Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
125 лет со дня смерти Александра III
Проба золотых монет Византии
Лях с секретом, или записки эмигранта
Календарь 2020

Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Модератор: ленивец-барибал

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Сб, 18 фев 2012 10:52:19

Интересная статья из Комсомолки:

«Титаник» Сталина

2 декабря 1941 года произошла трагедия, страшной славой затмившая все предыдущие катастрофы на море.

Полнейшая растерянность, которая царила в начале войны, давала свои всходы в виде неоправданных потерь. Чаще всего это случалось из-за отсутствия связи и согласованных действий между военными и гражданскими. То, что произошло на Черном море и в Балтике, - самое страшное, самое жуткое начало, какое только можно было представить.

Дело «Ленина». Снова и снова...

По глупости - иначе и не скажешь - было потеряно много судов. Причем носящих очень звучные имена. По этой причине большинство катастроф было засекречено.

Первым погиб пассажирский пароход «Ленин». Немцы целенаправленно охотились за ним: потопить судно с таким названием и хорошенько о том протрубить - в пропаганде дело беспроигрышное. Ясно, как отреагируют советские люди: «Если уж такой пароход не смогли уберечь…» Но вмешательство фрицев не понадобилось...

24 июля 1941 года «Ленин» вышел из осажденной Одессы вместе с двумя другими пароходами. На борту было около 5500 человек. Охранение - всего один сторожевой катер… Через два дня пароход напоролся на советскую мину и продержался на плаву менее десяти минут. Пассажиров погибло больше, чем на трех «Титаниках». Но это было только начало...

Кто следующий?

О том, что это будет «Иосиф Сталин», боялись даже подумать. Хотя всем было понятно, что для немцев такая добыча еще более лакома. Потому «вождя» берегли как зеницу ока. Придали целый флот охраны: 19 кораблей - от тральщиков до эсминцев. Трудно было врагу, однако, к «Сталину» подобраться… А и не понадобилось.

2 декабря на его борт поднялись 5589 бойцов и офицеров - гарнизон оставленного полуострова Ханко (всего в тот день мини-флот принял около 8600 человек). В каюты, рассчитанные на трех человек, втискивали целый взвод. Капитан Николай Степанов всерьез опасался, что судно потеряет устойчивость прямо у стенки. Тральщики не обнаружили не только немецкое, но и родное минное поле, отмеченное на секретных картах. Прошел, не задев мин, и эсминец. А «Сталину» не повезло...

Сильный взрыв посреди ночи потряс судно, погас свет. Бойцы попытались было выскочить на палубу, но командиры перекрыли двери во избежание паники. Свет снова зажегся. И окончательно погас после второго, еще более сильного, взрыва. Теперь началась настоящая паника. Раздался и третий взрыв - и на «Сталине» стало твориться невообразимое… Офицеры пытались удержать обезумевших людей, рвавшихся к шлюпкам. Раздавались выстрелы… Некоторые стрелялись сами… И тут - новый взрыв, оторвавший нос «Сталина».

И в это время проснулась финская батарея. Один из снарядов попал в ближайший к носу трюм, где были сложены боеприпасы. Снаряды сдетонировали, над судном взметнулся высокий столб пламени. На миг стало светло, как днем...

Подошедший под огнем эсминец «Славный» смог снять с гибнущего «Сталина» более полутора тысяч человек. Кого-то удалось спасти тральщикам, но очень немного: люди прыгали с борта и, падая в ледяную воду, гибли на глазах. Тут последовал и приказ с берега: кораблям охранения следовать к Гогланду, где располагалась советская военная база.

Турбоэлектроход «Иосиф Сталин» с пока еще живыми людьми остался один.

Приказ - добить!

На рассвете 4 декабря командир охраны водного района Гогланда, капитан 1 ранга Иван Святов, отдает ошеломляющий приказ: «Двум большим торпедным катерам потопить беспомощно дрейфующий в районе Таллина турбоэлектроход «Иосиф Сталин».

И до сих пор остается тайной, чья на самом деле это была идея. Не мог Святов сам взять на себя такую ответственность, и можно предполагать, что приказ этот поступил из Москвы. От кого? Не от самого ли Берия? Не исключено. Но вполне может статься, что в полной сумятице и при плохой связи с Москвой кто-то из высоких чинов Балтийского флота счел необходимым уничтожить судно, носящее имя великого вождя. Допустить, чтобы он так бездарно достался врагу, - это прямое предательство. Что за этим должно последовать, нетрудно представить.

Всю информацию о трагедии решили засекретить, а корабль пустить на дно - будто его никогда и не было. Но в тот день сильно штормило, шел мокрый снег. И только погода спасла тех, кто оставался на «Сталине»: командиры катеров просто не нашли цель.

В плену

В тот же день к «Сталину» подошли немецкие тральщики и две шхуны. Немцы поднялись на борт, приказали сдать оружие. Часть людей они сняли и отправили по разным лагерям.

Капитан Николай Степанов, попал на работы в Tаллинский порт. Через связных он передавал на советскую сторону данные о движении немецких судов и грузов. Когда наши пришли в Таллин, его расстреляли. Сочли предателем не только за то, что был в плену, но и за то, что не уберег судно.

Самого «Сталина» выбросило сначала на мель, а позже и дальше - на берег. Еще в конце пятидесятых годов его останки ржавели на берегу возле порта Палдиски. Многие и не знали, что это за корабль был. Так верно хранили секрет о трагедии советского «Титаника» даже после смерти человека, давшего ему имя...

5589 человек принял на борт «Иосиф Сталин»
1740 спаслись
3849 погибли

2224 человека принял на борт «Титаник»
711 спаслись
1513 погибли

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Сб, 18 фев 2012 10:54:07

Материал из Вики:

Иосиф Сталин (турбоэлектроход)

Тип: лайнер (грузопассажирский турбоэлектроход), круизное судно
Порт приписки: Ленинград
Владелец: Балтийское морское пароходство
Верфь: N.V. Nederlandsche Dok & Scheepsbouw Maats., Амстердам, Нидерланды
Спущено на воду: 1939 год
Введено в эксплуатацию: 1 мая 1940 года
Современный статус: Средняя часть поднята 11 июля 1945 года и сдана на слом,
фрагменты носовой и кормовой частей находятся на глубине 12-14 метров

Параметры
Длина - 135,7 м
Ширина - 18,6 м
Средняя осадка - 6,35 м
Водоизмещение - 7500 тонн
Технические данные
Силовая установка: 4 паровых котла системы Babcock & Wilcox (Бабкок—Уилкокс), 2 гребных электродвигателя
Мощность - 11 800 л. с.
Скорость - 15,0 узла
Экипаж - 108
Пассажировместимость - 512
Грузовместимость - 1272 тонн, 2380 кв. м.

«Иосиф Сталин» — советский товаро-пассажирский турбоэлектроход. Использовался как военный транспорт «ВТ-521», погиб с 3 по 5 декабря 1941 года, в центральной части Финского залива.

Постройка
Товаро-пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» строился в Амстердаме (Нидерланды) для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград — Лондон).

Лайнер был заложен в 1938 году и через год спущен на воду. В феврале 1940 года судно передали заказчику.

Водоизмещение турбоэлектрохода составляло 7500 т (дедвейт 3219 т), грузоподъемность 1272 т. Пассажировместимость 512 чел. Экипаж насчитывал 108 чел. Наибольшая длина судна составляла 135,7 м (по грузовой ватерлинии — 130,9, между перпендикулярами 127,2 м), наибольшая ширина — 18,6 м и осадка — 6,35 м.

«Иосиф Сталин» имел семь палуб. Общая площадь трёх грузовых трюмов равнялась 2380 кв. м. Главная энергетическая установка состояла из четырёх паровых котлов системы Babcock & Wilcox, двух турбин общей мощностью 12 800 л. с. и двух гребных электродвигателей мощностью 11 800 л. с. Запас угля доходил до 1600 т.

Эвакуация гарнизона Ханко
С началом Великой Отечественной войны «Иосиф Сталин» мобилизован, переименован в военный транспорт «ВТ-521».

В декабре 1941 года под командованием капитана Николая Сергеевича Степанова турбоэлектроход участвовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко.

В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года лайнер вышел из Ханко, имея на борту 5589 военнослужащих Красной Армии. Следовал в Кронштадт в составе конвоя, включающего: эсминцы «Стойкий» (флагман) и «Славный», 5 тральщиков, катер ЯМБ, семь катеров морских охотников и четыре торпедных катера.

В 01:14, при перемене курса по сигналу «Стойкого», «Иосиф Сталин» вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах. Получил значительные повреждения: повредило корму, разрушило трюм № 3.
С 03:25 спасательная операция находилась под обстрелом финской береговой батареи Макилуото (англ.)русск.. От попадания 12-дюймового снаряда произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего корабля и поднять из воды 1740 человек. Дальнейшая спасательная операция была отменена.

После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и с 3 по 5 декабря 1941 года дрейфовало к мысу Лохусалу (англ.)русск. на побережье Эстонии. По свидетельству очевидцев, 5 декабря советским командованием охраны водного района Гогланда был отдан приказ о торпедировании лайнера силами 1-го отряда 2-го дивизиона бригады торпедных катеров, чтобы исключить его захват противником. Приказ был отменён на этапе исполнения.

Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна (по оценке всего около 3000 человек, точное количество неизвестно) были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен.

Послевоенная судьба капитана лайнера Н. С. Степанова неизвестна, предположительно расстрелян НКВД.

Дальнейшая судьба судна

11 июля 1945 года средняя часть судна была поднята и приведена в Таллин, где впоследствии разрезана на металл. Оставшуюся неподнятой часть судна можно и поныне увидеть в нескольких сотнях метров от восточного берега полуострова Лохусалу

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Сб, 18 фев 2012 22:06:13

Вот Он и пытающиеся его спасти тральщики
Вложения
a.jpg

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Сб, 18 фев 2012 22:09:23

Турбоэлектроход И. Сталин во всей красе
Вложения
gangut_09_bt521.jpg

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Сб, 18 фев 2012 22:13:52

В тот же день к «Сталину» подошли немецкие тральщики ... - фото с одного из них
Вложения
383528396.jpg

Аватара пользователя
Ляксей
Администратор форума
Сообщения: 17251
Зарегистрирован: Ср, 04 май 2005 18:24:39
Откуда: Село Курышино Углицкого уезда Ярославской губернии
Контактная информация:

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Ляксей » Пн, 20 фев 2012 00:41:31

Спасибо за интересный материал!
Верить надо не в живых мертвецов, зелёных человечков или в привидения, верить надо просто своим глазам. Карпов

Аватара пользователя
явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15308
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 20:42:59

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение явуз » Ср, 22 фев 2012 19:16:54

:appl: :appl: :appl: :good2:
Не сдаёмся!

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Пт, 24 фев 2012 11:55:51

Пароход «Ленин»

Советский пароход, шедший во главе каравана судов, затонул в районе мыса Сарыч на Черном море. Число погибших неизвестно! Оценивается как 2000-2500 человек.

В 1909 году для царской России на германской судоверфи в Данциге (ныне Гданьск) был построен пароход «Симбирск». Этот элегантный двухтрубный красавец, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на дальневосточных линиях России, имел длину 94,8 метра, ширину - 12,6 метра, осадку - 5,7 метра. Пароход был вполне комфортабелен по тем временам, имел хорошие каюты и кубрики для размещения 472 пассажиров и два трюма в носовой части, рассчитанные на 400 тонн груза.

В годы Советской власти пароход переименовали в «Ленин». В сентябре 1925 года по решению правительства «Ленин» доставил в японский порт Нагасаки груз для пострадавших от землетрясения. В конце 1925 года пароход перевели на Черное море, где он совершал в основном рейсы по крымско-кавказской линии. Даже по сравнению со своими более молодыми собратьями «Ленин» имел приличную скорость - 16,5 узла.

Перед самой войной пароход сел на камни под Одессой. В 1941 году судно было модернизировано - вместо двух труб сделали одну, более широкую. В это же время капитаном «Ленина» стал 48-летний Иван Семенович Борисенко. С 1930 года он возглавлял экипажи таких известных судов, как «Чичерин», «Сванетия», «Львов», «Грузия», «Абхазия». За рейсы на пароходе «Зырянин» с грузом помощи для республиканской Испании Борисенко был награжден орденом Ленина.

В первый свой военный рейс пароход «Ленин» вышел из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года с эвакуированными и грузом сахара на борту.

22 июля пароход при подходе к Одессе был атакован тремя фашистскими бомбардировщиками, но их отогнал огнем крейсер «Коминтерн». В эти дни немецкая авиация начала регулярные бомбежки города и порта. Появились первые жертвы среди мирного населения. Капитан Борисенко получил приказ от руководства Черноморского морского пароходства срочно принять груз и пассажиров и следовать вновь в Мариуполь.

На берегу погрузкой руководил представитель военно-морской комендатуры порта старший лейтенант Романов. Впоследствии на суде он показал, что пропуском на пароход служил посадочный талон, но по одному талону проходили два-три взрослых пассажира. Дети в счет не шли. Много людей приходило с записками от городских и областных руководителей, военной комендатуры города Одессы. Члены экипажа размещали родных и друзей в своих каютах. Многие из них составили печальный список «пропавших без вести».

Капитан Борисенко никакого учета принятых пассажиров не вел. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальным данным, пароход «Ленин» только одних пассажиров принял на борт около 4000 человек!

Людей было столько, что ими были забиты все салоны, столовые, коридоры, трюмы и палубы, а тут пришел еще приказ принять команду в 1200 человек не обмундированных призывников. А люди все продолжали прибывать... Боцман в очередной раз доложил, что судно перегружено, когда наконец последовала команда: «Отдать швартовы!»

С началом войны на Черном море во многих районах выставили оборонительные минные заграждения и ввели особый режим плавания, предусматривавший обязательную лоцманскую проводку. Корабли проходили по специальным фарватерам, которые знал ограниченный круг лиц. Маяки были переведены на «манипулируемый режим» по особому расписанию, как и все береговые навигационные огни, дабы затруднить плавание кораблям противника.

Однако единой и четкой службы обеспечения коммуникаций, которой бы подчинялись и капитаны, и лоцманы, на Черном море, по крайней мере, в первые месяцы войны, не было.

Пароход «Ленин» отправился в свой последний рейс 24 июля 1941 года. В 22 часа 00 минут он медленно отвалил от причала и вышел в море, возглавив конвой. Конвой состоял из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд, которые плелись в хвосте, все время грозя потерять из виду основной конвой.

Наш военно-морской флот на Черном море традиционно имел подавляющее преимущество над кораблями противника даже в количественном отношении, поэтому непонятно, почему Военный совет флота не заботился о проводке судов через «секретные фарватеры», и транспорты стали подрываться на собственных минах!

Вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому доложили, что только в течение одного дня подорвались на своих минах в районе Железного мола и мыса Кыз-Аул два судна, а накануне в районе Керчи - транспорт «Кола». Но почему-то флот весь 1941 год напряженно ждал высадки фантастического вражеского десанта на берег Крыма, из-за чего допускал большие тактические просчеты.

Лоцман, находившийся на пароходе «Ленин», не имел связи с оперативным дежурным флота, поэтому радиосвязь осуществлялась через военные катера и другие корабли. На переходе морем выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман, и они могут следовать к месту назначения самостоятельно.

Наконец-то «Ленин» и «Ворошилов» могли увеличить скорость и быстро скрылись за горизонтом. Однако на траверзе мыса Лукулл капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина и он не может двигаться самостоятельно. Капитан Борисенко знал, что это результат поспешного и некачественного ремонта, и принял решение отбуксировать «Ворошилов» в Севастополь. Знал он и то, что «Ворошилов» так же перегружен людьми, как и его судно.

До Севастополя было рукой подать, но из-за шаланд время было упущено. В условиях войны это была непростительная ошибка, как и ошибочно было составлять конвой из таких разных судов, да еще с плохо отремонтированными машинами.

Чудом избежав налетов авиации противника, «Ленин» отбуксировал теплоход в Севастопольскую бухту (Казачью), а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. Но до Ялты он так и не дошел...

Капитан 2-го ранга А.Е. Абаев свидетельствовал: «Лоцманом на пароход «Ленин» для дальнейшей проводки был назначен молодой лейтенант И.И. Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища. Судоводитель из него мог получиться не скоро. Свистун не был готов к лоцманским проводкам в мирное время, а в военное тем более».

Ему вторит контр-адмирал А.Р. Азаренко: «Свистун был зачислен в состав лоцманской службы перед самой войной, подготовлен не был, так как не имел практических навыков в вождении судов большого водоизмещения». А ведь «Ленину» предстояло плавание в районе минных полей!

Идут третьи сутки, как пароход «Ленин» отошел от одесского причала. Капитан Борисенко мрачен. Заполненный до отказа измученными и уставшими людьми, пароход ждет «добро» на выход в море.

К Севастополю подошел теплоход «Грузия», вышедший из Одессы на два дня позже. «На судне людей как сельдей в бочке, - рассказывала пассажирка М.А. Чазова, - на палубах вповалку мобилизованные, которые вместо подушек подкладывали пробковые спасательные пояса под голову. Кто-то усмотрел в этом «непорядок». На третий день все спасательные пояса собрали и заперли под огромный замок, который потом не могли сбить даже топором».

Все понимали, что пароход давно был бы в Ялте, но с полдороги его почему-то вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в бухте Казачьей. Моряки посчитали это за плохое предзнаменование. Тягуче и тревожно шло время...

Во время томительного ожидания происходит обмен пассажирами. С комфортабельного «Ленина» принудительно отправляют одну семью на «Ворошилов», а с «Ворошилова» другую семью - добровольно на «Ленин». Пассажир парохода «Ворошилов» вспоминал: «На теплоходе оказалась высокопоставленная семья, которая потребовала перевести её на комфортабельный пассажирский «Ленин». Дело в том, что на «Ворошилове» все жили в грузовых трюмах, где были оборудованы нары. Были спущены шлюпки, и вскоре обмен состоялся. После трагедии на утро капитан «Ворошилова» А. Шанцберг сказал прибывшей семье: «Видите, как обернулась судьба, а вы вчера так возмущались...»

Наконец вечером 27 июля в 19 часов 15 минут получили радиограмму: «Транспортам сняться и следовать в Ялту». «Ленин» и «Ворошилов» в сопровождении сторожевого катера СКА-026 вышли в море, но конвой был жестко ограничен в скорости передвижения: «Ворошилов» не мог дать больше 5 узлов!

Уже на следствии второй помощник капитана Г.А. Бендерский скажет: «Караван был составлен абсолютно неправильно. Такой подбор судов я считаю преступным!» Но все молчали. Молчал капитан, молчали его помощники...

Наконец, нельзя не сказать о еще одной непростительной оплошности капитана Борисенко. Как потом было выяснено, в Одессе для отражения налетов противника на носу и корме было установлено два зенитных орудия. Это, как говорят моряки, «дополнительный металл» - следовательно, необходимо было «устранить девиацию», дабы сделать более точными показания компаса. Кроме того, в трюмы также был загружен металл в качестве необходимого груза (450 тонн), подлежащего перевозке в Мариуполь.

И наконец, последнее, также немаловажное: на пароходе «Ленин» почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины, а лаг для вычисления скорости судна был не выверен!

Итак, целый ряд упущений, ошибки плюс преступная халатность перед тем, как на перегруженном людьми судне выйти в ночной рейс, по узкому фарватеру в окружении минных полей. При этом для охраны «Ленина», «Ворошилова» и «Грузии», на которых находились около 10 тысяч человек, был выделен лишь один сторожевой катер СКА-026. Причина этого - несогласованность действий гражданского и военного руководства на Черном море.

Южная ночь наступает быстро. Кромешная тьма окутала «Ленин», «Грузию», «Ворошилов» и сторожевой катер, следовавшие в кильватер друг другу. Слева берег только угадывался, не видно было ни одного огонька (светомаскировка). Капитан Борисенко, молодой лоцман Свистун и вахтенный рулевой Киселев всматривались в темноту.

Лоцман Свистун нервничал. По мере следования, с берега «манипуляторная служба» по указанию оперативного дежурного должна была на короткое время зажигать условные огни. Но огней не было видно, и не было возможности по пеленгу уточнить курс.

Дул северный ветер, заставляя суда дрейфовать. Ему помогало течение за мысом Фиолент.

Нервничал и капитан Борисенко. В Севастополе не было никакого инструктажа должностных лиц конвоя, не было письменного предписания, не был назначен даже старший конвоя, не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопросы обеспечения безопасности. Кругом неразбериха. Никакого «флотского порядка»!..

Приглушенно работали машины, заставляя корпус парохода слегка вибрировать. Скорость хода - минимальная.

В 23 часа 33 минуты сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход «Ленин». Взрыв произошел между трюмами №1 и №2 с правого борта, после чего пароход стал оседать носом при возникшем крене на правый борт. Раздались крики: «Тонем!» Капитан Борисенко дал команду: «Лево руля!» и затем: «Полный вперед!» - в надежде поближе подойти к крымскому берегу.

Очевидец Колодяжная рассказывала: «В момент взрыва я спала в каюте... Проснувшись, я спустилась на вторую палубу, судно стремительно валилось на правый борт. Навстречу мне с главной палубы бежали пассажиры с криками. В этот момент крен судна был примерно 15-20 градусов. Я поняла, что шлюпки спустить не удастся, и побежала к себе в каюту. Взяла нагрудник (спасательный пояс), портфель с деньгами, схватила за руки мать и стала выходить. В коридоре было много воды.

Крен судна увеличивался. Меня мать тащила к правому борту, а я её к левому. В это время на меня кто-то упал, я упустила руку матери...

Меня что-то потянуло. Я очутилась в море и увидела, что на меня валится труба. Я отплыла в сторону и все время наблюдала, как тонул пароход. Я видела, как корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он стал вертикально и быстро пошел под воду. Наступила удивительная тишина, и затем раздались крики ужаса, оказавшихся в воде. Я стала плыть к берегу... Продержалась на воде часа три, потом меня подняли на борт «Грузии».

Пароход «Ленин» погрузился в воды моря за 7-10 минут. Шедшая в кильватере «Грузия» приблизилась к месту гибели. Капитан дал команду по трансляции: «Спустить шлюпки на воду!» Не разобрав, в чем дело, люди в панике бросились к шлюпкам. Команда веслами и кулаками пыталась отбиться. «Шлюпки спускают для оказания помощи пассажирам «Ленина», - хрипела трансляция, но это мало помогало. Было упущено много драгоценного времени. Шлюпки спустить не успели.

Конечно, многие члены экипажа парохода «Ленин» вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Успели спустить на воду лишь две спасательные шлюпки. «Грузии», «Ворошилову» и подоспевшим катерам удалось спасти в кипевшем от людских голов море лишь около 600 человек. В основном это были те, кому достались пробковые пояса, спасательные круги и кто был в шлюпках. Те, кто не умели плавать, тонули мгновенно. Многих увлекла в пучину намокшая одежда...

Точной цифры погибших нет по той простой причине, что не было сведений о числе людей, находившихся на борту. Разумеется, капитан обязан знать эту цифру, но он не знал её.

По регистру СССР пассажировместимость парохода «Ленин» была 472 места. В действительности было принято в три раза больше людей, то есть свыше 1300. Если к этому добавить 1200 человек мобилизованных, которые размещались на верхней палубе, и учесть людей, которые были в других помещениях парохода, то число в 3000 человек, находившихся на пароходе в момент взрыва, станет реальным.

Спасение людей на пароходе «Ленин» производилось по принципу «спасайся, кто может». Находившиеся в помещениях в большинстве своем там и остались.

Получив доклад о взрыве парохода, оперативный дежурный приказал всем обеспечивающим службам действовать, для спасения людей выслал из Балаклавы торпедные катера в район взрыва и доложил командующему флотом. В дневнике адмирала Октябрьского появляется запись: «23 июля. В 00.25 оперативный дежурный штаба флота доложил, что получено донесение о гибели пассажирского ПХ «Ленин», шедшего из Одессы на Кавказ и в 23.00 27.07 затонувшего в районе мыса Сарыч. Что за причина гибели ПХ, сколько погибло людей - уточняют. На ПХ был наш военный лоцман, в конвое один катер МО-4».

«29 июля. Принял у себя на БФКП капитана ПХ «Ленин» тов. Борисенко и нашего военного лоцмана тов. Свистуна. Оба остались живы после той ужасной катастрофы. Очень много погибло женщин, стариков, детей. А сколько? Капитан не знал, сколько на борту у него было людей. Это непостижимо, но это так. Будут уточнять в Одессе».

«31 июля. Наконец кое-что уточнили в связи с походом из Одессы на Кавказ ПХ «Ленин». Все шло по линии гражданской и Морфлота. ПХ «Ленин» взял на борт около (точно никто не знает) 1250 пассажиров и 350 тонн груза (цветные металлы в слитках). На борт прибыл наш военно-морской лоцман тов. Свистун, и ПХ «Ленин» вышел из Одессы. По всем дачным, ориентировочно погибло до 900 человек...»

В Москву пошли уменьшенные данные - призывников 700 человек, эвакуированных - 458, погибли - 650. Автор книги «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне» Б. Вайнер утверждает, что было спасено 500 человек: 200 спас «Ворошилов», а «Грузия» и сторожевые катера - 300.

Обратимся к другим источникам. Л. Болгаров считает: «Всего было спасено 272 человека. Эта цифра, можно сказать, достоверна, так как сразу же по прибытии в Ялту «Грузии» и «Ворошилова» была проведена проверка спасшихся. Им была оказана помощь. Мне, к примеру, выдали полотняные брюки, черную сатиновую косоворотку и парусиновые туфли коричневого цвета. Для получения подобной помощи были составлены списки спасенных. Из числа команды спаслась половина». Капитан Борисенко на следствии назвал число погибших членов экипажа - 43 человека из 92.

Почему произошел взрыв? Из-за плавающей мины или торпеды? Вахтенный помощник Бендерский говорил: «Убежден, что взрыв - от стоячей мины. Я наблюдал внимательно за горизонтом и ничего подозрительного -- следов торпеды или подводной лодки - не было».

А вахтенный радист И. Назаретий на допросе заявил: «27 июля около 23 часов 45 минут или 23 часов 46 минут я находился в радиорубке, и в этот момент с правого борта, у носа корабля произошел взрыв, которому предшествовал сильный металлический удар. От него судно сильно содрогнулось, и через 1-2 секунды произошел взрыв, вся верхняя палуба была окутана белым дымом... Когда мы были в порту Ялта на теплоходе «Ворошилов» в кают-компании вместе со старшим радистом Ткачуком, к нам обратился какой-то пассажир с этого судна, который сообщил, что в числе спасенных с парохода «Ленин», находящихся на «Ворошилове», есть два пассажира, которые в момент взрыва находились у правого борта и до взрыва видели белую светящуюся струю в море, приближавшуюся к пароходу «Ленин».

Об этом на допросе говорил машинист 1-го класса П. Попов, находившийся в машинном отделении и слышавший сильный удар в правый борт до взрыва. Следователей это показание не заинтересовало. Но почему?

28 июля ровно в 10 часов наши СКА атаковали обнаруженную в районе Севастопольской базы подводную лодку и потопили её. 2 июля Военный совет Черноморского флота доложил наркому ВМФ: «Было точно установлено, что на черноморском театре в наших ВМБ действовали 11-12 немецких подводных лодок...»

Карл Дениц, командовавший в 1936-1943 годах подводным флотом фашистской Германии, утверждал, что подводные лодки начали перебрасываться с Северного и Балтийского морей по Эльбе до Дрездена, затем по автостраде до Регенсбурга и потом вниз по Дунаю на Черное море лишь весной 1942 года. Если это так, то работа разведки Черноморского флота была не на высоте, и запись в дневнике вице-адмирала Октябрьского от 29 июля, что Босфор прошло большое количество ПЛ - вошли в Черное море, сделанная по докладу разведотдела, недостоверна.

Однако в Черном море были румынские подводные лодки, была и торпедоносная авиация. Капитан 1-го ранга в отставке И. Поляк писал, что некоторые лоцманы утверждали, что в трофейных документах был обнаружен доклад фашистского командира подводной лодки о торпедировании парохода «Ленин», но документальных подтверждений найти не удалось. Исключить версию торпедирования можно было только после осмотра корпуса парохода.

Спасенных пассажиров разместили в санатории «Большевик», где им была оказана помощь. Спасшиеся члены экипажа интенсивно допрашивались сотрудниками НКВД Крымской области и Особого отдела Черноморского флота.

30 июля было возбуждено уголовное дело по обвинению военных лоцманов лейтенанта Ивана Ивановича Свистуна, 1909 года рождения, и старшего лейтенанта Ивана Авраамовича Штепенко, 1895 года рождения. 11 и 12 августа состоялось закрытое заседание Военного трибунала Черноморского флота в составе председательствующего бригвоенюриста Лебедева, членов бригвоенюриста Бондаря и военюриста юриста 3-го ранга Фридмана. Трибунал заседал 7 часов и, не добившись признания обвиняемых в вине, не доказав вины лоцманов, не назначив технической экспертизы и не сделав частного определения в адрес основных виновников катастрофы, 12 августа приговорил лишить И. Свистуна воинского звания лейтенанта на основании статьи 193-17 «б» и подвергнуть высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал. И. Штепенко был приговорен к 8 годам тюремного заключения с отбытием наказания после войны.

Напрасно Иван Свистун доказывал суду (и это подтвердили свидетели), что «манипулируемый режим» бездействовал, что лоцманская проводка не была обеспечена, что маяк на мысе Сарыч зажегся лишь после того, как «Ленин» подорвался и стал тонуть. Суд не принял во внимание его показания.

Когда материалы о гибели парохода «Ленин» были рассекречены, офицеры и моряки Севастопольского Военно-научного общества потребовали дополнительного расследования всех обстоятельств. 18 августа 1992 года Военный трибунал Черноморского флота под председательством полковника юстиции А.Д. Ананьева, с участием помощника прокурора флота подполковника С.Г. Мардашина рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по протесту в порядке надзора и определил: «Приговор Военного трибунала Черноморского флота от 12 августа 1941 года в отношении И.И. Свистуна отменить, а делопроизводство прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления».

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Пт, 24 фев 2012 11:57:52

Вот параход Ленин
Вложения
image059.gif
image059.gif (67.73 КБ) 2023 просмотра

Аватара пользователя
Ляксей
Администратор форума
Сообщения: 17251
Зарегистрирован: Ср, 04 май 2005 18:24:39
Откуда: Село Курышино Углицкого уезда Ярославской губернии
Контактная информация:

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Ляксей » Пт, 24 фев 2012 12:39:58

И ещё раз спасибо! Ужасный случай!
Верить надо не в живых мертвецов, зелёных человечков или в привидения, верить надо просто своим глазам. Карпов

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Сб, 25 фев 2012 15:08:28

вот такие печальные истории

про то что Александр Маринеско потопил лайнер «Вильгельм Густлофф» на котором находилось более 10 000 человек все слышали, а про то что у самих утонули такие корабли - Ленин и Сталин умалчивали ...

камбуз
Я новичок на форуме!
Сообщения: 37
Зарегистрирован: Пт, 02 окт 2009 08:49:22
Откуда: Москва

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение камбуз » Чт, 08 мар 2012 21:06:21

Да, очень интересно! Сам служил на флоте срочную, но кроме политзанятий никаких экскурсов в историю у нас не было. Жаль, что не знал, такие вещи знать, чтобы не повторять.

Аватара пользователя
клиоден
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3479
Зарегистрирован: Ср, 09 ноя 2011 00:14:34

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение клиоден » Пт, 09 мар 2012 18:02:29

Вспомню, если хозяин данной темы не против, еще один Советский "Титаник"- баржу №752. Подвиг буксира "Орел"и канлодки "Селемджа".
Трагедия разыгралась 17 сентября 1941года на Ладожском озере.Это самая страшная катастрофа за всю историю навигации на озерах.Число погибших до сих пор точно не установлено. Около 1200-1500человек.
16 сентября в порт Осиновец прибыло около 1 тысячи курсантов,для эвакуации из Осажденного Ленинграда. К моменту их погрузки баржа была заполнена на треть гражданскими людьми. Не смотря на это и на погодные условия буксир "Орел" вывел баржу из порта.

Только по военно- морским училищам,по Военно-морской медицинской академии и по Гидрографическому управлению в трагедии погибло:
курсантов-433
выпускников академии-132
младших командиров-8
офицеров-36
женщин-46
-дети-число не учитывалось!
вольно наемных и служащих-30
Кроме них погибли все ученики ремесленного училища,погибли офицеры,женщины и все их дети.А также вольнонаемные работники Артиллерийского и Технического управления ВМФ и другие лица, сумевшие попасть на борт.Также погиб взвод курсантов Ленинградского Военно -инженерного училища им. Жданова.
Причины катастрофы: девятибальный шторм и непрерывные авианалеты немцев,перегруз и ветхость самой баржи.
Буксир "ОРЕЛ спас-160чел.,"Селемджа"-24 чел.
Вложения
titanik4.jpg
titanik4.jpg (6.85 КБ) 1979 просмотров
titanik5.jpg
titanik5.jpg (5.11 КБ) 1979 просмотров
titanik1.jpg
titanik1.jpg (7.2 КБ) 1979 просмотров
Последний раз редактировалось клиоден Пт, 09 мар 2012 19:15:19, всего редактировалось 1 раз.
Бог в помощь...
Ищу дедовскую медаль ЗБЗ № 2369468.

Аватара пользователя
клиоден
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3479
Зарегистрирован: Ср, 09 ноя 2011 00:14:34

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение клиоден » Пт, 09 мар 2012 18:06:37

Скромный знак в память погибшим кораблям на Ладоге.
Уцелевшие в той катастрофе.
Вложения
Ladoga.jpg
titanik6.jpg
titanik6.jpg (14.41 КБ) 1976 просмотров
Бог в помощь...
Ищу дедовскую медаль ЗБЗ № 2369468.

Аватара пользователя
Ляксей
Администратор форума
Сообщения: 17251
Зарегистрирован: Ср, 04 май 2005 18:24:39
Откуда: Село Курышино Углицкого уезда Ярославской губернии
Контактная информация:

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Ляксей » Сб, 10 мар 2012 20:46:47

клиоден писал(а) :Вспомню, если хозяин данной темы не против, еще один Советский "Титаник"- баржу №752. Подвиг буксира "Орел"и канлодки "Селемджа".
Трагедия разыгралась 17 сентября 1941года на Ладожском озере.Это самая страшная катастрофа за всю историю навигации на озерах.Число погибших до сих пор точно не установлено. Около 1200-1500человек.
16 сентября в порт Осиновец прибыло около 1 тысячи курсантов,для эвакуации из Осажденного Ленинграда. К моменту их погрузки баржа была заполнена на треть гражданскими людьми. Не смотря на это и на погодные условия буксир "Орел" вывел баржу из порта.

Только по военно- морским училищам,по Военно-морской медицинской академии и по Гидрографическому управлению в трагедии погибло:
курсантов-433
выпускников академии-132
младших командиров-8
офицеров-36
женщин-46
-дети-число не учитывалось!
вольно наемных и служащих-30
Кроме них погибли все ученики ремесленного училища,погибли офицеры,женщины и все их дети.А также вольнонаемные работники Артиллерийского и Технического управления ВМФ и другие лица, сумевшие попасть на борт.Также погиб взвод курсантов Ленинградского Военно -инженерного училища им. Жданова.
Причины катастрофы: девятибальный шторм и непрерывные авианалеты немцев,перегруз и ветхость самой баржи.
Буксир "ОРЕЛ спас-160чел.,"Селемджа"-24 чел.
Да! Дела! А наверняка пользы о памяти подобных трагедий было бы не меньше, чем от политзанятий.
Верить надо не в живых мертвецов, зелёных человечков или в привидения, верить надо просто своим глазам. Карпов

кир11
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 322
Зарегистрирован: Пт, 10 фев 2012 06:17:47
Откуда: Урал

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение кир11 » Вс, 18 мар 2012 06:05:41

Интерестныи материал! :good:

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Вт, 27 мар 2012 13:33:43

а вот ещё такой интересный факт:

«Адмирал Нахимов» — советский пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии.
31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут потерпел крушение в 15 км от Новороссийска и 4 км от берега. Погибло 423 из 1243 человек ...

История парохода «Адмирал Нахимов» (порт приписки Одесса, СССР) был построен в 1925 году в Германии. Предыдущее название судна — «Берлин» («Berlin», III) (порт приписки Бремен, Германия, судовладелец — компания Norddeutscher Lloyd). До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику, между портами Бремерхафен и Нью-Йорк.

По комфорту «Берлин» конкурировал с превосходными английскими атлантическими лайнерами, хотя его 12 тыс. л.с. и ход 16,5 узлов никак не могли претендовать на «Голубую ленту Атлантики». Судно ежегодно совершало по 12 рейсов. Компания «Norddeutscher Lloyd» придерживалась принципа: путешествие на судне, даже в третьем классе, должно быть удобным и приятным.

«Берлин», 1920-е годы«Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на борт «Берлина» было поднято 23 человека.

Переоборудование и модернизация пассажирских помещений была проведена на судне в 1932 году.

Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход «Берлин» стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген, или в Средиземное море.

15 июля 1939 года на судно пришёл секретный приказ командования военно-морских сил следовать в Восточную гавань Свинемюнде, для доставки в Мемель (ныне Клайпеда) подразделения «трудовой армии».

После этого, 12 сентября 1939 года «Берлин» взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению. Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошел в качестве госпитального судна.

В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. Приняв на рейде войска, судно двинулось под усиленным конвоем в путь. Однако подстерегавшие судно советские торпедные катера атаковали пароход. «Берлин» получил торпедную пробоину в носовую часть с левого борта. С дифферентом на нос судно всё же продолжило движение, постоянно передавая в эфир сигнал бедствия — SOS.

На траверзе порта Свинемюнде, в Померанской (ныне — Поморской) бухте «Берлин», подорвавшись на собственном минном поле, получил пробоину 6×8 м и затонул на глубине 18 метров, по палубу B.

При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно.

Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года, после чего пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов» и позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта, проведения освидетельствования и составления «Технического проекта восстановительных работ». С 1949 по 1957 год п/х «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт в ГДР.

С 1957 года в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство.

Терве
Старшина 1 статьи
Старшина 1 статьи
Сообщения: 811
Зарегистрирован: Вт, 05 окт 2010 15:38:39

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Терве » Пт, 11 май 2012 22:09:05

Извините, но что за чушь вы пишите! "Скрывали", "не говорили", "умалчивали" и при этом приводите огрызки статей из известной убогостью и политической ангажированностью вики и газет!!!
"Не интересовались, не читали, времени не уделяли" вот, что писать надо. Кто скрывал, например "Таллинский поход" в советское время? А это была трагедия почище гибели "Иосифа Сталина". А операция по эвакуации полуострова Ханко, несмотря на его гибель, была одной из самых удачных на Балтийском море в 1941 году.
Рекомендую из последних книг "Чернышев - Оборона полуострова Ханко" (Москва, 2011)

Аватара пользователя
клиоден
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3479
Зарегистрирован: Ср, 09 ноя 2011 00:14:34

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение клиоден » Вт, 22 май 2012 23:17:35

Терве писал(а) :Извините, но что за чушь вы пишите! "Скрывали", "не говорили", "умалчивали" и при этом приводите огрызки статей из известной убогостью и политической ангажированностью вики и газет!!!
"Не интересовались, не читали, времени не уделяли" вот, что писать надо. Кто скрывал, например "Таллинский поход" в советское время? А это была трагедия почище гибели "Иосифа Сталина". А операция по эвакуации полуострова Ханко, несмотря на его гибель, была одной из самых удачных на Балтийском море в 1941 году.
Рекомендую из последних книг "Чернышев - Оборона полуострова Ханко" (Москва, 2011)
Слово "чушь", как то покоробило. Вспоминаем ,как можем.
Бог в помощь...
Ищу дедовскую медаль ЗБЗ № 2369468.

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Чт, 18 окт 2012 06:58:37

АВРОРА. Его славное прошлое мы все знаем, а вот такие интересные факты уверен знают не все ...

Крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана», принимавший участие в нескольких войнах XX века и являющийся одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Межведомственная комиссия, созванная Главкомом ВМФ осенью 1980 года, после полугодовой работы представила заключение по техническому состоянию корпуса и предложила несколько способов обеспечения плавучести крейсера. После двухлетних исследований решили провести восстановительный ремонт с заменой повреждённых элементов корпусных конструкций. Проектировщиком назначили Северное проектно-конструкторское бюро, исполнителем стал Судостроительный завод имени А. А. Жданова. Несмотря на протесты со стороны историков флота, стремившихся сохранить уникальный памятник техники и истории, инженеры приняли решение о полной замене подводной части с применением современных технологий.

18 августа 1984 года «Аврора» была кормой вперёд подведена к стенке завода. В следующем году корпус ввели в док, где была отделена практически вся подводная часть корпуса. В конце лета в заново отстроенное днище загрузили отремонтированное оборудование и начали монтаж броневой палубы. Котлы Бельвиля-Долголенко заменили макетами. Часть не понадобившейся брони пошла на изготовление памятных поделок и сувениров. К апрелю 1987 года на крейсер приварили оконечности с бронзовыми штевнями, на которые прикрепили куски подлинного корпуса; кроме того, установили надстройки, трубы и мачты. Затем была начата реконструкция помещений, которые старались восстановить в первозданном виде.

К августу 1987 года «реставрация» «Авроры», стоившая примерно 35 миллионов рублей, была окончена. Существуют разные оценки проведённых работ: новая подводная часть, швы электросварки и применение современных технологий дали повод говорить о превращении «Авроры» в новодел. Наиболее заметные внешние отличия от облика крейсера на 1917 год заключаются в «сухопутных» щитах орудий главного калибра, иных якорных клюзах и множестве мелких деталей (таких как, например, неточность реконструкции буксируемого спасательного буя и отсутствие мусорных шпигатов на батарейной палубе). На прежнем месте вечной стоянки (у Петровской набережной) «Аврору» привязали к берегу металлическими штангами-помочами и соединили с городскими коммуникациями.
Вложения
Aurora_Cruiser_Museum_StPetersburg.JPG

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Чт, 18 окт 2012 07:01:14

Подводная часть крейсера «Авроры» по виду представляла собой большую баржу – отрезана она была на высоту 7,5 метров (почти на метр выше ватерлинии).

Она не была утилизирована - её вывезли в Лужскую губу и поставили у заброшенного пирса бывшей военно-морской базы, известной как «Второй Кронштадт».

Его хотели использовать как защитную стенку от волн, для этого решили заполнить бетонными плитами, но и это дело не довели до конца.

Спустя некоторое время корпус затонул сам собой.

Теперь она лежит в нескольких метрах от пирса перпендикулярно берегу , немного возвышаясь над водой.
Вложения
Aurora_Cruiser_ost.jpg

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Чт, 18 окт 2012 07:06:47

Военно-морская база Ручьи - «Второй Кронштадт».

И это еще одна трагичная история нашего Флота.
До сих пор факт существования и уничтожения Военно-Морской Базы «Ручьи» был неизвестным широкой общественности. Только воспоминания очевидцев и архивные материалы показывают таинственность и трагичность страниц российского флота.

В результате революции и гражданской войны территория прибалтийских окраин нашей страны оказались утраченными. Базирование флота ограничилось Кронштадтом и Петроградом. Это значительно увеличивало опасность для флота при возникновении военных действий.

С ноября 1926 г. Совет труда и обороны СССР начал утверждать одну за другой программы по расширению военного судостроения. В соответствии с этим Балтийский флот должен был пополниться несколькими десятками кораблей различного класса. В Ленинграде и Кронштадте флоту становилось явно тесно.

Местом строительства новой военно-морской базы было определено побережье Лужской губы в районе деревни «Ручьи», т.к. здесь были подходящие глубины. В 1934 г. вышло постановление «Приступить к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе, а также к строительству боескладов для минно-торпедного боезапаса и вооружения».

Планировалось, что в мирное время база должна вмещать до 102 кораблей различных классов, а в военное – до 154 военных кораблей, вспомогательных судов и подводные лодки. Кто-то обронил фразу: «Здесь будет второй Кронштадт»!

Стройка носила закрытый характер, была ограждена колючей проволокой, называлась «Строительство - 200», относилась к ведомству НКВД СССР. В строительстве принимали участие около 20 тыс. политических и уголовных заключенных и 1200 чел. инженерно-технического персонала. Для вольнонаемных рабочих с семьями, личного состава судов начали строить современный город. Жилые 4-х этажные дома с центральным отопление, водоснабжением и канализацией, магазины, школы, дет.сады, госпиталь, клуб и фонтан. Для освещения города была построена электростанция с перекрытиями, дающими защиту от 250-килограммовых бомб.

Невероятную, колоссальную работу провели строители Сухого Дока. Котлован под него был выкопан вручную, на месте луга. Размеры котлована составляли примерно 1500 на 600м, глубина – 12 м. Копали несколько лет. Рядом построили судоремонтные мастерские.

В 1940 г. к России присоединились Прибалтийские республики , флот получил свои прежние передовые базы и это снизило интерес к базе «Ручьи» - строительство приостановилось. Недостроенная база была хорошо защищена с моря, но надежной защиты с суши не имела.

В первые дни войны, а именно 23 июня 1941 г. возле базы были замечены 2 немецкие подводные лодки.

Трезво оценивая явно недостаточные возможности Таллина как главной базы, военный совет Балтийского флота уже в начале июля 1941 г. разработал план, согласно которому в случае непосредственной угрозы захвата противников Таллинна корабли и суда должны перебазироваться в Ручьи.

7 августа ситуация ухудшилась и база Балтфлота Таллин оказалась отрезанной немцами. Становилось ясно, что Таллин не удержать, и еще можно успеть наладить оборону во «Втором Кронштадте». Предложение о переводе штаба в «Ручьи» оставалось без ответа. Сталин забыл, что флот еще в Таллине, и только 28 августа флот смог выйти из Таллина. Время было упущено, в результате флот потерял 16 боевых кораблей и катеров, а также 36 транспортов и вспомогательных судов. Оборону «Второго Кронштадта» так и не смогли организовать, хотя при своевременном переводе штаба, здесь можно было окончательно закрепиться. Части Балтфлота и отступающие из Эстонии войска 8-й армии смогли здесь удержаться только до конца августа.

Точных данных нет, о том, кто именно отдал приказ об уничтожении ВМБ «Ручьи». Объекты базы и её городка взрывали в течение нескольких дней. Минерам пришлось изрядно поработать, объектов было много и сделаны они были на совесть. 31 августа на территории «Строительства - 200» вспыхнул большой пожар. Огонь довершил уничтожение того, что не уничтожила взрывчатка. Таким образом, крупный ,современный город и мощная Военно-Морская База просуществовали всего 7 лет.

1 сентября ВМБ была расформирована. После освобождения Кингиссепского района в 1944 г. вновь была создана ВМБ – небольшая, где базировалось не более 20 судов

Полуразрушенные здания и сооружения “Второго Кронштадта” еще долгое время стояли на берегу Лужской губы. Затем они были разобраны местными жителями для строительства домов и хоз. объектов.

Когда Прибалтийские республики вновь отошли от России, о базе опять вспомнили. В 1993 г. туда должны были прийти на отстой военные корабли. Но «Ручьи» их так и не дождались – работы были прекращены из-за отсутствия средств.

Sonic 2107
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пт, 11 мар 2011 11:33:11
Откуда: г. Ковров

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Sonic 2107 » Пн, 22 окт 2012 08:48:11

«Аврора» — символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации ...

июнь 2009 года - Экономический форум в Санкт-Петербурге ...

Известный олигарх-затейник Михаил Прохоров собрал друзей-миллионеров на революционном крейсере "Аврора". Кают-компания на время превратилась в банкетный зал. Гости развлекались антикризисными частушками и икрой, а водку разносили официантки в тельняшках.

Разогревшись алкоголем, миллионеры наплевали на дождь и вышли на верхнюю палубу. Со стороны гостиницы "Санкт-Петербург" на боевой корабль стала надвигаться ярко освещенная баржа на ней стоял Сергей Шнуров и пел один из своих хитов.

Олигархи принялись дружно подпевать. Как раз в это время на "Аврору" заехала министр экономразвития Эльвира Набиуллина. Видимо, матерные песни Шнура пришлись даме не по вкусу: наскоро переговорив с Прохоровым и выпив с ним бокал шампанского, она покинула корабль.

А вот остальных гостей творчество С. Шнурова привело в восторг. Под конец они так завелись, что некоторые начали прыгать в холодные воды Невы. Прямо в своих дорогих костюмах. Но долго купаться им не дали: из-за крейсера немедленно вырулил катер и подобрал пловцов на борт.

В завершении вечера - ведущая Тина Канделаки предложила всем отправиться по отелям ... и заняться там решением демографической проблемы ...

по материалам газеты "Комсомольская правда"
Вложения
204183.jpg
204182.jpg
204181.jpg
204178.jpg
204176.jpg
204175.jpg
204175.jpg (23.53 КБ) 1733 просмотра
204173.jpg

Аватара пользователя
Ляксей
Администратор форума
Сообщения: 17251
Зарегистрирован: Ср, 04 май 2005 18:24:39
Откуда: Село Курышино Углицкого уезда Ярославской губернии
Контактная информация:

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Ляксей » Пн, 22 окт 2012 13:33:32

Бедный корабль!
Верить надо не в живых мертвецов, зелёных человечков или в привидения, верить надо просто своим глазам. Карпов

Аватара пользователя
salve1971
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6620
Зарегистрирован: Ср, 28 окт 2009 11:54:14
Skype: salveznak
Откуда: Высокий берег Дуная!

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение salve1971 » Чт, 25 окт 2012 12:39:41

Пароход "ЛЕНИН" имеет отношение к Одессе ,и я немного решил добавить информации(друзья помогли)
может сподобимся выпустить знак этому кораблю,или трагедии этого корабля.

по "Ленину"
Пароход "Ленин" (бывший "Симбирск"), построен в 1909 году в Данциге (Германия). Будучи грузопассажирским судном, мог принимать на борт 569 пассажиров. Владелец судна - пароходное предприятие "Добровольный флот".
Пароход работал на Дальнем Востоке между российскими портами и портами Японии . Описание одного из таких рейсов "Симбирска" из Владивостока в японский порт Цуруга в 1914 г.приведено в романе К. Жакова "Сквозь строй жизни".
В том же году "Симбирск" едва не стал военным трофеем Германии в самом начале Первой мировой войны, когда на пути из Нагасаки во Владивосток пароход чуть было не захватил германский крейсер "Эмден" . В 1920 году владелец судна, компания "Доброфлот", угнала свою собственность в Японию. Каким-то образом в январе 1923 года, отсутствовав около двух лет, пароход вернулся во Владивосток и переменил хозяев.
В 1923 г. Пароходом командовал капитан Евгений Сергеевич Гернет, личность яркая и легендарная, автор книги "Ледяные лишаи" и научной "теории Гернета-Стокса", получившей подтверждение лишь в 70-х гг .
В сентябре того же года, перед "рейсом гуманитарной помощи пролетариату бедствующей Японии", пароход был спешно переименован в "Ленин" (очевидно, из-за первоначального имени "Симбирск").
В ЯНВАРЕ 1918 года В. И. Ленин подписал Декрет о национализации морского и речного флота. В т.ч. в соответствии с ним, летом 1921 года начинается движение судов па Крымско-Кавказской, Херсонском, Николаевской, Крымско-Азовской и других внутренних линиях. Их обслуживали пароходы "Ленин", "Ильич", "Чичерин", "Пестель", "Игнатий Сергеев" пассажировместимостью от 474 до 676 человек.
В целях выполнения указа судно перегнали на Черное море и эксплуатировали на крымско-кавказских линиях. Пароход перешел во владение Черноморского ГП. Все эти годы пароход исправно служил , перевозя грузы и граждан Республики по Черному морю. "Ленин" курсировал между портами Одесса, Ялта, Севастополь, Феодосия, Новороссийск, портами Кавказа. Можно однозначно утверждать, что в 1927г. пароход уже стоял на черноморских рейсах, т.к. известный роман И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", в котором упоминается пароход "Ленин", был написан именно в том году.
Имеются данные, что " ЛЕНИН" был переведен на Черное море в 1925 г., но по другим сведениям "Ленин" уже в 1923 году ходил из Одессы в Средиземное море. В том году известный эсэр Владимир СТАБРОВСКИЙ плавал на "Ленине" в Константинополь и Афины.
В 1941 г. пароход подвергся модернизации (30 лет, однако!), в результате, из видимых изменений, две его круглых дымовых трубы были заменены на одну, более современной, прямоугольного сечения формы, сверху которой - рельефные серп и молот.
В разные годы пароход "Ленин" принимал у себя на борту многих известных людей.
Так, осенью 1908 года из Японии во Владивосток на борту "Симбирска" прибыл полковник Карл Густав Эмиль Маннергейм - офицер российской императорской армии, будущий маршал Финляндии, финский государственный деятель, президент Финляндии в 1944 - 1946.
В 1927-м году поэт Владимир Маяковский гостил на борту "Ленина", на котором он уезжал из Севастополя в Одессу после своего выступления с новой поэмой "Хорошо!".
На пароходе состоялось его последнее выступление перед моряками.
В 1928 г. С. П. Королев, проводивший все лето на летных испытаниях в пос. Коктебель (Планерское), плавал на "ЛЕНИНе" из Феодосии в Одессу, уроженцем которой являлся сам.
Собираю знаки значки о Одессе и Одесской области.

Аватара пользователя
salve1971
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6620
Зарегистрирован: Ср, 28 окт 2009 11:54:14
Skype: salveznak
Откуда: Высокий берег Дуная!

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение salve1971 » Чт, 25 окт 2012 12:51:44

На Ленине везли 450т(цветного металла)

Цветной металл это было золото госбанка.
продолжение будет.... :good2:
Собираю знаки значки о Одессе и Одесской области.

Аватара пользователя
salve1971
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6620
Зарегистрирован: Ср, 28 окт 2009 11:54:14
Skype: salveznak
Откуда: Высокий берег Дуная!

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение salve1971 » Пн, 29 окт 2012 19:11:53

В последний рейс «Ленин»…
Странная судьба у этого корабля!
Так иногда бывает и с человеком – один и родится-то нежеланным, и жизнь проживет бессмысленно, и в мир иной уйдет незаметно, не оставив следа. А другой - и пожить-то, как будто бы, не успеет, а вот взовьется шутихой, рассыплется на тысячи искр, осветит все вокруг, и навечно войдет в историю.
«Ленин» был построен для русского флота в Германии в 1909-м.
Тогда, на заре своей жизни, он назывался «Симбирск» и ходил из русского порта Владивосток в Японию и Китай. В советские времена «Симбирск» переименовали в «Ленин». Перегнали на Черное море и начали использовать этот элегантный корабль по его прямому назначению - как прогулочный на Крымско-Кавказской линии. В те «веселые» предвоенные времена многие одесситы и гости города, имевшие счастье попасть на «Ленин», могли убедиться в удобстве его кают, уюте салонов и комфортабельности прогулочных палуб.



А сегодня этот немолодой уже (30-летний!), но все еще комфортабельный и быстроходный, корабль, переоборудованный и перекрашенный в серо-зеленый цвет, стал «солдатом».
Свой первый военный рейс «Ленин» совершил 12 Июля 1941-го. Тогда он вывез из Одессы запасы сахара и около 1000 человек партийной и советской элиты. Рейс был удачным, «Ленин» благополучно добрался до Мариуполя. На обратном пути, под самой Одессой, его, правда, пытались атаковать немецкие бомбардировщики, но их отогнал крейсер береговой обороны «Коминтерн».
И вот сегодня снова в море.

На этот раз «Ленин» должен был вывезти ценности Одесского Государственного банка – 450 тонн золота в слитках, и несколько тысяч человек все еще остававшейся в городе элиты. Эти люди хотели покинуть город именно на «Ленине», не только более комфортабельном, чем другие корабли, но и более надежном, ведь не случайно же ему доверили ценности Госбанка!
Посадка на корабль была разрешена, естественно, исключительно по эвакоталонам. Но сгрудившиеся на пирсе люди буквально атаковали трап. Они совали в руки проверяющим матросам какие-то записки, подписанные именами различных функционеров, и прорывались.
Были среди прорвавшихся и люди, не имевшие ни эвакоталонов и ни записок - это были родственники и друзья членов экипажа и капитана корабля Ивана Борисенко. Этих команда принимала самовольно и размещала в матросских кубриках и в каюте капитана, считая, что таким образом они как бы и «не занимали места».

Давка на трапе была невероятная. В ход шли и локти, и кулаки.
Кого-то столкнули в воду. Кому-то сломали руку. И было абсолютно понятно, что всем желающим, с эвакоталонами и без них, места на корабле не хватит.
В течение часа «Ленин» был переполнен. Забиты были не только каюты и палубы, не только салоны и кубрики, но даже коридоры и камбузы. А тут еще пришел приказ вне всякой очереди принять на борт 1.200 новобранцев и несколько сотен раненных. Новобранцев поместили на верхней палубе, а раненных втиснули в каюты, выдворив оттуда «высокопоставленных» пассажиров.

В результате на «Ленине» оказалось около 4.000 человек, что почти в 10 раз превышало 472 дозволенных по регистру. Да и груза в двух носовых трюмах было наверняка больше положенных 400 тонн.
Но тут, наконец, капитан Борисенко, понимая что корабль перегружен, прекратил посадку и, не обращая внимания на возмущенные крики на пирсе, приказал отдать швартовы.
И «Ленин», медленно отвалив от причала, на полчаса раньше намеченного времени, в 22:00, отправился в рейс. Как оказалось, в последний!
Собираю знаки значки о Одессе и Одесской области.

Аватара пользователя
salve1971
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6620
Зарегистрирован: Ср, 28 окт 2009 11:54:14
Skype: salveznak
Откуда: Высокий берег Дуная!

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение salve1971 » Пн, 05 ноя 2012 21:37:40

На пирсе остались многие, не сумевшие попасть на «Ленин», и им хорошо запомнились счастливые лица людей, стоящих на палубе отплывающего корабля.
Этих, не сумевших попасть на «Ленин», комендант порта распорядился принять на танкер «Ворошилов», который должен был двигаться в кильватере флагмана. И можно только представить себе, что произошло на пирсе, когда с «Ворошилова» спустили трап. Сотни людей, имевших печальный опыт посадки на «Ленин», ринулись на штурм «Ворошилова».

Летчик 69-го истребительного полка Герой Советского Союза Алексей Череватенко, жена и сын которого должны были эвакуироваться из Одессы на «Ленине», вспоминает:
« . . . В порт мы все же успели вовремя. Однако когда я стал наводить справки, оказалось, что теплоход «Ленин», на котором должна была отплыть моя семья, снялся с якоря полчаса тому назад. Я растерянно переступал с ноги на ногу, и дежурный стал объяснять, что «Ленин» ушел раньше, так как погрузка была закончена досрочно, а оставаться в порту небезопасно: фашистские самолеты не дают покоя.
Опоздавших комендант порта распорядился отправить на танкере «Ворошилов». Мы воспрянули духом: танкер уходит сегодня и приблизительно через час начнется посадка.

Не успели спустить трап, как на берегу началось нечто невообразимое.
Сотни людей с чемоданами и узлами, словно подгоняемые вихрем, ринулись через проходные ворота к пирсу . . .
Но когда мы почти подошли к трапу, надрывно завыли серены.
Воздушная тревога . . . Послышался свист летящих бомб, внезапно земля вздрогнула, к небу взметнулись оранжевые столбы . . .
Объявили отбой, и люди снова прихлынули к трапу . . .
Наконец мы на палубе. Отыскали уголок между горами канатов и ящиков, сложили скарб . . . Палубы, узкие коридорчики, корма буквально впритык заполнены людьми . . .». (2)

Так же как и ушедший в море «Ленин», «Ворошилов» был загружен против всех норм и правил. В трюмах - оборудование Джутовой фабрики, на верхней палубе около 1.000 сопровождающих это оборудование рабочих и еще около 1.000 новобранцев. А все остальное пространство, как вспоминает Череватенко, - чемоданы, узлы и тысячи человек гражданского населения.
Среди узлов и чемоданов вповалку лежали ученые, врачи, директора предприятий. В их числе, профессора Медицинского института Ясиновский, Хаютин, Гогоберидзе, историк Боровой, директор Оперного театра Петрашук, главный художник театра Злачевский, секретарь партбюро психоневрологического диспансера «Свердловка» Рубинштейн.

Все они, конечно, подлежали эвакуации и получили эвакоталоны на своих предприятиях, в больницах, в институтах. Кто на «Ленин», на который они, как видно, не попали, кто на «Ворошилов».
Вспоминает профессор Саул Боровой:
« Мне сообщили, в ректорате института, чтобы я был наготове.
Решением соответствующих инстанций была определена внеочередная эвакуация из города «ведущих ученых», к которым отнесли и меня: «Подготовьтесь, ждите указаний и талонов на посадку на пароход . . .». (3)
Да, так было в те дни в Одессе: «соответствующие инстанции», тщательно выверенные списки «ведущих ученых», «указания», «талоны на посадку», да еще и сама «посадка», которую не каждый в силах был одолеть.



И все же, были на «Ворошилове» и «простые люди», те, которых профессор Боровой в своих воспоминаниях несколько свысока называет «мещанско-обывательская публика». Эти люди различными путями сумели «достать» эвакоталоны. Так один из сотрудников Черноморского пароходства Муля Тростянецкий устроил на «Ворошилов» всю большую семью своей жены Лизы: отца жены – старого одесского портного Мойше Шварца, четырех его дочерей, одного из зятьев, по возрасту не подлежащего мобилизации, и четырех внуков – двухлетнего Яника, шестилетнего Эмчика, восьмилетнюю Беллочку и десятилетнего Нолика.(4)



И весь этот разномастный пестрый и, может быть даже, в обычных условиях несовместимый, конгломерат одесситов волнуется, кричит, причитает, плачет и требует немедленной отправки в путь.
Чего еще ждать? Ведь все они, к счастью, уже на корабле!
Не на «Ленине», правда, но на худой конец…
Летчик Алексей Череватенко: «Всеми овладело нетерпение: почему стоим, чего ждем, надо сниматься с якоря, ведь стервятники могут снова налететь…
Но вот переполненный корабль внезапно замирает и в наступившей тишине разноситься: «Провожающим оставить танкер!».
«Ворошилов» выходит в море вслед за «Лениным»».
Собираю знаки значки о Одессе и Одесской области.

Димоновец
Я новичок на форуме!
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт, 30 июл 2019 07:37:51

Re: Советский "Титаник" - Теплоход И. Сталин

Сообщение Димоновец » Вт, 30 июл 2019 07:43:16

Мой дед, Евгений Онучин служил на теплоходе механиком, а бабушка, Анна Кальван была на нём штурманом. Оба попали в немецкий плен. Выжили. Бабушка умерла за полгода до моего рождения, в 1976 году, а дед в 1985 году. Дома, даже стоит ваза, с поднятого после войны судна.


Вернуться в «Военная техника»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость