ледоколе присутствовал Умберто Нобиле.
В 1932 году на острове Рудольфа экспедицией на «Малыгине» была основана самая северная в мире полярная станция (в связи с проведением 2-го Международного полярного года). В сентябре 1932 года ледокол достиг рекордной для того времени широты — 82°27'.
28 декабря 1932 года, во время операции по снабжению угольного рудника треста «Арктикуголь» на острове Шпицберген, «Малыгин» сел на мель. 9 января 1933 года для спасения «Малыгина» из Мурманска был направлен отряд в составе ледокола «Ленин» и спасательного буксира «Руслан», затем к ним присоединился ледокольный пароход «Георгий Седов». 24 марта 1933 года после заделки пробоин специалисты ЭПРОНа сняли с камней ледокольный пароход «Малыгин». Работать приходилось при сильных морозах и штормовых ветрах. Чтобы подобраться к пробоинам изнутри, надо было откачать воду из отсеков, освободить трюмы ото льда и разгрузить их (а там было около 300 тонн продовольствия и различного снаряжения). Это был поистине нечеловеческий труд. И все же «Малыгина» сняли с грунта и отбуксировали в Баренцбург. Но на этом работа по спасению корабля не закончилась. Надо было восстановить плавучесть судна, выровнять крен, который достигал 20-25 градусов, очистить трюмы от воды, льда, снега. А затем предстояла еще одна сложная задача - пройти 800-мильный путь до Мурманска. Как описывал в своем труде «Работа ЭПРОНа по подъему судов в северных морях» историк А. Киселев, первая попытка уйти на материк окончилась неудачей. Ни «Малыгин», ни сопровождавший его буксир «Руслан» не смогли преодолеть стихию и вернулись на Шпицберген. Вторая попытка перехода в Мурманск окончилась вообще гибелью «Руслана», из экипажа спаслись только три человека.
Но «Малыгин», как писали газеты, «израненный, но не побежденный» 27 апреля 1933 года в 18 часов пришел в Мурманск. Его приветствовали гудками стоявшие у рейда суда и сирены портовых предприятий. Начальнику экспедиции по спасению ледокола «Малыгин» Ф. Крылову сразу же была вручена телеграмма из Москвы: «Шлем горячий привет руководителям и всем участникам экспедиции по спасению «Малыгина», с честью выполнившим труднейшее задание правительства. Ваша работа и ваши успехи вписывают славную страницу в историю советского полярного мореплавания. Входим в ЦИК Союза ССР с ходатайством о награждении героев-эпроновцев...»
1 фото - значок, в честь спасения "Малыгина" (спасательная операция ЭПРОНа )
2 фото - открытка 30-х годов прошлого столетия
3-4 - 5 фото почтовые марки с изображением ледокольного парохода "Малыгин" :ded:
Вложения
20210429152752.jpg
241359730_994624861336177_7168151248212759857_n.jpg
241366862_994623501336313_6431338689675908273_n.jpg
241274169_994622631336400_2289810913120184611_n.jpg
20210429152752.jpg

Fils55
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1251
Зарегистрирован: Пн, 30 мар 2015 13:32:14

Re: ЭПРОН

Сообщение Fils55 » Пн, 03 май 2021 16:23:55

Изображение

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 31 май 2021 18:04:44

Выставка фарфора «Мы наш, мы новый мир построим…», приуроченная к 100-летию Октябрьской революции, проводилась в Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» в январе 2018 г. Более тысячи экспонатов из богатой коллекции музея отражают важные вехи истории Советского государства.
Кроме тематического и жанрового разнообразия, выставка интересна ещё зафиксированными в фарфоре яркими эпизодами истории России.
Например, фигурка водолаза под загадочным названием «Эпроновец». Кто сейчас помнит об Экспедиции подводных работ особого назначения "ЭПРОН" - созданной в СССР в 1923 году организации для подъёма затонувших судов и подводных лодок?
Сложно поверить, что загадочное для нынешнего поколения слово «эпрон», когда-то знал каждый советский гражданин. О популярности героев-водолазов, специализирующихся на подъеме затонувших кораблей и подводных лодок, были сняты фильмы, например: «Путь корабля» (1935), «Сокровище погибшего корабля» (1935), «Гибель Орла» (1940), в Ленинградском цирке действовал водяной аттракцион «Люди морского дна». Мальчишки 30-40-х мечтали стать водолазами!
ЭПРОН — Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения — организация особого назначения в СССР, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов, подводных лодок и другими подводными работами.
ЭПРОН был создан по инициативе флотского инженера, кладоискателя-любителя Владимира Сергеевича Языкова. К тому времени, он уже 15 лет искал английский парусник «Prince», затонувший в 1854 году под Балаклавой с золотом на борту. С этого и начался ЭПРОН :ded:
( это сообщение повторное из темы "статуэтки, фигурки", но в данной теме оно тоже должно быть :ded: )
Вложения
2020-10-04_22-44-04.jpg
5a65a6946903c.jpg
5a65a6946903c.jpg (31 КБ) 2239 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 31 май 2021 18:42:26

Языков сумел заинтересовать поиском клада главу ГПУ при НКВД РСФСР Генриха Ягоду, так 13 марта 1923 года был создан ЭПРОН.
Про поиски фрегата "Принц" , в те годы достаточно написано литературы и как на дрожжах рождающихся фантазий. Кто только его не искал, кроме самих англичан. Хотя, единичные золотые монеты были обнаружены японскими водолазами... Но, на страницах этой ветки Форума, пожалуй, нет смысла повторять историю поисков этого корабля, и вспоминать множественные фантазии , по-поводу, этих приключений.
«Принца» в итоге не нашли, но 1924—1928 годах ЭПРОН стал известен всему Советскому Союзу и, далеко за его пределами...
В 1924 году в Балаклаве были открыты первые в СССР водолазные курсы, которые в 30-х годах прошлого столетия переросли в водолазную школу. Под водой лежали тысячи тонн металла, так необходимого молодому государству. Это были корабли и подводные лодки , потопленные и КРАСНЫМИ и БЕЛЫМИ в огненных вихрях Гражданской войны... В 1924—1928 годах ЭПРОНу удалось поднять: подводную лодку «Пеликан», затопленную в конце января 1920 года белыми при входе в Одесскую гавань, британскую ПЛ "L-55", затонувший эскадренный миноносец «Дзержинский» (бывшая «Калиакрия»). Так "закалялась сталь" ЭПРОНа , доказал свою эффективность! Фактически, к 1929 году под его эгидой было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. :ded:
1 фото - курсанты водолазной школы ЭПРОН. Балаклава 1935 г
2 фото - носовая часть поднятой на поверхность ПЛ "Пеликан"
3 фото - подъём британской ПЛ " L- 55 1928 г"
Вложения
Kursanty.jpg
2020-10-04_22-45-44.jpg
Podem-anglijskoj.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 31 май 2021 19:06:11

В 1930 году был открыт Военизированный морской водолазный техникум, готовивший водолазов и занимающийся исследовательской деятельностью. Феоктист Шпакович возглавлял Балаклавский морской техникум ЭПРОН. Воспитал тысячи водолазов и специалистов для работы под водой.
К 1941 году ЭПРОН в своём составе насчитывал более 3000 человек, имел подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске. ЭПРОНом были выполнены работы по подъёму 450 судов и кораблей общим водоизмещением 210 тысяч тонн, спасено 188 аварийных судов.
В годы Великой Отечественной войны часть ЭПРОНа вошла в состав Военно-морского флота и в 1941 году была переименована в Аварийно-спасательную службу ВМФ. В годы ВОВ она оказала помощь 745 судам, 840 сняла с мели, подняла 1920 кораблей, судов и катеров общим водоизмещением свыше 1 млн тонн. После разгрома фашизма, тысячи водолазов трудились на подъеме затопленных судов на морях, реках и озерах, где проходили боевые действия, очищали фарватеры, порты и гавани от мин и снарядов.
По сути, нынешнее Управление поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России (УПАСР ВМФ России) — это и есть ЭПРОН. Служба занимается поиском и оказанием помощи повреждённым и терпящим бедствие кораблям, спасением их личного состава, подъёмом затонувших кораблей, а также спасению экипажей летательных аппаратов, потерпевших аварию над морем.
Главное военно-речное управление (ГВРУ) ЭПРОНа было передано Министерству речного флота, на базе которого создали Управления подводречстроя. В годы ВОВ они занимались подъемом затонувших судов и военной техники на внутренних водоемах страны.
После войны занимались судоподъемными и аварийно-спасательными работами: проводили суда по внутренней водной сети, поднимали затонувшие суда, расчищали фарватеры рек от обрушенных мостовых конструкций, обеспечивали строительство новых мостов.
Такова краткая история Экспедиции Подводных Работ Особого Назначения (ЭПРОН) :ded:

на верхней фото - эпроновцы под руководством Ф.Шпаковича
на нижней фото - Балаклавский морской техникум ЭПРОН. Класс командиров
Вложения
shpakovich.jpg
2020-10-04_22-46-04.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 01 июн 2021 18:33:21

1973 г 50-летний юбилей :ded:

также, в 1973 г были выпущены памятные медали, которыми кстати, награждали ветеранов-водолазов. Одна медаль уже экспонировалась в этой теме 20.12. 2012 г Это СОВСУДОПОДЪЁМ .
Но была выпущена и вторая идентичная медаль, посвящённая ПОДВОДРЕЧСТРОЮ МРФ :ded:
Я думаю, что и в теме : ПОДВОДРЕЧСТРОЙ можно её продублировать... :hi:
Вложения
P1010007.jpg
P1010008.jpg
P1010014.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 01 июн 2021 18:34:35

1983 г. 60-летний юбилей :ded:
Вложения
P1010002.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 01 июн 2021 18:45:12

1993 г 70-летие ЭПРОНа :ded:
Вложения
P1010003.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 01 июн 2021 18:53:49

2003 г 80-летие ЭПРОНа :ded:
Вложения
P1010007.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 01 июн 2021 18:54:40

и медаль к этому юбилею. :ded:
Вложения
P1010011.jpg
P1010013.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 02 июн 2021 20:03:10

г. Ломоносов. Памятник морякам ЭПРОНа.
Памятник был установлен в 1975 году. На стеле металлическими буквами набран текст: «Морякам ЭПРОНа и Аварийно-спасательной службы в честь героического труда и боевых подвигов в годы Великой Отечественной войны. 1941- 1945».
Вложения
photo_299-307106.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 02 июн 2021 20:13:13

ЭПРОН : Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу: - Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1933-1945. -Вып. XIII-XV. В сборнике участвуют: инж. Авотин П.Г., Алексеев К.В., инж. Бобрицкий Т.И., Виноградов П.П... 1936. В сером цельнотканевом (коленкор) издательском переплёте. ЭПРОН осуществлял судоподъёмные, аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы, проводимые на всех морях, реках и озёрах страны, а также подготовку водолазных кадров
Вложения
_DSC8392-9.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 02 июн 2021 20:17:16

ЭПРОН, рождённый в Балаклаве :ded:
Вложения
138761011.0.jpg
144657838.0.jpg
ev_25_11_20_14_3d (1).jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 30 сен 2021 16:12:28

В 1930 году был открыт Военизированный морской водолазный техникум, готовивший водолазов и занимающийся исследовательской деятельностью. Феоктист Шпакович возглавлял Балаклавский морской техникум ЭПРОН. Воспитал тысячи водолазов и специалистов для работы под водой. :ded:
Вложения
131891478_1229952634055278_4561477521487311080_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Сб, 18 дек 2021 15:50:51

Значок к 90-летию
Вложения
full_znachok-met-90-let-epron.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Сб, 18 дек 2021 15:51:46

и к 95-летию т :ded:
Вложения
flot_vmf_epron_ass_pss_95_let_list6_ac.jpg
flot_vmf_epron_ass_pss_95_let_list6_ac.jpg (66.73 КБ) 1815 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18825
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭПРОН

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 29 мар 2022 17:32:11

ЭПРОН на Балтике :ded:
Вложения
273112440_807091783581671_7526219575915903557_n.jpg
Честь имею.

ValeD
Матрос
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пн, 08 дек 2008 15:36:33

Re: ЭПРОН

Сообщение ValeD » Вт, 22 авг 2023 00:03:09

Заказал себе знак. Спасибо Леониду/ Папа -водолаз, что проинформировал о изготовлении. Без его подсказки знак пропустил бы и потом искал по коллегам. :good: viewtopic.php?f=568&t=1003200

Изображение

Аватара пользователя
margeo34_VL
Я новичок на форуме!
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Пн, 21 авг 2023 02:47:31

Re: ЭПРОН

Сообщение margeo34_VL » Пт, 25 авг 2023 08:53:13

Присоединяюсь к благодарности Леониду/Папа -водолаз. Всё аналогично.
Значок к 100 летию ЭПРОН кажется наиболее удачным по сравнению с более ранними юбилейными значками.
В нем больше символов и соответственно смысла. Компактная и сбаланированная композиция.

Аватара пользователя
FELIKS
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6559
Зарегистрирован: Чт, 02 июл 2009 19:16:47

Re: ЭПРОН

Сообщение FELIKS » Вт, 05 дек 2023 13:55:06

Грачев Алексей Михайлович (1909 - 1995 гг.) - бывший старшина 1 статьи, водолаз 77 отряда ЭПРОН.
Вложения
4360137.jpg
Нужны знаки по теме Оборона Ленинграда
С уважением FELIKS!...

Аватара пользователя
Astorg
Я новичок на форуме!
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Вт, 29 июн 2021 10:30:09

Re: ЭПРОН

Сообщение Astorg » Вт, 12 дек 2023 06:30:35

ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭПРОН

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. Создана приказом ОГПУ №528 от 17 декабря 1923 года. До 1931 г. находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Наркомату путей сообщения, в 1936 г. — Наркомату водного транспорта, в 1939 г. — Наркомату морского флота. В 1941 г. ЭПРОН был передан ВМФ СССР и в 1942 г. преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.
Из любопытных общеизвестных фактов, относящихся к этой, в общем-то, загадочной организации, можно привести такой: в 1929-м под эгидой ЭПРОН было сконцентрировано почти всё водолазное и судоподъемное дело на всех морях и реках СССР; часть оборудования было японским.
К 1941 году ЭПРОН в своем составе насчитывал свыше 3000 тысяч человек. Имел подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске.
На первоначальном этапе формирования структуры ЭПРОН её костяк составили офицеры, моряки, подводники и флотские инженеры Российской империи, т.е. прошедшие школу ещё до так называемой Октябрьской революции 1917 года. Из этой организации также выйдут профессионалы морского спецназа. Первоначальной задачей был подъем английского парусного корабля HMS «Prince», затонувшего под Балаклавой с грузом в 200 000 фунтов стерлингов золотом. За подобную идею — завладеть золотыми монетами — Г. Ягода отдал приказ о создании ЭПРОН и утверждении её первого штата.
На должность комиссара — «смотрящего» от ОГПУ — назначили начальника внутренней службы безопасности Дзержинского Л.Н.Захарова-Мейера (по воспоминаниям его сестры, псевдоним Мейер появился у Захарова в то время, когда он работал вместе с А.Х. Артузовым).
Техническим руководителем проекта, а по сути первым начальником организации ЭПРОН стал инженер В.С. Языков.
Одним из сотрудников флотского инженера и кладоискателя Владимира Сергеевича Языкова станет гардемарин Павлов. Павлов, живущий на одной лестничной площадке с небезызвестным Слуцким, был связным между ЭПРОНом и внешней разведкой ОГПУ.
(Абрам Аронович Слуцкий (1898-1938) — деятель советской разведки, комиссар госбезопасности 2-го ранга (1935); руководитель Иностранного отдела ГУГБ НКВД СССР (1935-1938). Арестован в 1938 г, расстрелян)
«Принц» погиб с... водолазным аппаратом, предназначенным для взрыва русских кораблей, затопленных при входе на Севастопольский рейд».
Поиски «Черного принца» продлились больше года. Наконец, на одном из поднятых фрагментов тикового дерева была обнаружена надпись «...ck Prince». В 1926 году из этого куска эпроновцы сделали столик и подарили председателю ОГПУ Менжинскому. Некоторые исследователи утверждают, что сейчас этот раритет находится в одном из закрытых музеев ФСБ. Тогда как другие, подчеркивают, что подобная история — не более чем мистификация, ибо надпись на борту корабля могла быть только «Prince», а не «Black Prince». Настоящее название корабля было «Prince»; а вот эпитет «черный» придумали позднее газетчики и кладоискатели, вероятно из-за характерного цвета корпуса судна.
ЭПРОН не ограничивался поисками только золота. Со дна бухты были подняты разные сокровища, принадлежащие другим затонувшим британским судам. В1928 году свои услуги предложила крупнейшая японская водолазная компания «Shinkai Kogioesio Limited», которая изъявила желание принять участие в поисках золота с «Принца». Причем наверняка историкам не известно: подняли ли эпроновцы заветный клад, или все еще маялись над решением этой морской загадки. А то, что клад уже мог быть поднят, и сделку заключили в расчете получить ценное японское оборудование, — не такое уж и странное предположение. Во-первых, район и разрешенное время поиска строго оговаривалось. Во-вторых, разрешение японцам на подводные работы было выдано за большие деньги в сумме 70 000 рублей.
У советских спецов появилась возможность наблюдать за водолазной и судоподъемной технологией японцев. Начав свои поиски в апреле 1928 года, через несколько месяцев японские специалисты нашли металлический корабль, а рядом золотой английский соверен 1821 года чеканки, — именно такие были на борту «Черного принца». Пролопатив буквально каждый квадратный сантиметр дна, они подняли всего... семь золотых монет (четыре были сразу отданы ОГПУ).
Операция в Крыму стала первой в череде строго секретных миссий одной из наиболее загадочных организаций Советского Союза. И поиски английского морского клада стали замечательной школой для подводников, спасателей и других узких специалистов морского дела.
Кстати, в марте 2010 года в прессе сообщалось, что украинские морские археологи обнаружили остатки легендарного фрегата «Принц» (более известного как «Черный принц»), затонувшего близ Балаклавы во время Крымской войны. Со дна моря были подняты фрагменты предметов из капитанского сервиза, где была обнаружена эмблема компании-судовладельца, которой принадлежало судно. Также были найдены пушечные ядра и остатки медицинского оборудования...

Аватара пользователя
Astorg
Я новичок на форуме!
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Вт, 29 июн 2021 10:30:09

Re: ЭПРОН

Сообщение Astorg » Вт, 12 дек 2023 06:41:41

Продолжение

Уже в 1930 году в состав ЭПРОН входит Центральная водолазная база (ЦВБ) и входившая в её подчинение Водолазная школа в Балаклаве. Здесь хотелось бы отметить Феоктиста Андреевича Шпаковича, стоявшего у истоков Водолазной школы. Феоктист Андреевич родился в 1879 году в Севастополе; с 1903 года командование Севастопольского порта поручает ему сложные водолазные работы. А в 1907 году, закончив в Кронштадте курсы офицерского состава при Водолазной школе, Шпакович (которого водолазы прозвали «дед Черномор») становится водолазным специалистом. В 1931 г. школа по инициативе Шпаковича, волей судеб оказавшегося на службе у большевиков, преобразуется в Военно-морской водолазный техникум, которым он руководит до 1938 года (в 1941-м учебное заведение оставляет Балаклаву и переезжает в Астрахань, а уже в 1942-м переведено из Астрахани на озеро Байкал; возвратилось в Балаклаву в 1944-м). Феоктист Андреевич провел за работой под водой свыше 10000 часов и вместе со своими бывшими подопечными-эпроновцами принимал участие в подъеме 25 затонувших кораблей.
Известно, что за 10 лет (до начала войны) Военно-морской техникум подготовил 2200 высококвалифицированных водолазов и немало водолазных специалистов для ЭПРОНа и флотов. К примеру, выпускник школы Шпаковича русский водолаз Владимир Михайлович Медведев в 1938 году достиг глубины 157 метров в вентилируемом снаряжении, и выполнил порученную ему под водой работу, — что в несколько раз (!) побило бы все рекорды погружения того времени. Однако фиксировать подобные рекорды в 30-е годы XX века в СССР было и нельзя, и некому.
Не менее любопытна и история Кронштадтской школы водолазов и её специалистов, которых начали готовить также еще во времена существования Российской империи.
Южная база ЭПРОН осваивала подводную акваторию Черного и Каспийского морей; базируясь в Севастополе, Кер¬чи, Новороссийске, Туапсе, Батуми, Баку.
Отдельные партии ЭПРОН активно работали в Кронштадте, Мурманске, Архангельске. И это весьма важная информация для тех искренних и неутомимых исследователей, кто занимается появлением баз для подлодок вдоль северной береговой линии СССР, — причем баз как советских, так и немецких (а ко всему этому и неустановленной пока принадлежности).
Нет источников, которые бы правдиво описали полную историю создания и становления ЭПРОН. Что подтверждает хотя бы эта цитата из материала В. Афонченко «С этого начинался спецназ ВМФ»: «Хватит секретить героев войны. Даже я, интересуясь историей спецподразделений, и отслужив в спецназе, впервые узнал о роте особого назначения (РОН) Балтийского флота, укомплектованной водолазами-разведчиками всего два года назад. Расспросив друзей из спецназа ВМФ, выяснил, что даже они очень мало знают о своих предшественниках. Будучи в командировке в Санкт-Петербурге, случайно узнал, что некоторые из ветеранов РОН еще живы и до сих пор собираются в г.Стрельна в день Стрельнинского десанта, когда водолазами-разведчиками были уничтожены катера MAS. Сейчас туда приезжают даже гости из Италии...»
Штат ЭПРОН в предвоенные годы достиг почти 1000 человек, когда организация превратилась в самостоятельную, мощную, авторитетную военизированную структуру.
В 1930-е годы для командного состава ВМФ и работников ЭПРОНа в Ленинграде был даже отстроен «Дом специалистов» — жилой дом повышенной комфортности в стиле, который ныне именуется сталинским неоклассицизмом.
И еще такой любопытный факт, имеющий отношение к этой удивительной организации, об истинной роли которой широкой публике известно совсем немногое. В 1930-х годах Ленинградский цирк на Фонтанке устраивал водяной аттракцион «Люди морского дна», чтобы продемонстрировать восторженной советской публике достижения «красных водолазов» — работников ЭПРОНа.
А теперь разбавим эту почти официальную информацию той, которую вы не найдете ни в одном открытом источнике.
Прежде всего, стоит указать, что загадка исчезнувшего золота с «Черного принца» крылась в том, чтобы завуалировать истинное положение дел. Золото, затонувшее вместе с британским кораблем, было поднято в условиях секретности, а затем был разыгран спектакль, привлекший внимание японцев. Советы использовали ситуацию, получив от самонадеянных помощников из страны Восходящего солнца не только финансовую помощь, но и уникальное оборудование.
Действие, как известно, развивалось недалеко от крымской Балаклавы. Об этом удивительном месте газета «Киевский регион» пишет: «В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма — Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов, овеянных поэтическими легендами. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 630-метровым каналом для прохода подводных лодок 613 и 644 проектов».
Даже скептики из числа историков могут легко согласиться с тем, что золото было поднято водолазами из ЭПРОНа и попало в закрома спецслужб. Во-первых, по окончанию работ в Балаклаве советских участников экспедиции развели по разным проектам, чтобы они никогда не встретились, и правда об операции не всплыла наружу.
Во-вторых, как известно, в 1936 году вышла повесть Михаила Зощенко «Черный принц», когда вся история поисков ЭПРОНа была еще под строжайшим секретом. В книге указаны точные даты, фамилии и некоторые детали. По ходу дела вероятно, что писатель действительно работал с секретными материалами: до того как стать писателем, Зощенко работал следователем по особым делам. Так что предположение, что будущий советский классик работал по заказу разведки, — недалеко от истины.
Ну а в-третьих, когда о работе по подъему «Принца» доложили Ф.Э. Дзержинскому, он сказал: «Пусть моряки и водолазы извлекают со дна морского богатства, которые считались навсегда погибшими», — ис ключив тем самым все возможные предложения по роспуску или расформированию ЭПРОНа.
В середине 1920-х гг. ЭПРОН удалось поднять подводную лодку «Пеликан», затопленную белыми в конце января 1920 года при входе в одесскую гавань, а также эскадренный миноносец «Ф. Дзержинский» (бывшая «Калиакрия») и британскую подводную лодку L-55. Последняя находка — лодка L-55 — не фигурирует в реестре ВМФ, а всё по причине того, что она была переоборудована лично под товарища Сталина, и на ней экипаж ходил до Мюссеры, перевозя в качестве пассажиров Сталина и Берию.
Утверждают, будто председатель ОГПУ (с 1926 по 1934 гг.) В.Р. Менжинский, поблагодарив эпроновцев за выполненный приказ, сказал: «Подняв «Л-55», вы сделали больше, чем если бы привезли в Москву золото «Черного Принца»«.
Лодка L-SS, тайно пройдя подводными тропами, ныряла прямо под гору Мюссера. Здесь, на горе, располагался спецобъект под названием «Холодная речка». А далее, вверху, если смотреть по карте, находится озеро Рица. По тоннелю, по специальной шлюзовой системе можно было подняться прямо к озеру, к другой сталинской даче — к самому что ни на есть сакральному убежищу вождя.
После войны подлодка была списана, судьба экипажа остается неизвестной. Хотя стоит предполагать, что часть людей были заняты в иных проектах, на других, не менее тайных направлениях (однако не исключено, что в итоге никто из них не был оставлен в живых).
Организация ЭПРОН была создана военно-морской разведкой как научно-исследовательская база для поиска кладов, артефактов, подводных городов, а также для ведения подводной разведки полезных ископаемых (нефти, газа, золота, платины, углеводородов и т.д.). Сотрудники ЭПРОН осуществляли закрытые программы по геофизике океана: осуществляли замеры по солености и плотности воды, измеряли температуру и проч. — в рамках поисков термальной и живой воды, а также поисков и получения холодной плазмы.
Руководителями экспедиции особого назначения были чекисты в ранге от капитана 1 ранга до контр-адмирала, т.е. связанные частью с ЧК, частью — с военно-морской составляющей. Первый штат ЭПРОН создавался на базе офицерского императорского корпуса ВМФ, куда вошли выдающиеся специалисты-конструкторы судостроения и подводного строения.
Здесь создавались батискафы, акваланги и другие приспособления для глубоководного погружения. Не удивительно, что эта организация взрастила первых боевых пловцов. В сущности, на базе ЭПРОН создавалась сталинская научно-техническая разведка...

Аватара пользователя
Astorg
Я новичок на форуме!
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Вт, 29 июн 2021 10:30:09

Re: ЭПРОН

Сообщение Astorg » Вт, 12 дек 2023 06:56:12

Продолжение

В 30-е годы XX в. мастерские ЭПРОНа освоили выпуск нескольких типов индивидуальных кислородных дыхательных аппаратов, два из которых (ЭПРОН-3 и ЭПРОН-4) были приняты для снабжения подлодок. Из аэростатной ткани клеили водолазное снаряжение и шлюпки, усовершенствовали гидрокостюм, дооборудовали дыхательные аппараты, оружие и мины, пехотные радиостанции приспосабливали к морским условиям...
На Тихоокеанском флоте с 1941 г. вопросами специального дооборудования снаряжения и вооружения занимался шестой взвод Роты особого назначения (числившийся учебным). Были в роте и свои изобретатели, ставшие известными всему флоту. Инженеры по образованию Б.М. Колмогоров и И.И. Савичев изобрели ряд оригинальных конструкций водолазного снаряжения, разработали десантный костюм, водонепроницаемый чехол для ручных часов, жилеты плавучести, арктический плавательный костюм, комбинированное водолазное снаряжение...
Еще в октябре 1938 года для Военного Совета Тихоокеанского флота во главе с флагманом 2-го ранга Н.Г. Кузнецовым было показано первое в мире опытное учение по высадке на берег разведывательно-диверсионной группы с подводной лодки в подводном положении, с коротким боем, диверсией и возвращением водолазов-разведчиков на подлодку. Происходило это знаменательное событие в бухте Улисс около Владивостока.
11 августа 1941 г. появился приказ Наркома ВМФ № 72/походный, в котором значилось:
«1. Сформировать при РОШКБФ (разведотдел штаба Крас¬нознаменного Балтийского флота) роту особого назначения в составе 146 штатных единиц, укомплектовав её командира¬ми и красноармейцами-водолазами, прошедшими специаль¬ную подготовку в Военно-морской медицинской Академии и Управлении ЭПРОНа».
Истинное наименование подразделения в период обучения не разглашалось и во всех документах оно именовалось ротой подводников ЭПРОНа, а личный состав — подводными пехотинцами. Ядром роты стали водолазы ЭПРОНа и легководолазы, прошедшие подготовку в Ораниенбауме. Дальнейшее комплектование производилось добровольцами через 1-й Балтийский флотский экипаж.
Это по инициативе контр-адмирала Ф.И. Крылова на базе эвакуированной в годы войны из Выборга водолазной школы создали специальное разведывательно-диверсионное подразделение — «Роту особого назначения» (РОН) в составе 146 человек (см. приказ Наркома ВМФ выше).

«О рождении ЭПРОНа, о его первых шагах одна из газет («Правда», 19 декабря 1973 г.) писала: «17 декабря 1923 года было «зачислено в списки и поставлено на все виды довольствия войск ОГПУ» спасательное судно «Кубанец» и объявлен штат ЭПРОНа на Черном море — 58 человек».
ЭПРОН родился на Черном море, но стал работать везде… К работам в северных морях ЭПРОН приступила в конце двадцатых. В 1927 году в Кольском заливе был поднят с глубины 25 метров пароход «Спасательный-2». Причем эпроновцы поднимали его ступенями: над «утопленником» стояли два судна, связан¬ные со «Спасательным» прочными тросами. Эти суда в отлив притапливались, а в часы прилива воду из них откачивали, и пароход потихоньку поднимался вверх. Затем его переместили на более мелкое место, и процедуру подъёма на тросах продолжали до тех пор, пока палуба «Спасательного» не оказалась над водой. Тогда судно осушили и отправили на ремонт в порт.
Если подъем «Спасательного-2» был операцией плановой и проходил в более или менее нормальных условиях (в Кольском заливе), то следующая спасательная экспедиция была экстренной и неординарной: и по месту работ (на Шпицбергене), и по времени (в разгар полярной ночи).
А события развертывались так. В конце декабря 1932 года из Мурманска на Шпицберген отправились с грузом продо-вольствия и оборудования два ледокольных парохода — «Малыгин» и «Седов» (водоизмещением около 3000 т каждый).
Как видно, и в те годы проблема «северного завоза» решалась неудовлетворительно. Обычно в эту пору (с 15 ноября по 15 мая) пароходы на Свальбард (норвежское название Шпицбергена) не ходили. Но тут пришлось идти — полярной ночью, в штормовых условиях, при частых снежных зарядах, сильном обледенении. Но беда ждала «Малыгина», идущего впереди, на Шпицбергене, в Айсфиорде. Когда до пункта назначения оставалось всего 8 миль, капитан «Малыгина» А.З. Филатов увидел справа огонь и, приняв его за Баренцбург, повернул к берегу, где и напоролся на каменную банку. Оказалось, что это был не огонь маяка, а костер, зажженный кем-то из жителей шахтерского поселка.
9 января 1933 года из Мурманска на Шпицберген направилась специальная экспедиция в составе ледокола «Ленин» и буксира «Руслан» с водолазами ЭПРОНа на борту. Однако малыми силами справиться с задачей — спасти «Малыгин» — не удалось.
И в марте 1933 года на Шпицберген отправились 54 эпроновца во главе с начальником Ф.И. Крыловым и главным инженером ЭПРОНа Т.Н. Бобрицким.
Работать приходилось при сильных морозах и штормовых ветрах. Как писал Н.П. Чикер, «чтобы подобраться к пробоинам изнутри, надо было откачать воду из отсеков, освободить трюмы ото льда и разгрузить их (там было около 300 тонн продовольствия и различного снаряжения).
Это был поистине нечеловеческий труд. Люди работали на морозе и ледяном ветре по 15-20 часов в сутки, освещая рабочие места лишь слабыми фонарями «летучая мышь»».
Второй номер журнала «Карело-Мурманский край» за 1933 год кратко информировал своих читателей: «Зимою 1932-1933 гг. в суровом безмолвии ледяных просторов Арктики развернулась эпопея, полная ос-мысленного героизма и волевого пафоса, столь характерных для людей страны, строящей социализм. 30 декабря 1932 г. на 78° с. ш. захваченный ураганом потерпел аварию у берегов Шпицбергена ледокол «Малыгин». Впервые в истории мореплавания в самый разгар полярной ночи, в неимоверно суровых условиях, развернулась работа по поднятию «Малыгина», порученная ЭПРОНу. 24 марта 1933 года «Малыгин» был поднят и, идя своим ходом, прибыл в Мурманск».
В 1937-м ЭПРОНом спасен ледокольный пароход «А. Сибиряков», севший на камни недалеко от побережья Новой Земли.
В материале краеведа А.А. Киселева «Работа ЭПРОНа по подъему судов в северных морях» можно найти данные, говорящие о невообразимом мужестве и самоотверженности эпроновцев, вынужденных работать в нечеловеческих условиях Севера.
Между тем эпроновцев Севера ждала так называемая плановая работа — нужно было поднять со дна Кандалакшского залива затонувший еще в 1916 году пароход «Садко» (его старое название «Линтросс», водоизмещение 3480 тонн, длина 77 метров; пароход купили в 1915 году в Англии за миллион рублей золотом). «Садко» был судном ледокольного класса и предназначался для проводки прибывающих в Первую мировую войну в Белое море торговых пароходов. Но 16 июня 1916 года он наткнулся в Кандалакшском заливе на подводную скалу и... затонул.
Так и лежал спокойно пароход «Садко» на глубине в 21 метр с пятиметровой пробоиной по левому борту, пока северная партия ЭПРОНа не решилась поднять судно с помощью двенадцати понтонов. Каждый цилиндрический понтон (грузоподъемность 200 тонн) имел длину в 11 метров, а диаметр — 5,5 м.; он состоял из трех секций: объем центральных — 100 куб. метров, а концевых — по 50 куб. метров. Основные работы начались 15 июня 1932 года...
До начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли на Севере со дна моря 74 судна общим водоизмещением более 25 тыс. тонн. Кроме того, была оказана помощь 36 различным кораблям.
Кроме «Садко», «Малыгина» и «Сибирякова»... в списке спасенных были пароходы «Ямал» и «Бенартур», транспорты «Буревестник» и «Бейропея», траулер «Мойва», землечерпалка «Чернышевский» и др.
В довоенные годы эпроновцы спасли на Севере немало иностранных судов, в том числе голландский транспорт «Алкаид» (10 500 т), английский пароход «Усквалей» (7000 т), два норвежских судна — «Хаугланд» (7000 т) и «Кристина» (5000 т), греческий корабль «Антониас Врангисис» (5000 т) и т.д.
Эпроновцы отрабатывали столь сложные и уникальные технологии, что к специалистам этого ведомства прибегали ведущие министерства страны, когда требовалось осуществление в сжатые сроки глобальных спецпроектов. К примеру, в 1947 году на Управление подводных работ (т.е. ЭПРОН) возложили переходы через водные преграды при проведении Урало-Сибирских магистральных нефтепроводов. Но были и другие, более сложные и более специфические проекты...
Ученые из ЭПРОН занимались не только поисками сокровищ. На земном шаре более 150 пирамид, часть из них расположены под водой: в океанах, морях и озерах. И организация ЭПРОН искала эти пирамиды. Сотрудники ЭПРОН, этой уникальной научно-исследо¬вательской организации, создали многие карты, на которых отмечены все разрезы, откуда из земной подводной глуби вытекают или бьют ключом источники. Потому в число специалистов входили и умельцы по биолокации. На уникальных картах также появлялись подводные тоннели и пещеры...

Аватара пользователя
Astorg
Я новичок на форуме!
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Вт, 29 июн 2021 10:30:09

Re: ЭПРОН

Сообщение Astorg » Вт, 12 дек 2023 07:09:49

Окончание

Впоследствии эта организация уже обладала целой флотилией подводных лодок, ходившим по всем морям и океанам, и не подчинявшихся штабу флота. Лодки экспедиции в 30-е годы сопровождали немецкие разведывательные конвои по Северному морскому пути. В обеспечение секретности о тайной работе в Северном море, командиры подлодок вместе с экипажами в годы Второй мировой войны были брошены в жерло Сталинградской битвы. Война перемолола всё: и людей, и великие секреты.
Стоит еще сказать о закономерном итоге, свидетельствующем (вовсе не косвенно), что сотрудники и советской ЭПРОН, и немецкой организации Тодта занимались такими спецпроектами, что их существование среди живых ставило бы истинных заказчиков в весьма сложное положение. Кто- кто, а эти самые заказчики — и Сталин, и Гитлер — умели прятать концы в воду, да так ловко, что и нынешние поколения не подозревают об истинных масштабах их дел!
Фриц Тодт, — чьи сотрудники были задействованы в строительстве дороги до озера Рица — погиб 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе. По официальной версии его самолет бомбардировщик Хейнкель (Не-111) был снабжен механизмом автоматического самоуничтожения, и пилот по ошибке его включил. Освобожденный таким образом пост занял личный архитектор и доверенное лицо Гитлера Альберт Шпеер. Благодаря ему, организация Тодта стала напрямую контролироваться Адольфом Гитлером.
В том же 1942 году подвергся репрессиям личный архитектор сталинских кавказских объектов Мирон Мержанов, отправленный в шарашку, выживая в атмосфере тюремной строгости и унижений.
В 1942-м, как упоминалось, ЭПРОН был передан Военно-Морскому Флоту под новым названием — Аварийно-спасательная служба ВМФ.
Один из создателей ЭПРОН, флотский инженер В. С. Языков, принимавший непосредственное участие в поднятии золота с «Принца», был выведен из проекта, стал сотрудником треста «Металлолом» в Москве, что, однако не уберегло его от расправы: в 1937 г. он был расстрелян.
Иван Аполлинарьевич Михайлов — сотрудник ЭПРОН с 1924 года, капитан дальнего плавания, занимался поиском сокровищ и живой воды. Входил в подразделение маршрутчиков, специализировавшихся по Черному и Средиземному морям.
Среди тех немногих эпроновцев, чьи имена сохранились в истории, можно назвать следующих:
Николай Иванович Горюнов (1890 — 1930), главный инженер по судоподъему, сын генерал-майора И.С. Горюнова. В 1920 — 1927 гг. — главный корабельный инженер Севастопольского порта, работал в ЭПРОН. С 1927 г. — заместитель директора Севастопольского морского завода. Арестован в 1929 г., расстрелян в 1930 г.
Воутилайнен Отто Андреевич (1903 — 1938), механик спасательного судна ЭПРОНа, проживал в г. Ленинграде. Арестован 4 декабря 1937 г., расстрелян 18 января 1938 г.
Гарбиль Кришьян Фрицевич (1897 — 1938), латыш, водолаз ЭПРОНа, проживал в г. Ленинграде. Арестован 5 июля 1937 г.; расстрелян 4 января 1938 г.
Гусев Николай Никитич (1893- 1938), рабочий ЭПРОНа, проживал в Ленинградской области. Арестован 15 июля 1937 г., расстрелян 25 октября 1937 г.
Яковлев Федор Арсентьевич (1893 — 1938), рабочий Стройконторы Северной экспедиции ЭПРОНа. Проживал: г.Мурманск, пос.Дровяное, общежитие ЭПРОНа. Арестован 28 октября 1937 г.; расстрелян в 1938 г.
И, как водится, еврейская идеологическая составляющая всей советской системы власти, — еврейские идеологи ЭПРОНа, попавшие под красный террор:
Блейз Товий Рудольфович (1894 — 1937), член ВКП(б) с 1913 (состоял в Цюрихской организации Швейцарской СДРП), (зав. кадрами «Интурист» в г. Москва в 1934-1936 гг.), с мая 1936 г.— заместитель начальника вновь организуемого политотдела Главного управления ЭПРОНа. Проживал в г.Ленинграде. Арестован 20 сентября 1936 г. Расстрелян 4 ноября 1937 г.
Захаров-Мейер Лев Николаевич (1899 —1937), чл. ВКП(б) с 1917; в 1916-м окончил 1-й Московский кадетский корпус; с 1919 г. — порученец Ф.Э. Дзержинского, заведующий информационным и активным отделами Особого отдела ВЧК, 1919-1920г. командир батареи Туркестанского фронта, 1920-1921г. заместитель начальника оперативного отдела ВЧК, 1921-1922г. помощник управляющего делами НКИД и управляющий делами Центрального бюро по обслужива¬нию иностранцев в Москве, 1922-1923г. заместитель началь¬ника Особого отдела ОГПУ. В 1923-1930 гг. — начальник ЭПРОН ОГПУ и одновременно начальник Особого отдела Московского ВО. С 1933 г. — помощник начальника ГУЛАГ, начальник Центральной школы ОГПУ, 1933-1935 — слушатель Особого факультета Военной Академии им. М.В. Фрун¬зе, 1935-1937 гг. — помощник начальника разведывательно¬го управления РККА, ответственный за отправку кораблей в Испанию (!), корпусной комиссар (с января 1936 г.). Арест 11.06.1937. Расстрел 10.08.1937.
И вот здесь прежде закрытые сведения:
Л.Н. Захарова-Мейера специально вывели из штата ЭПРОН для осуществления особой миссии в Испании, куда он прибыл из Одессы. После эвакуации золота в 1937году на специально подготовленные ЭПРОНОМ подводно-подземные базы, был объявлен польским шпионом, осужден и расстрелян. Одновременно с ним был осужден и расстрелян и другой упоминаемый выше персонаж: гардемарин Павлов — связной между ЭПРОНом и внешней разведкой (ИНО ОГПУ/ГУГБ НКВД СССР).
Тех, кто состоял в штате спецслужб, чаще всего ждала страшная участь...
В годы начавшейся войны избавляться от неугодных стало и вовсе просто. В первый день Великой Отечественной войны служба ЭПРОН официально «включена в состав Военно-Морского Флота, а все имеющиеся силы и средства были нацелены на помощь воюющим войскам».
Для дополнения чудовищной картины репрессий и гибели эпроновских кадров можно указать, что в 40-е годы XX века были арестованы более 60 водолазов-разведчиков Тихоокеанского флота, часть их вскоре расстреляны. Об этом писал один из ведущих специалистов-подводников, контр-адмирал В.Л. Зарембовский (1929-1998); одно время он возглавлял закрытый 40-й Государственный НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны.
Тех же боевых пловцов из ЭПРОН, что принимали участие в операциях строительства и обслуживания сталинских объектов в Мюссере, в 1944 году погрузили на подлодку и взорвали. Зачистили всех, имевших отношение к тайне спецобъекта.
В 1945 году погибнет резидент японской разведки — комиссар государственной безопасности 3-го ранга (что соответствовало бы сегодня званию генерал-лейтенанта) одесский еврей Генрих Самойлович Люшков, один из руководителей ЭПРОНа, отвечавший за порядок и охрану Сталина во время его пребывания на Кавказе (и готовивший с помощью японских спецслужб покушение на вождя в 1939 г.).
В Балаклавской бухте после войны силами специалистов из ЭПРОН построят суперсекретный подскальный «Объект 825 ГТС» — целый подземный комплекс для субмарин. В расщелине под горой Таврос (в переводе с тюркского «пустая») находятся арсенал, канал и завод для ремонта, обслуживания и экипировки подводных лодок.
Помещения подземного мини-города были выдолблены в скале и покрыты железобетоном толщиной в 56 метров. В случае угрозы толстенные герметичные двери закрывались, и объект способен был самодостаточно существовать три года, вместив при этом 3000 человек.
Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и комнаты отдыха.
«Объект 825 ГТС» имел два выхода по обе стороны горы, которые в случае надобности перекрывались, полностью закупоривая подземный объект. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
В штольнях могло свободно разместиться 7 подлодок основных проектов, а при необходимости — до 14 субмарин разных проектов. Подлодки заходили в бухту и выходили из нее только по ночам, и на эти часы в Балаклаве выключали электричество. Местные рыбаки утверждают, что во времена Союза с моря этот объект защищали боевые пловцы и дрессированные дельфины. Рабочих-ремонтников всюду сопровождали вооруженные матросы, которые внимательно следили за работой, а потом так же под дулом автомата выводили из горы.
В 1991 году — после развала СССР и раздела Черноморско¬го флота — отсюда был выведен основной состав подводных лодок, снято и вывезено уникальное оборудование, уничтожены следы секретных технологий и секретного оборудования. А все, что осталось, разворовали жители «незалежной».
Считается, что это самый крупный стратегический объект из рассекреченных на планете. Абсолютное большинство иностранных туристов из Великобритании, США, Голландии, Израиля и других стран называют этот объект «чудом инженерной техники СССР».
«Объект 825 ГТС» (или К-825), строительство которого началось в 1956 году под Севастополем, создавался по доставшимся нам архивным документам, разработанным «Аненэрбе» и Организацией Фрица Тодта.
Добавим для тех, кто умеет вычленять нужную информацию из моря разрозненных фактов: отдельные структуры ЭПРОНа превратились в структуры водолазной службы Минатома при выполнении аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных работ на объектах ядерного комплекса страны.
К примеру, в материале О. Егоровой «Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения» читаем: «К большому сожалению, в наше время имя этой поистине легендарной организации, являющейся гордостью страны, практически ничего не говорит широкой общественности. Только специалистам да фанатам этой, несомненно, увлекательной темы. А между тем кадровая «кровь» Экспедиции подводных работ особого назначения течет в «жилах» предприятия п/я 646. Для решения поставленных перед трестом сложнейших задач «Гидромонтажу» в 55-м был передан отряд ЭПРОНа. В составе строительных участков п/я 646 водолазы тут же разъехались по секретным стройкам ядерного комплекса Урала и Сибири. В дальнейшем территориальный разброс их командировок, длившихся многие и многие месяцы, был столь же масштабен, как и география проводимых трестом работ. Однако, если поднять многочисленную литературу, связанную с ЭПРОНом, мы сталкиваемся с неразрешимым на первый взгляд вопросом: откуда в тресте «Гидромонтаж» взялись люди из ЭПРОНа, если сам он, как авторитетно сообщают справочники и авторы, в начале Великой Отечествен¬ной войны был передан ВМФ, где на его основе возникла Аварийно-спасательная служба. Сам же ЭПРОН, как самостоятельная организация, перестал существовать».
Любопытно, что 7 сентября 1994 года при Центре аварийно-спасательных подводно-технических работ создается новый ЭПРОН (ЦАСПТР «ЭПРОН») — с сохранением всех функций предыдущей структуры, в том числе и функций водолазной инспекции на всех АЭС и предприятиях ядерного комплекса.
Впрочем, свои подразделения ЭПРОНа во времена «развитого социализма» заполучили многие министерства и ведомства. ЭПРОН «рассосался» по организациям оперативного прикрытия...
Истинный ЭПРОН существует и сегодня, только под другими названиями…


Вернуться в «Водолазы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей