Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Презентация каталога «Наш авангард»
Псковский музей передал два экспоната Музею Победы
Два боя 2-го Оренбургского казачьего Воеводы Нагого полка в сентябре 1915 года
Соцреализм. Стиль большой эпохи

Харьковский танк "Рикардо" 1

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Чт, 15 сен 2011 15:34:43

Луганские танки Рикардо или 7 часов в незнакомом городе.
Захожу в музей. Охранник сразу направился ко мне и спросил вы к кому? Не моргнув глазом, отвечаю: «Я к О.С». Когда я готовился к поездке, нашел в Интернете только одну фамилию работницы музея. её то я и назвал. Охранник сказал: «Подождите, она скоро будет». Я уселся на лавке, снял куртку. Потом стал осматривать экспозицию возле входа. Она посвящена ликвидаторам аварии на ЧАЭС.
Вскоре в музей вошла стройная женщина в светлом плаще. Она взяла у охранника ключи от своего кабинета. Он начал ей что-то говорить, показывая на меня. Я быстро подошел и сказал: «Здравствуйте О.С! Я приехал из Харькова специально, чтобы поговорить об английских танках». О.С. пригласила меня в кабинет, мы разговорились. Я задавал ей вопросы по заготовленному ранее списку.

1) Когда танки – памятники установили в Луганске?
Ответ: точная дата не известна.

2) Имеются ли довоенные (1938 – 1941 гг) фотографии луганских Рикардо?
Ответ: нет.

3) Имеются ли фотографии луганских Рикардо сделанные во время ВОВ (1941 – 1945 гг)?
Ответ: Есть одна фотография. И то это кадр из кинохроники снятой сразу после освобождения Луганска от фашистов. Датируется эта уникальная фотография 1943 годом. Кстати фашисты танки Рикардо не тронули. О.С. подарила мне копию этой фотографии (фото 1)

4) Можно ли посмотреть копию письма Павлова – Ворошилову (1938 г)?
Ответ: О.С. подарила мне копию этого письма.

5) Где и когда происходило легендарное закапывание и выкапывание Луганских Рикардо?
Танки закапывали и выкапывали на Луганском станкостроительном заводе имени Ленина. Точные даты «земляных работ» не известны.

6) Для чего приезжал в Луганск англичанин Роберт Скот? (фото 2)
Ответ: Роберт Скот интересовался танками, но никаких денег не предлагал.

7) В Луганске танки № 9186 и 9344. Что известно о танке № 9344?
Ответ: НИЧЕГО. И тут я преподнес в дар музею копию документа из ГАХО в которой упоминался этот танк.

8) Есть ли в Луганске исследователи, которые интересуются историей Луганских Рикардо?
Ответ: Все материалы по танкам собраны в папке у О.С.
О других местных исследователях О.С. ничего не знает.

В заключение мы обменялись координатами, и О.С. подарила мне две цветные брошюры: «Уникальная памятка времен гражданской войны» и «Неизвестная страница известного памятника».
Одним словом встреча оказалась очень полезной и результативной для обеих сторон. Я попрощался и вышел на улицу. До моего отъезда оставалось еще около четырех часов.
(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Вложения
танк_4415.JPG
Скот_4417.JPG
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Пт, 16 сен 2011 17:17:06

Я смонтировал фильм о луганских танках Рикардо.
Его можно посмотреть тут
http://www.24video.net/video/view/12848 ... anged=true
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
DMIK
-Корабельный компрессорщик-
Сообщения: 3509
Зарегистрирован: Пт, 01 дек 2006 11:44:48

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение DMIK » Пт, 16 сен 2011 18:19:29

vombat писал(а) :Я смонтировал фильм о луганских танках Рикардо.
Его можно посмотреть тут
http://www.24video.net/video/view/12848 ... anged=true
Мои аплодисменты :appl: :appl: :appl: :good2:
vombat, поскольку Вы даже в фильме про танки не удержались и наступили на любимую российско-украинскую "мозоль" - "газовый вопрос" - позвольте поинтересоваться как сейчас вообще в Украине ситуация с Вечными Огнями? Горят?
(Никакой политики, просто интересно).
"Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 17 сен 2011 17:51:39

DMIK писал(а) : позвольте поинтересоваться как сейчас вообще в Украине ситуация с Вечными Огнями? Горят?
.
По всей Украине не знаю, а у нас в Харькове "вечный" огонь включают только по большим праздникам. :hi:
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
qwerty
Матрос
Сообщения: 168
Зарегистрирован: Вт, 14 дек 2010 11:12:08

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение qwerty » Пн, 19 сен 2011 10:37:22

vombat, посмотрел вашу работу, понравилось. Спасибо! Действительно, танки отлично смотрятся. Не знаю как там внутри все сохранилось, но снаружи красота!
Подскажите, если не секрет, что за музыку использовали в фильме?
С уважением Константин/qwerty :hi:

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Вт, 20 сен 2011 15:30:28

qwerty писал(а) :vombat, посмотрел вашу работу, понравилось. Спасибо! Действительно, танки отлично смотрятся. Не знаю как там внутри все сохранилось, но снаружи красота!
Подскажите, если не секрет, что за музыку использовали в фильме?
С уважением Константин/qwerty :hi:
Я использовал музыку моей молодости - ВИА Зодиак.

Теперь продолжу о Луганске.
Луганские танки Рикардо или 7 часов в незнакомом городе.
Я пошел в «Музей истории и культуры города Луганска». (фото 1) Этот музей то же выходной в понедельник и вторник. Следующим номером моей программы был музей Луганского тепловозостроительного завода. Я пришел на остановку и разговорился с местными жительницами. Они рассказали, что до завода можно доехать на трамвае или на маршрутке. Выяснилось, что проезд в трамваях и троллейбусах Луганска стоит одну гривну! А у нас уже давно полторы. Еще я узнал, что пенсионеры Луганска ПЛАТЯТ за общественный транспорт! Исключение только для инвалидов 1-й группы и участников боевых действий. А у нас в Харькове ВСЕ пенсионеры ездят бесплатно. Причем водители маршруток весьма недовольны.
Вдруг кто-то из бабушек спросил: «А конную статую Ворошилова вы смотрели? Она тут недалеко». Ну, как я мог пропустить такую достопримечательность? Я расспросил дорогу и отправился туда. Конная статуя оказалась громадной. (фото 2) Я не удержался и сфотографировался на память. Иногда солнце заходило за тучи. Поэтому некоторые мои снимки получились тусклыми.
Я снова вернулся на остановку и поехал на завод. Сначала я увидел паровоз на пьедестале, (фото 3) потом прошел по клепаному мосту (фото 4) и увидел заводскую проходную (фото 5). Над воротами красовались изображения ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции. На первом за воротами корпусе виднелась год постройки 1913.
Здание, в котором располагалась проходная, было в весьма неприглядном виде. Я сделал вывод что завод, как и многие другие предприятия Украины, испытывает не лучшие времена. Музей находится на территории завода, поэтому пришлось получить специальный одноразовый пропуск. Было уже около трех часов, и рабочий день подходил к концу. Надо было спешить. К проходной подошла девушка – работница музея, провела меня через вертушку и мы вошли на территорию завода. В заводском музее посетителей не было, свет был выключен. Я поздоровался с хозяйкой музея, коротко рассказал, что меня интересует. Она показала мне три кусочка брони, которые передали в заводской музей после ремонта танков Рикардо, разрешила сфотографировать один документ. Но самое главное она договорилась о моей встрече с конструктором, который обеспечил инженерную поддержку ремонта.
Вскоре я поднялся на третий этаж инженерного корпуса, вошел в большую комнату уставленную «комбайнами» для черчения. Спросил где можно найти В.В? Меня направили в угловую комнату. Это был довольно просторный кабинет. За столом сидел мужчина, как мне показалось пенсионного возраста. Он уже был предупрежден о моем визите. Мы поздоровались. Первое что он спросил:
«Мы с вами раньше встречались?».
Я внимательно посмотрел на него и ответил: «Вряд ли».
Такой ответ В.В. не удовлетворил, и он спросил, а где вы раньше работали?
- На заводе Малышева.
- А кем?
- Сначала мастером в литейном цеху, потом в отделе 72, потом в отделе главного архитектора.
- А что такое отдел 72?
- Это отдел реконструкции и техперевооружения. Отдел занимался установкой и подключением нового оборудования, станков.
- Вот там я вас и видел, я в это время то же работал на Малышева.
Я был потрясен! Прошло более двадцати лет! В.В. тогда уже занимал на заводе высокий пост, а я был клерком нижнего звена. Как можно было меня запомнить? Заметив мое замешательство, В.В. сказал:
- У меня абсолютная память на лица. Если я кого-то увидел, то запоминаю навсегда.

(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Вложения
1_музей.JPG
2_конь.JPG
3_паровоз.JPG
4_мост.JPG
4_мост.JPG (141.37 КБ) 2143 просмотра
5_проходная.JPG
5_проходная.JPG (127.62 КБ) 2143 просмотра
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 24 сен 2011 09:16:36

Луганские танки Рикардо или 7 часов в незнакомом городе.
Я кратко изложил цель моего визита. В.В. записал мои координаты в записную книжку. Меня интересует сама история возникновения английских танков памятников, а В.В. как настоящего инженера интересует только техническая сторона этого вопроса. Как рассказал В.В. когда Луганские Рикардо поступили на завод для ремонта, выяснилось, что многие броневые листы потрескались и их нужно заварить.
А сварка тонких броневых листов – весьма непростое дело. Сначала В.В. обратился за помощью в одну очень известную зарубежную компанию. Но вместо конкретных советов по технологии получил только отписку. Тогда в центральной заводской лаборатории определили химический состав и твердость образцов броневых листов с разных разрушенных участков корпусов танков Рикардо.
Затем под руководством и при личном участии В.В. была разработана уникальная технология сварки. Ремонт танков был проведен успешно. Вообще общаться с В.В. очень интересно, но трудно. Он подавляет собеседника интеллектом. Рядом с ним я просто чувствовал себя умственно неполноценным.
От В.В. я узнал, что во время ремонта в танках нашли не только пули «Дум-дум», гильзы и пуговицу. (фото 1) Нашли так же истлевшие бумажные документы, которые отправили на криминалистическую экспертизу. У В.В. то же есть папка, в которой он хранит материалы по английским танкам. Время поджимало. Как я понимаю, заводская смена заканчивается в 16-00, а уже было 16-10. Мы завершили разговор, спустились вниз и попрощались. Я снова отправился в музей, отметил там мой пропуск и вышел с завода.
Кстати прямо возле проходной висит табличка: (фото 2)
«На нашем заводе в 1903 – 1907 гг. и в 1917 г. работал и вел революционную деятельность К.Е. Ворошилов». Ну, как было не посетить такой завод?
Прямо от завода, на маршрутке я отправился на ж.д. вокзал. До отправления поезда еще час. Сел в зале ожидания. Кстати тут бесплатные большие, удобные залы ожидания. А скамейки стоят не только в залах ожидания, но и в переходах и коридорах. Я сидел и подводил предварительные итоги поездки. Налажен контакт с краеведческим музеем и работником завода. Получены три интересные фотографии, один документ и две брошюры. Сняты фото и видео Луганских Рикардо. (смотрите видео по указанному ранее адресу) Поездку можно считать успешной.
Обратно я ехал на том же поезде, только он теперь назывался «Луганск – Сумы», в том же 13-м купейном вагоне, только место было другое. Все повторилось – сырое белье, холод, от окна дуло еще сильнее. Моим попутчиком был луганский пенсионер, который то же ехал в Харьков. Мы попили чайку, как это принято обсудили политические и экономические проблемы Украины и часов в 9 легли спать. Где-то через час пришел третий попутчик – молодой парень. Он без лишних слов влез на верхнюю полку и уснул.
Спал я плохо, вероятно слишком много впечатлений. В 5 часов я утра проснулся от того, что мое полотенце, которое лежало в газетной сетке, начало светиться, играть и звенеть! Оказывается парень, который спал надо мной, уронил на полотенце мобильный телефон, в котором включился будильник.
В Харьков мы приехали в 6-02. Приблизительно через час я уже был дома. Успел еще отвести малого в садик. Начал разбирать сумку и нашел зонтик. Дождя в Луганске не было.
(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Вложения
1_патроны.JPG
1_патроны.JPG (74.57 КБ) 2127 просмотров
2_табличка.JPG
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Ср, 28 сен 2011 08:31:46

Когда закопали и когда выкопали луганские танки Рикардо? (ЧАСТЬ 1)
Как известно, Луганские танки «Рикардо» были закопаны на территории луганского станкостроительного (патронного) завода имени Ленина. Но когда это произошло?
В поисках ответа заглянем в Интернет.
Цитата № 1
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1% ... 1%D0%BA%29
Луганские танки тоже были под угрозой уничтожения: по воспоминаниям очевидцев, в конце 1950-х годов, на волне раскритикования К. Е. Ворошилова, поступило указание снять танки с постаментов и отдать на переплавку. Однако, по инициативе рабочих Луганского тепловозостроительного завода оба танка были закопаны в землю прямо на заводской площадке для хранения металлолома. После прихода к власти Л. И. Брежнева танки были восстановлены в качестве памятников.
Цитата № 2
http://narodna.pravda.com.ua/history/47cab4082c6f3/
«Ветераны станкостроительного завода им. Ленина до сих пор помнят, как в 70-е годы решением местного партактива "вражеские" танки, стоявшие в то время на территории завода, было решено закопать в землю».
Цитата № 3
http://irtafax.com.ua/news/2007/10/2007-10-05-03.html
«Дело в том, что после перевооружения Красной Армии в 1930 году трофейные танки установили в городах бывшего союза как памятники. Но переплавили во время Великой Отечественной войны – стране требовался металл. Едва не разделили их судьбу и луганские танки, правда, намного позднее. В разгар перестройки, в стране разрушали памятники, их стащили с постаментов. Всего за одну ночь два 35-тонных танка закопали в землю на территории завода имени Ленина. Позднее возвратили на место».
Теперь я прокомментирую три эти цитаты. Когда автор не знает точной даты описываемого события, то он применяет «обтекаемые» выражения типа: «в начале 30-х годов, в середине 30-х годов, в конце 30-х годов» и еще более туманное выражение «в 30-е годы». Тем не менее, известно что:
Начало 30-х годов это 1930 – 1933 гг,
Середина 30-х годов это 1934 – 1936 гг,
Конец 30-х годов это 1937 – 1939 гг.
И 30-е годы это 1930 – 1939 гг.
Разобравшись с этими азами, смотрим дату закапывания Луганских Рикардо указанную в первой цитате: «в конце 1950-х годов», во второй: «в 70-е годы». По мнению же автора третьей цитаты танки закопали «В разгар перестройки». Еще более туманное выражение. Но и тут можно разобраться. Автором «перестройки» был М.С. Горбачев. Он был генеральным секретарем ЦК КПСС с 1985 по 1991 год. Если даже он сразу начал перестройку то «разгаром» можно считать 1988 – 1990 годы. Замечу, что масса танка Mk V в зависимости от конструкции от 30 до 33 тон. Если учесть что в танках – памятниках многих деталей не хватало, то и масса их была еще меньше. Но никак не 35 тон как пишет автор третьей цитаты.
Итак, первый источник указывает дату закапывания 1957 – 1959 гг, второй 1970 – 1979 годы, третий 1988 – 1990 годы. Разброс весьма значительный, а где же истина?
(продолжение следует).
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Пн, 03 окт 2011 20:05:52

Когда закопали и когда выкопали луганские танки Рикардо? (ЧАСТЬ 2)
Теперь приведу цитату из буклета «Неизвестная страница известного памятника» изданного Луганским краеведческим музеем:
«Когда развенчали культ личности Сталина, а так же его соратника К.Е. Ворошилова, в одну из мартовских ночей 1958 г. исчез памятник маршалу, тогда же на картах СССР исчезло название города Ворошиловград, снова появился Луганск. Угроза нависла и над «Марками». Ночью их сняли, перевезли на одно из предприятий города и присыпали землей».
Значит работники Луганского краеведческого музея считают, что переименование Ворошиловграда в Луганск, снос памятника Ворошилову (возле комплекса Борцам революции) и закапывание танков произошли в течение одного или двух дней в марте 1958 года. А началось все из-за конфликта, который произошел между Н.С. Хрущевым и К.Е. Ворошиловым. Для того чтобы во всем этом разобраться предлагаю вспомнить биографию Ворошилова. Ведь не даром Луганск дважды переименовывали в его честь.
Итак, Климент Ефремович Ворошилов родился 23 января 1881 года в селе Верхнее Екатеринославской губернии, в рабочей семье. В 1893 - 1895 он учился в земской школе. В 1896 году Ворошилов поступил на завод ДЮМО в г. Алчевске. Здесь он вступил в социал-демократический кружок. В 1903 – 1907 годах Климент Ефремович работал на луганском паровозостроительном заводе Гартмана. В 1903 году он вступил в партию большевиков. В марте 1906 года, в Петербурге Ворошилов впервые встретился с В.И. Лениным. В апреле 1906 года Ворошилов был делегатом IV съезда РСДРП в Стокгольме, где познакомился со И.В. Сталиным. Климент Ефремович неоднократно подвергался арестам, был в ссылке. В 1917 году, после февральской революции, Ворошилов стал председателем Луганского Совета.
Ворошилов активный участник ВОСР и гражданской войны. Сделал блестящую карьеру военного. Климент Ефремович - единственный из пяти первых маршалов Советского Союза (1935 г.), который не служил в царской армии и не имел до 1917 года никакого военного образования и никакого военного опыта.
В ноябре 1925 года Ворошилов стал наркомом по военным и морским делам СССР и председателем РВС СССР. Таким образом, в его руках сосредоточилась высшая военная власть. 1 января 1926 года на пленуме ЦК ВКП(б) Климент Ефремович избран членом Политбюро – высшего органа политической власти в СССР.
5 ноября 1935 Луганск в первый раз переименовали в Ворошиловград. В 1940 году Ворошилов - зам председателя СНК СССР. Климент Ефремович участник ВОВ. После войны он зам председателя Совета Министров СССР. После смерти Сталина (1953 г) Ворошилов стал Председателем Президиума ВС СССР. В сентябре 1953 года пленум ЦК КПСС избрал Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС, шестимесячная борьба за власть завершилась. Хрущев начал проводить различные реформы и далеко не всем это нравилось.
На 20-м съезде КПСС (25 февраля 1956 года) Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Фактически он попытался обвинить во всех грехах Сталина. Многие высокопоставленные партийные деятели были этим возмущены. Недовольны были и многие члены Политбюро, которое Хрущев переименовал в Президиум. По всей стране начали демонтировать памятники Сталину, переименовывать города названные в честь Сталина. Даже международные сталинские премии переименовали в ленинские.
(продолжение следует).
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Ср, 05 окт 2011 17:50:12

Когда закопали и когда выкопали луганские танки Рикардо? (ЧАСТЬ 3)
18 июня 1957 года в московском Кремле собрался Президиум ЦК КПСС. На заседании Молотов и Маленков поставили вопрос о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. На этот пост предлагалось избрать Молотова. Начались прения. Семь членов Президиума: Молотов, Маленков, Ворошилов, Каганович, Булганин, Первухин и Сабуров выступили против Хрущева. Остальные члены Президиума (Кириченко, Микоян, Суслов) и кандидаты в члены Президиума (Брежнев, Жуков, Мухитдинов, Фурцева и Шверник) поддержали Хрущева. В защиту Хрущева выступил министр обороны СССР – Жуков. Он сказал: «Армия против этого решения, и ни один танк не сдвинется с места без моего приказа».
В конечном итоге Президиум вынес решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Однако Никита Сергеевич отказался подчиниться этому решению. Он заявил, что на пост Первого секретаря ЦК его избрал не Президиум, а Пленум ЦК, и только Пленум может сместить его с этого поста. Сторонники Хрущева сумели быстро обеспечить прибытие в Москву почти всех членов ЦК.
Пленум проходил с 22 по 29 июня 1957 года. Он заслушал доклад Хрущева «О положении в партии» и осудил «антипартийную группу Маленкова, Кагановича, Молотова». В этот раз Хрущев удержался на вершине партийной пирамиды. Теперь надо было расправиться с бунтовщиками. Пленум принял решение вывести из состава членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС Маленкова, Кагановича, Молотова.
Маленкова отправили работать директором Усть-Каменогорской ГЭС. Кагановича сделали директором Уральского горно-обогатительного калийного комбината. Молотова отправили послом в Монголию. Перевели с партийной на хозяйственную работу Сабурова и Первухина. Расправу над Булганиным и Ворошиловым Хрущев отложил.
В 1957 – 1958 годах по стране прокатилась волна переименований населенных пунктов, районов и т.п. Некоторые считают, что эти переименования никак не связаны с событиями на июньском пленуме, что они произошли в соответствии с указом Верховного Совета СССР от 11 сентября 1957 года «Об упорядочении дела присвоения имен государственных и общественных деятелей краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям». Что автором этого указа был Ворошилов и что он сам его подписал.
На самом деле все было не так. Переименования начались уже 3 июля то есть через 4 дня после пленума и за два месяца до принятия упомянутого выше указа.
Были переименованы города: Молотов, Молотовск (Архангельская обл), Молотовск (Кировская обл); поселки: Молотово, имени В.М. Молотова, Молотовский; районы Молотовабадский и 22 Молотовских района.
Переименовали город Каганович; поселки: им. Кагановича, Кагановичабад, Кагановическ, Каганович и 13 Кагановичских районов.
Указ от 11 сентября 1957 года был принят, чтобы придать этим переименования законную силу. Приведу некоторые выдержки из указа:
« 2. Установить, что впредь присвоение имен в соответствии со статьей первой настоящего Указа может производиться только посмертно…»
« 3. Считать целесообразным произвести переименование областей, районов, городов, поселков, сел, предприятий, колхозов, учреждений и организаций, которым присвоены имена ныне здравствующих государственных и общественных деятелей…».
(продолжение следует).
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Вложения
Хрущ_11 copy.jpg
Хрущ_11 copy.jpg (28.22 КБ) 2087 просмотров
Ворошилов copy.jpg
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Союз Автоклубов
Я новичок на форуме!
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пн, 13 дек 2010 18:13:46

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение Союз Автоклубов » Ср, 05 окт 2011 21:20:02

Увидел фотографии нашего с вами любимого танка в Журнале "за рулем" 1928 года №2
Парад на красной площади,
4 танка на 1 мая

статья называется "Музыкальная коробка"

если не найдете,
ищите меня на сайте Союз Автоклубов :-)

ДмитрийАвто

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 08 окт 2011 20:06:40

Союз Автоклубов писал(а) :Увидел фотографии нашего с вами любимого танка в Журнале "за рулем" 1928 года №2 статья называется "Музыкальная коробка"
ДмитрийАвто
Интересно было бы почитать.
А теперь продолжу.
Когда закопали и когда выкопали луганские танки Рикардо? (ЧАСТЬ 4)
Был ли автором указа Ворошилов? Вряд ли. Подписал он указ? Да, но это ровно ничего не значит. Ворошилов был в то время Председателем Президиума Верховного Совета СССР и подписывал все указы Верховного Совета.
После издания указа от 11 сентября переименования продолжились с новой силой, хотя Верховный Совет утвердил этот указ только 20 декабря 1957 года.
Переименовали города Ворошилов и Ворошиловград; 2 Ворошиловских поселка, 13 Ворошиловских районов и одну область.
Досталось и Буденному. Переименовали город Буденновск; поселки: Буденовка, Буденновское, Буденновский; 6 Буденовских районов и одну область.
Переименовали поселки: Микоянабад, имени Микояна, Микояновка, Микояновск; районы: Микоянабадский, 3 Микояновских и 2 Микоянских и одну область.
Как обычно были и «перегибы», например, переименовали город Чкалов (4 декабря 1957), хотя летчик испытатель В.П. Чкалов погиб еще в 1938 году.
5 сентября 1958 дошла очередь до Булганина. Его освободили от обязанностей члена Президиума ЦК КПСС, от поста Председателя Совмина СССР и лишили звания маршала Советского Союза. Булганин начал работать председателем Ставропольского совнархоза.
В октябре 1957 года совершенно неожиданно Хрущев расправился со своим недавним защитником – Жуковым. Пленум ЦК КПСС вывел Жукова из состава членов Президиума ЦК и из членов ЦК КПСС. Одновременно Жукова освободили от должности министра обороны СССР, и в следующем году он вышел в отставку.
Таким образом, из бунтовщиков не наказанным оставался только Ворошилов. К тому времени отношения между Хрущевым и Ворошиловым окончательно испортились. Однако в народе личность Ворошилова была еще очень популярна. Поэтому нужно было соблюсти внешние приличия. Сначала Ворошилова наградили звездой Героя Социалистического Труда (7 мая 1960 г). А потом, в июле 1960 года пленум ЦК КПСС освободил Ворошилова от обязанностей члена Президиума ЦК «по его просьбе». Одновременно Ворошилов вынужден был оставить пост Председателя ВС СССР.
Климент Ефремович «по инерции» еще оставался членом ЦК КПСС. Но следующий 22-й съезд КПСС (октябрь 1961) Ворошилова в ЦК уже не избрал. Как же сложилась дальнейшая судьба Ворошилова? Он остался членом Президиума ВС СССР, писал мемуары. В 1964 году в результате «дворцового переворота» генеральным секретарем ЦК КПСС стал Брежнев. В 1966 году Климент Ефремович был «частично реабилитирован» в партийном отношении и на 23-м съезде КПСС (март-апрель 1966 г) он был вновь избран в ЦК. Умер Климент Ефремович Ворошилов на 89-м году жизни 2 декабря 1969 года, похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
Перечислю только некоторые награды Ворошилова: две звезды Героя Советского Союза, звезда Героя Социалистического Труда, 8 орденов Ленина, 6 орденов Красного Знамени, почетное революционное оружие (30.12.1920), почётное оружие с изображением Государственного герба СССР (22.02.1968), почетный гражданин города Ростова - на – Дону (9.02.1968).
Ворошилов был делегатом восемнадцати съездов КПСС, десяти Всероссийских съездов Советов, восьми Всесоюзных съездов Советов! Он был депутатом ВС СССР семи созывов, членом ВЦИК (1917 – 1925 гг), ЦИК СССР (1922 – 1935 гг), ЦК КПСС (1921 – 1961, 1966 – 1969 гг), Оргбюро ЦК РКП(б) (1924-1925 гг), Политбюро ЦК КПСС (1926-1960 гг). Да, но я увлекся. Вернемся к танкам.
(продолжение следует).
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Пн, 10 окт 2011 14:58:09

Когда закопали и когда выкопали луганские танки Рикардо? (ЧАСТЬ 5)
Ну ладно не угодил Ворошилов Хрущеву, это понятно. Ну, переименовали населенные пункты, демонтировали памятники Ворошилову. Это то же можно понять. Но чем виноваты танки?! Этого я понять не могу. Может быть, Хрущев считал, что заслуги Ворошилова в гражданской войне слишком преувеличены, а английские танки как бы символизируют ворошиловскую доблесть? Или местные власти проявили инициативу? Не знаю.
Итак, мы приблизительно установили дату закапывания танков – март 1958 года. А когда же их выкопали?

Вот хронология дальнейших событий:
Танки Рикардо вернулись на постаменты у здания областного краеведческого музея в 1995 году.
В 2007 году в Луганск приезжал английский историк-исследователь Роберт Скот.
В мае 2009 года Луганские Рикардо отвезли на ремонт на ОАО ХК «Лугансктепловоз». Ремонт был выполнен за 4 месяца. Акт о приемке отреставрированных танков был подписан 15 сентября 2009 года.
22 сентября 2009 года танки были установлены на гранитные постаменты напротив памятника Борцам революции.

Остаются вопросы:
Когда же закопали и когда выкопали луганские танки Рикардо (точные даты)?
Танки 37 лет пролежали в земле?! И их как раскопали так без ремонта и поставили на постаменты в 1995 году? Вряд ли. Значит ремонтировали. Где? Когда?
И почему танки поставили именно в 1995 году, а не раньше или позже?
Ответы на все эти интересные вопросы можно было бы получить у ветеранов луганского станкостроительного завода имени Ленина. Да только где эти луганские краеведы – исследователи, которые этим займутся?
Не ехать же мне снова в Луганск? Хотя…
КОНЕЦ
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Ср, 12 окт 2011 19:48:41

vombat писал(а) :
Открываю новую рубрику. Она будет называться «Библиотека ХИОДАТ». В этой рубрике я буду размещать статьи различных авторов о танках гражданской войны, опубликованные в советской периодической печати.


В. Зун
БРОНЕСИЛЫ 11-Й АРМИИ В БОРЬБЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ГРУЗИИ
(15-летие разгрома грузинских меньшевиков)
25 февраля 1921 г. Красная армия вступила в столицу Грузии – Тифлис.
15 лет назад 11-я красная армия вместе с восставшими рабочими и крестьянами Грузии после жесточайших схваток с меньшевистскими и белогвардейскими войсками стремительным ударом сбросила в море остатки контрреволюционной националистической буржуазии, их хозяев – империалистов – и разгромленные белогвардейские банды. Грузия освободилась от ненавистного меньшевистского ига.
В боях 11-й Красной армии за освобождение Грузии особую роль сыграли бронечасти 11-й армии: бронепоезда, броневики и танки. В данном очерке мы постараемся изложить действия бронечастей 11-й армии.
Из Азербайджана в Грузию имелось два ближайших пути к меньшевистскому центру - Тифлису, удар по которому сразу разрешал весь исход борьбы: первый по железной дороге через Акстафу — Пойли — пограничный мост на реке Куре; второй – по шоссе через Казах — Красный мост. На обоих этих направлениях в состав войск были включены бронечасти: по железной дороге 5 бронепоездов (№ 7, 94, 5. 77 и 61) и по шоссе — броневой (№ 55) и танковый (№ 2) отряды. В дальнейшем направление танкового отряда № 2 было изменено, и последний был направлен вслед за бронепоездами для действия вдоль железной дороги. Такое изменение диктовалось тем, что тихоходные танки типа «Рикардо» не успевали за быстрым продвижением войск и, будучи привязаны к базе снабжения естественно, отставали. Бронечасти, действующие вдоль железной дороги, были объединены в одну бронегруппу под командованием начбронарма 11; автобронеотряд вошел в непосредственное подчинение начдива 20 т. Великанова.
Бронеотряд № 55 в ночь на 16 февраля 1921 г. блестяще выполнил возложенную на него задачу: прорвался через минированный пограничный шоссейный мост и после короткого боя окружил и заставил сложить оружие 300 народогвардейцев со своими офицерами и 4 пулеметами. За этот подвиг командир головной машины т. Сидоров был награжден орденом Красного знамени.
Группа бронепоездов, действовавших на Пойлинском направлении, имела на своем пути через границу железнодорожный четырехпролетный мост через бурную и глубоководную в это время и в этом районе реку Куру. Так как единственным средством переправы был железнодорожный мост, все внимание было сосредоточено на этом узком дефиле. Грузинские меньшевики это учли и еще заранее тщательно минировали мост, причем провода для взрывов были отведены далеко в поле, где в блиндаже постоянно дежурил офицер-подрывник.
Противоположный берег реки Куры в несколько рядов был покрыт окопами и проволочными заграждениями. На случай неудачи взрыва мост был подготовлен к обороне: были сняты два звена рельс: и поперек моста положена двенадцатидюймовая квадратная балка на цепях; кроме того, на выходе в блиндаже стояли постоянно заряженные кинжальное орудие и пулемет. Часовые, отборные народогвардейцы, стояли посредине моста.
Начбоеучастка поставил бронегруппе задачу: прорваться через мост, исправить путь и вместе с 26-й стр. бригадой овладеть противоположным берегом. Сигналом атаки должен был служить луч прожектора с бронепоезда № 94, поданный в 6 часов утра 16 февраля.
(продолжение следует)
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 15 окт 2011 06:42:41

В. Зун
БРОНЕСИЛЫ 11-Й АРМИИ В БОРЬБЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ГРУЗИИ

К 4 чае. 30 мин. утра бронепоезда сосредоточились: № 7 — на станции Пойли, откуда к мосту идет двухкилометровый уклон; бронепоезд № 94 (с прожектором) и десотряд. № 3 – в вагонах на ст. Акстафа. По расчетам, все части бронегруппы должны были к 5 час. 30 мин. сосредоточиться к мосту для атаки; фактически же
своевременно прибыл, только бронепоезд № 7, остальные успели подойти только на ст. Пойли. Задержка в движении произошла потому, что машинист гражданского паровоза под десотрядом отказался в последний момент вести поезд без света под уклон я сделал попытку бежать, за что и был арестован.
В 6 часов бронепоезд № 94, спускаясь к мосту, не смог подать установленный сигнал прожектором ввиду порчи мотора. По приказанию комбрига 26, с бронепоезда № 7 был открыт огонь по противоположному берегу. По сигналу бронепоезд двинулся на мост вместе с батальоном 26-й стр. бригады. В тот момент, когда передовые бойцы батальона уже перебежали мост и вступили в бой с меньшевиками, раздались один за другим три громадных взрыва, вслед за которыми высоко в небо поднялись столбы воды, дыма и огня. Взорванная труба керосинопровода забила фонтаном загоревшейся нефти, поливая огненными брызгами остатки моста, бронепоезд и уцелевших людей. Успевшие перебежать
стрелки перекололи заставу меньшевиков и закреплялись на противоположном берегу под прикрытием огня с наших оронепоездов.
В наступившем рассвете мы увидели обрушенные два пролета моста, а по металлическому кружеву моста перебирающиеся фигуры уцелевших бойцов; несколько убитых и раненых были сброшены взрывом в воду, и на помощь им вплавь направились группы бойцов с нашёго бёрега. Несмотря на огонь народогвардевцев, наша пехота (26-я стр. бригада), и десотряд частью вплавь, частью по уцелевшему ажуру переплета моста перебирались на другой берег, где медленно продвигались вперед.
Целый день 16 февраля наши 2 бронепоезда, стоя на открытом месте, перед взорванным мостом, били из своих орудий и пулеметов по противнику, неоднократно переходившему в контратаки на нашу пехоту. Бронепоезд противника со ст. Салоглы пытался атаковать пехоту, но огнем наших дальнобойных орудий бронепоезда № 94 был отогнан и ушел. Народогвардейцы, как только вышли из-под огня бронепоездов и нашей артиллерии; своими пулеметами остановили продвижение нашей пехоты.
К вечеру 16 февраля, как только прекратился пулеметный огонь по мосту, инженеры приступили к осмотру взорванных пролетов; ночью прибыл железнодорожный дивизион, и с рассветом работа закипела. Всеми работами руководил т. Серебровский, который сумел быстро мобилизовать все силы и средства, обеспечивающие успех работы; он дал слово, что восстановит мост через 7 дней. День и ночь кипела работа, бойцы и командиры спали не более 3 часов в сутки, все время с оружием в руках, не раздеваясь, готовые в любое время к бою. Где замечалась усталость, там появлялся т. Серебровский, который умел одним словом, а часто одним своим видом, подбодрить людей, вдохнуть в них новые силы. Десотряд и команды бронепоездов, выдвинув людей для охраны, полностью пошли работать на мост. Каждый час, каждая минута были на учете; все отлично понимали свое бессилие без моста помочь своей пехоте, которая билась на противоположном берегу. Пленные и перебежчики показывали: в Тифлисе, по случаю взрыва моста — торжество, так как. Там считают, что большевики не сумеют поднять мост ранее месяца, а без моста они не возьмут Тифлиса, и справиться с восстанием будет легко. (продолжение следует)
Вложения
Грузия.jpg
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 15 окт 2011 07:38:29

В. Зун
БРОНЕСИЛЫ 11-Й АРМИИ В БОРЬБЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ГРУЗИИ
Колоссальными усилиями, доступными только свободным сынам великой страны, временный мост 23 февраля: в 2 часа утра был закончен, и через него прошли: бронепоезд № 7, поезд командарма 11 с т. Геккер, бронепоезд № 94, № 5 с десотрядом, летучка желдива, эшелон танкотряда, эшелон с водой и горючим и бронепоезд № 61. Бронепоезд № 77 был оставлен на ст. Акстафа для охраны нашего тыла. Весь путь носил следы недавних боев: разрушенные строения, поломанное и брошенное оружие, шрапнельные стаканы, воронки от снарядов. Меньшевистские войска минировали все станции по пути к Тифлису (ст. Салоглы, Беюк-Кясик и Карахзы), но существенных разрушений сделать не успели. Только на ст. Карахзы они взорвали водокачку, но к приходу бронепоездов железнодорожные рабочие её уже восстанавливали и к вечеру 23 февраля дали воду. Истомленные бессонными ночами и работой на мосту; красные броневики ждали боя, уверенные в победе и в правоте своего дела.
В 16 часов 23 февраля вся бронегруппа сосредоточилась на ст. Карахзы. Вечером 23 февраля был получен приказ о штурме Тифлиса на рассвете; бронегруппа вошла в оперативное подчинение начдива 9 т, Куйбышева и имела задачей, обеспечивая движение 9-й стр. дивизии на её левом фланге, овладеть Тифлисом. Исходным пунктом для атаки бронегруппы была намечена ст. Агтагля (20 км от Тифлиса) еще занятая противником; на рассвете полк 9-й дивизии с бронепоездом должен был внезапным ударом её захватить, очистив путь для движения бронегруппы.
Движение бронепоездов и появление их были столь неожиданны для меньшевистских войск; что они быстро очистили район станции и начали поспешно отходить на укрепленные позиции, опоясывавшие Тифлис. В 6 часов утра 24 февраля в предрассветном тумане; выстроились на путях ст. Агтагля бронепоезда (№ 7, 94, 5 и 61); танки сползли с платформ и остановились в ожидании сигнала для движения вперед. В 7 часов утра по сигналу пехота начала атаку, а бронепоезда и танки медленно двинулись вперед.
Гробовое молчание. Только стучат колеса на стыках, да тяжело дышат металлические груди бронепаровозов. Приходится двигаться чуть ли не ощупью. Во многих местах путь уширен, сняты накладки, вынуты костыли. Танки медленно ползут вблизи.
Подходим к разъезду Караджалар. Пехота далёко вправо приостановилась и залегла, встреченная огнем пулеметов. Тихо. Вдруг глухие удары, характерный свист тяжелых снарядов; и бронепоезда окружены столбами вывороченной земли, блеском разрывов, адским грохотом и стуком осколков по броне. С головного бронепоезда М 7 его доблестный командир т. Хмаладзе доносит: «Впереди и сзади путь перебит; впереди 2 км за горой, батарея; по бронепоезду огонь; высаживаю ремонтную команду».
Едва рассеялся дым от первых разрывов, как сразу заговорили орудия бронепоездов — 14 пушек послали свои гостинцы на батареи врага; одновременно пулеметчики правых бортов нащупали пулеметы противника, остановившие продвижение пехоты. Ремонтные команды под огнем, оглушенные разрывами, засыпанные землей и осколками, восстанавливают путь; раненых относят назад.
(продолжение следует)
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 15 окт 2011 07:48:03

В. Зун
БРОНЕСИЛЫ 11-Й АРМИИ В БОРЬБЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ГРУЗИИ
Ворвались на разъезд. Противник сосредоточенным артиллерийским огнем 4 батарей встречает наши бронепоезда, последние отходят. Три раза повторялась атака. В это время пехота, воспользовавшись ослаблением огня противником, пошла вперед, В 11 часов батареи противника стихли, бронепоезда прошли разъезд Караджалар и двинулись вперед. Артиллерийский бой вывел из строя 2 орудия бронепоездов, ранив прислугу. Танковый отряд на разъезде Караджалар перешел железнодорожный путь и двинулся на помощь 78-му стр. полку, который не мог продвинуться вперед и залег у речки Сасхенсис, перед кольцевыми окопами противника, занятыми юнкерами.
14 часов — артиллерийский и пулеметный бой. Внезапно резко похолодало, пошел снег и начался буран. Высоко в небе 4 самолета кружат над нами; чьи они — из-за снега не разобрать, но зенитные орудия бронепоезда № 5 следят за ними своими дулами. Свист и характерный разрыв падающих бомб сплелись с залпами зениток. Один самолет накренился и быстро пошел вниз, остальные резко взмыли вверх и скрылись по направлению Тифлиса. Самолеты сбросили около 30 бомб, и только одна попали в путь. Не успела высадиться ремонтная команда и приступить к починке, как наблюдатель головного бронепоезда заметил идущий со стороны Навтлуга с большой скоростью бронепоезд противника. Не доходя до нас 2 километров, он остановился и быстро, не открывая огня, стал отходить, провожаемый нашими снарядами.
В 17 часов 24 февраля 3 танка второго танкового отряда — Б-5, Б-9 и танк «В чем дело» — совместно с 78-м, стр. полком, пройдя речку Сасхенсис, атаковали юнкеров на подступах к Тифлису. Танк Б-5 выдвинулся впереди пехоты, вошел на кольцевые окопы противника и открыл огонь с обоих бортов; уцелевшие юнкера залезли в норы. Подошедшая пехота взяла 150 живых пленных и 3 пулемета. Меньшевистский бронеавтомобиль пытался атаковать, но, увидев танки и встреченный их огнем, ушел на Сигнах. Противник бросил окопы, вооружение и беспорядочно отступил к Тифлису, преследуемый нашими танками и пехотой. Недалеко от Назтлуга танк «В чем дело» во время ночного движения скатился с двадцатиметрового обрыва в 50 градусов и уперся носом в речку; при падении были ранены командир отряда т. Андрушкевич и большинство команды. Дна танка - Б-5 и Б-9 — утром 25 февраля достигли Навтлуга следом за отступающими меньшевиками и были встречены восставшими железнодорожными рабочими. Почти сутки, проведенные в танках без отдыха и смены, в температуре до 50°, под действием газов от выстрелов и двигателя, не дешево дались доблестным танкистам: почти половина команды была в полуобморочном состоянии, у многих носом и горлом шла кровь. Несмотря на раннее утро, тысячи народу высыпали на улицы; танкистов и танки буквально забросали цветами.
Удачная танковая атака и быстрый отход юнкеров дали возможность бронепоездам двинуться вперед. Отходящие бронепоезда противника рвали все мосты, устраивали завалы, уширяли колею и, наконец, выпустили навстречу нашим бронепоездам черный паровоз (брандер).
В 23 часа 24 февраля затихла артиллерийская канонада, а в 15 часов 25 февраля бронепоезда вошли на ст. Навтлуг. Железнодорожный телеграф работал с Батумом; телеграфист сбежал, оставив на столе наполовину переданные меньшевистские депеши с донесениями о победе. Бронепоезд № 61 оставлен в Навтлуге, остальные двинулись в Тифлис. Впереди взорванный пятнадцатиметровый мост исправлен нами в течение 3 часов своими силами. Недалеко от Тифлиса столкнулись два меньшевистских эшелона; убитые люди и разбитые вагоны загрузили путь; железнодорожники Тифлиса приложили усилия к тому, чтобы не выпустить меньшевиков.
К вечеру 25 февраля бронепоезда вошли в Тифлисский вокзал, ликвидировав пожар в депо, подожженном отходящим противником. Командарм 11 т. Геккер приказал высадить команды и выстроить их на перроне в ответ на приветствие командующего — мощное «ура». Остатки меньшевистских войск после падения Тифлиса бежали, бросая по пути бронепоезда, бронеавтомобили, пушки, винтовки госпитали и теряя сотни отставших.
2 марта сброшенный меньшевиками с рельс бронепоезд «Республиканец» был поднят и доставлен в Тифлис. 5 марта грузинская Красная армия получила первую регулярную войсковую часть бронепоезд «Советская Грузия», — а в конце марта из захваченных бронеавтомобилей был сформирован Первый грузинский советский автобронеотряд.
За бои под Тифлисом танковый отряд № 2, бронепоезд № 7 и автобронеотряд № 55, по приказу, командарма 11,. были представлены к награждению почетными революционными знаменами, а их командиры и выдающиеся бойцы награждены орденами Красного знамени.

ИСТОЧНИК:
Журнал «Механизация и моторизация РККА», № 2, 1936 г.
Статью подготовил к размещению на форуме vombat 27 апреля 2011 года.
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

off-topic-off
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Пт, 11 фев 2011 20:59:29

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение off-topic-off » Вс, 16 окт 2011 11:38:31

vombat писал(а) :В. Зун
Журнал «Механизация и моторизация РККА», № 2, 1936 г.
Статью подготовил к размещению на форуме vombat 27 апреля 2011 года.
У Зуна выходила целая книга в начале 1930 про броневые силы, вроде в Тифлисе в типографии Штаба 5 ОКА

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 22 окт 2011 07:29:14

Перенос харьковского танка «Рикардо».
В связи с футбольным чемпионатом Евро 2012 в Харькове проводятся колоссальные строительные работы. Не минула чаша сия и площади Конституции (Советской Украины). Сначала разрушили монумент в честь провозглашения Украины Советской республикой (Фото 1).
Этот монумент был открыт 4 ноября 1975 года в канун 58-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. На открытие приезжал первый секретарь ЦК КП Украины Щербицкий В.В.
Монументальный памятник из красного гранита представлял собой пятифигурную скульптурную композицию, олицетворявшую силы социалистической революции: рабочий, крестьянин, солдат, матрос, женщина-труженица. Над скульптурной группой находилось знамя революции. На нем были высечены слова: «Вся власть – Советам, мир – народам, земля – крестьянам!». На гранитной плите у подножия памятника было начертано: «24-25 декабря 1917 года в Харькове состоялся Первый Всеукраинский съезд Советов, на котором провозглашено создание Украинской Советской Социалистической Республики». Высота памятника была 18 метров.
На мой взгляд, этот памятник, выполненный в стиле советского примитивизма, не сильно украшал площадь. В народе его называли «Трое с холодильником». Это связано с тем, что скульптурная группа располагалась вокруг чего-то громоздкого, похожего на шкаф или холодильник. А рядом с монументом было здание ломбарда (теперь в нем ХИМ). И шутники предположили, что памятник изображает группу людей, которые тащат холодильник в ломбард или из него.
Кстати власти пообещали перенести демонтированный монумент в другое место. Что-то не верится, но поживем – увидим.
19 сентября 2011 года потребовалось убрать с площади музейные экспонаты - танки Т-34 и Рикардо. Перенос танков на новое место начался приблизительно в 21.00 и закончился приблизительно в 4 утра 20 сентября. Танки перевезли с одной стороны музея на другую и поставили на высокие пьедесталы. Во время этой ночной операции присутствовали работники ХИМа, но ни журналистов, ни телевизионщиков не было. Вероятно, представителей СМИ никто не предупредил. Уникальное историческое событие снимали на фото и видео несколько случайных прохожих.
Ночная эвакуация не прошла для Рикардо бесследно. С правого борта откололся кусок, который тут же приварили на место. (Фото 2)

На левом пушечном спонсоне откололся треугольный кусок брони (Фото 3).

Да и трещины, которыми покрыт танк, стали пошире (Фото 4).

Теперь я могу точно сказать, что харьковский танк «Рикардо» находится в самом плохом состоянии по сравнению с другими «Рикардо» на территории бывшего СССР (Архангельск, Луганск, Кубинка).
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Вложения
1_Монумент.jpg
2_кусок.JPG
3_треугольник.JPG
4_трещина.JPG
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

off-topic-off
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Пт, 11 фев 2011 20:59:29

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение off-topic-off » Сб, 22 окт 2011 09:36:16

Еду в Харьков в ноябре. С удовольствием присоединился бы к ХИОДАТ

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Вс, 23 окт 2011 18:53:55

off-topic-off писал(а) :Еду в Харьков в ноябре. С удовольствием присоединился бы к ХИОДАТ
Если будет время, то обязательно встретимся. :hi:
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Пт, 28 окт 2011 20:52:13

БИБЛИОТЕКА ХИОДАТ

ИЗ ИСТОРИИ БТВ

В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
А. СЕЛЯВКИН,
Бывший командир и военный комиссар
Отдельной эскадры танков

В ПЕРИОД гражданской войны в Рабоче - Крестьянской Красной Армии насчитывались сотни бронепоездов, которые действовали во взаимодействии со стрелковыми и кавалерийскими частями. Часто броневые поезда решали боевые задачи самостоятельно. Для этого им придавались пехота, кавалерия, а также служба обеспечения. Так, в составе броневых частей Юго-Западного фронта имелись тяжелые бронепоезда — № 4 под командованием тов. Федоренко, № 66 («Углекоп») под командованием тов. Горшунина, имени Руднева под командованием тов. Золотова, № 85 под командованием тов. Полупанова.
К примеру, тяжелый бронепоезд № 85 представлял собою подвижную крепость с крепостными дальнобойными пушками, установленными на специальных многоосных площадках. Построены они были в 1919 г. рабочими Сормовского завода. Этот бронепоезд имел десантный отряд, в который входили пехота, кавалерия, несколько комбинированных броневых машин, приспособленных для движения, как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путам. Кроме того, бронепоезду были приданы авиационный и воздухоплавательный отряды для разведки и корректирования артиллерийского огня из дальнобойных пушек.
Бронепоездам № 85 и № 4, действуя в составе 13-й Красной Армии, приходилось в 1920 г. вести огонь из района г. Геническа по вражеским боевым кораблям. Из района ст. Сальково эти бронепоезда разрушали мощные железобетонные Чонгарские укрепления противника.
В составе 10-й Красной Армии в период осады Царицына (1918—1919 гг.) действовала группа бронепоездов под командованием тов. Алябьева, а в составе 12-й Красной Армии в период боев на Правобережье Украины и за Киев — бригада бронепоездов под командованием тов. Липитенко.
Все это были крупные соединения бронепоездов периода гражданской войны.
Ремонт бронепоездов, подготовка личного состава и формирование частей броневых сил обеспечивались отдельной запасной бригадой бронепоездов под командованием комбрига тов. Стоянова. Эта бригада проделала огромную работу по обеспечению успешных боевых действий бронепоездов.
Необходимо сказать также об организации, формировании и боевых действиях автоброневых отрядов, которых в Красной Армии насчитывалось в то время до пятидесяти. Автоброневые отряды благодаря своей подвижности и огневой мощи являлись значительной ударной силой пехоты и кавалерии, как в наступательных, так и в оборонительных боях.
Имелась также отдельная мобильная броневая часть, входящая в состав Украинской Красной Армии. Это был автоброневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины, который состоял из двух отдельных автоброневых отрядов, танкового отряда, мотоциклетно - пулеметного отряда, артиллерийской батареи на механической тяге, подразделения обеспечения и ремонта.
Автоброневой дивизион участвовал в боях в составе 14, 12, 10-й армий, внутреннего фронта Украины, Киевского укрепленного крепостного района, а также в боях по разгрому банд Григорьева и Махно.
(продолжение следует).
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Сб, 29 окт 2011 15:05:00

БИБЛИОТЕКА ХИОДАТ

В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Кроме этих автобронеотрядов, в РККА была отдельная запасная автоброневая бригада, которая являлась центром формирования автоброневых отрядов Красной Армии. Ею командовал комбриг тов. Абалов.
Несколько подробнее мне хочется поделиться воспоминаниями о зарождении танковых войск Красной Армии.
Первые танки, появившиеся в Красной Армии, были французские.
В начале 1919 г. а бою с французскими войсками под Березовкой Одесской губернии 15-й полк 2-й Украинской Армии захватил 5 танков «Рено». Они были вооружены одной 37-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.
За эти трофеи В.И. Ленин телеграммой поблагодарил бойцов 2-й Украинской Армии. Один танк «Рено» в апреле 1919 г. был направлен в Москву к празднику 1 Мая для демонстрации московскому пролетариату на параде на Красной площади. Остальные четыре танка после небольшого ремонта на Харьковском паровозостроительном заводе поступили на вооружение в автоброневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины. В составе этого дивизиона в апреле 1919 г. был сформирован первый в Рабоче-крестьянской Красной Армии танковый отряд. Он принимал участие в боях против деникинских и петлюровских войск в августе 1919 г. в районе Киева.
В этот период Военным советом Киевского укрепленного крепостного района на танковый отряд автоброневого дивизиона была возложена боевая задача по охране и обороне стратегических мостов и переправ через р. Днепр у Киева. Танки были поставлены по обе стороны мостов и переправ в качестве подвижных дотов. Попытки неприятельских диверсионных групп подорвать мост успешно отбивались. В боях в полевых условиях эти танки нами не применялись из-за отсутствия запасных частей и из-за их тихоходности (7-8 км в час).
С начала 1919 г. западная буржуазия щедро снабжала деникинскую белогвардейскую армию новой военной техникой, тяжёлыми и средними танками типа «Рикардо», «Тейлор». Танковая техника для деникинской армии поставлялась из Англии морским путём через черноморские порты — Новороссийск и Севастополь. В Новороссийске была организована база формирования танковых частей. Там под руководством английских инструкторов формировались танковые части и подразделения, укомплектовывались, обучались и готовились танковые экипажи. Офицерский состав танковых частей деникинской армии готовился в Англии в учебных центрах отдельного корпуса танков.
В 1919—1920 гг. под сокрушительными ударами Красной Армии деникинская армия откатывалась на Северный Кавказ. Пытаясь остановить наше продвижение, деникинцы бросали в бой большое количество танков в районах городов Таганрог, Ростов-на-Дону, Новороссийск. В ходе ожесточённых боев часть деникинских танков была подбита нашими броневиками и артиллеристами, а часть — подорвана экипажами противника при их бегстве. Некоторые танки были взяты как трофеи, в полной исправности.
По указанию Управления броневых частей Реввоенсовета Республики все захваченные танки противника и танковое имущество должны были направляться для капитального и среднего ремонта в г. Харьков в адрес тов. Николайчика — военного представителя Управления Начальника броневых частей РККА при Харьковском паровозостроительном заводе. Работа по ремонту и восстановлению танков на этом заводе проводилась под непосредственным руководством механика теплового цеха тов. Виноградова.
Когда тепловой цех начал выпускать из ремонта тяжёлые и средние танки, возник вопрос о создании центра по комплектованию и обучению танкистов.
Для формирования и подготовки первых танковых частей РККА многое сделали трудящиеся Харькова — крупнейшего промышленного центра Украины. В сентябре 1920 г. в составе отдельной запасной автоброневой бригады в Харькове был сформирован отдельный запасной дивизион танков (бригада).
(продолжение следует).
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Вс, 30 окт 2011 07:31:58

БИБЛИОТЕКА ХИОДАТ

В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Формирование танковых отрядов проходило в суровых условиях военного времени. Отсутствовали соответствующее оборудование, материалы, агрегаты, запасные части и инструменты. Не было и подготовленных командно-технических и водительских кадров танкистов.
В начальный период формирования танковых отрядов отдельный запасный дивизион танков пополнялся за счет броневых частей действующих армий фронтов и добровольцев — специалистов-харьковчан.
Этот отдельный дивизион в то время имел около 50 трофейных танков разных марок. Предстояло сформировать 10 танковых отрядов.
Танковые отряды имели на вооружении два типа боевых машин: тяжелые танки «Рикардо» и средние — «Тейлор».
Тяжелый танковый отряд состоял из четырех танков «Рикардо» (два пушечных и два пулеметных). Средний танковый отряд имел шесть танков «Тейлор», вооруженных тремя пулеметами каждый. В состав танковых отрядов входили мотоциклы, легковые и грузовые автомашины, бензозаправщики и оборудованная ремонтная мастерская на автомашине.
Танковый отряд являлся отдельной воинской частью. Командир и военный комиссар отряда, согласно утвержденному приказом Революционного Военного совета Республики положению, пользовались правами командира полка. Для личного состава танковых частей РККА Реввоенсоветом Республики была установлена специальная форма одежды с танковой эмблемой на левом рукаве.
В связи с тяжелой работой в танке (отсутствовала вентиляция) приказом Реввоенсовета Республики экипажам был установлен усиленный продовольственный паек.
По указанию Управления броневых частей Красной Армии первый сформированный танковый отряд под командованием тов. Пащенко был отправлен в распоряжение штаба Туркестанского фронта. Второй танковый отряд, которым командовал тов. Андрушкевич, был отправлен в распоряжение штаба Западного фронта.
Танковый отряд, отправленный в распоряжение Западного фронта, в 1920 г. участвовал в боевых действиях на Польском фронте. Внезапным ударом его танки проделали проходы в проволочных заграждениях противника, установленных в несколько рядов, и вместе с пехотой прорвали фронт. За отвагу и храбрость при прорыве Польского фронта командир танкового отряда тов. Андрушкевич и экипажи танков были награждены Реввоенсоветом Республики орденами Красного Знамени.
Для укомплектования танковых частей РККА командно-техническим составом было создано танковое отделение в Московской школе высшего командного состава автоброневых частей. В октябре 1920 г. эта школа выпустила первых 30 красных командиров-танкистов. В приказе начальнике школы тов. Иванова и военного комиссара тов. Владимирова от 2 октября 1920 г. говорилось: «Сегодняшний день, товарищи, день для наших курсов исторический. Курсы по подготовке красных командиров бронечастей выпускают из своих стен первый выпуск Красных Танковых командиров в России. На этот выпуск обращены теперь взоры всех интересующихся военной мощью Республики; на этот выпуск возлагает свои надежды беднейший крестьянин, на этот выпуск смотрит, стоя у станка, рабочий.
У всех на уме одна мысль, что даст этот выпуск завоеванной сотнями, тысячами жизней свободе трудящихся классов.
Я, товарищи, уверен, что этот выпуск даст многое, очень многое.
(продолжение следует).
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

стр
Матрос
Сообщения: 156
Зарегистрирован: Вс, 05 окт 2008 16:04:02

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение стр » Вс, 30 окт 2011 10:28:16

Селявкин пишет: "Второй танковый отряд, которым командовал тов. Андрушкевич, был отправлен в распоряжение штаба Западного фронта.
Танковый отряд, отправленный в распоряжение Западного фронта, в 1920 г. участвовал в боевых действиях на Польском фронте. Внезапным ударом его танки проделали проходы в проволочных заграждениях противника, установленных в несколько рядов, и вместе с пехотой прорвали фронт. За отвагу и храбрость при прорыве Польского фронта командир танкового отряда тов. Андрушкевич и экипажи танков были награждены Реввоенсоветом Республики орденами Красного Знамени
".
На самом деле, Андрушкевич - командир 2-го танкового отряда 106-го к.п. 18-й к.д. Награжден РВС ОКА, Приказ РВСР №85-23г. За отличие в боях под Тифлисом 24.02.21г.
Остальные танкисты 2-го танкового отряда были награждены за тот же подвиг, но ранее - в 1922 году, приказом РВСР № 133.
Определение кавалеров довоенных наград, когда и за что награжден. Наградные документы.

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Вс, 30 окт 2011 17:56:52

стр писал(а) :Селявкин пишет: "Второй танковый отряд, которым командовал тов. Андрушкевич, был отправлен в распоряжение штаба Западного фронта.
Танковый отряд, отправленный в распоряжение Западного фронта, в 1920 г. участвовал в боевых действиях на Польском фронте. Внезапным ударом его танки проделали проходы в проволочных заграждениях противника, установленных в несколько рядов, и вместе с пехотой прорвали фронт. За отвагу и храбрость при прорыве Польского фронта командир танкового отряда тов. Андрушкевич и экипажи танков были награждены Реввоенсоветом Республики орденами Красного Знамени
".
На самом деле, Андрушкевич - командир 2-го танкового отряда 106-го к.п. 18-й к.д. Награжден РВС ОКА, Приказ РВСР №85-23г. За отличие в боях под Тифлисом 24.02.21г.
Остальные танкисты 2-го танкового отряда были награждены за тот же подвиг, но ранее - в 1922 году, приказом РВСР № 133.
Спасибо!
Очень ценная информация.
А источник по награждению Андрушкевича подскажите? :hi: Может и текст приказа у вас есть?
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

стр
Матрос
Сообщения: 156
Зарегистрирован: Вс, 05 окт 2008 16:04:02

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение стр » Вс, 30 окт 2011 19:05:16

Приказа нет.
Источники: "Сборник лиц награжденных..." 1926г. и учетка
Определение кавалеров довоенных наград, когда и за что награжден. Наградные документы.

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Пн, 31 окт 2011 19:07:47

БИБЛИОТЕКА ХИОДАТ

В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Во-первых, этот выпуск даст клятву перед лицом трудящихся классов всего мира не складывать оружия до тех пор, пока идеи социализма не восторжествуют во всем мире, и эту клятву выполнит.
Во-вторых, этот выпуск покажет, как сильно бьет кулак Красного Броневика - Танкиста по зажирелой шее зазнавшегося польского шляхтича.
В-третьих, этот выпуск убедит всех, что Красный Броневик-Танкист либо победит, либо умрет, но не сдаст своей позиции.
В-четвертых, Красный Броневик-Танкист всей своей жизнью покажет всему миру, что «броневик всегда на страже свободы».
Вот, товарищи, чего мы ожидаем от нашего первого в России выпуска Красных Командиров Броневиков-Танкистов, вот с какими надеждами мы выпускаем наших Краскомов.
Пожелаем же нашим дорогим товарищам полного успеха в их делах, и будем просить их поддерживать с нами полную и тесную связь.
Да здравствует славная Рабоче-крестьянская Красная Армия!
Да здравствует непобедимый красноармеец!
Да здравствует их руководитель красный командир броневик!»
Среди первых командиров-танкистов, окончивших школу высшего командного состава автоброневых частей, были П. Полубояров, П. Украинцев. Н. Селявкин, М. Макарин, М. Данчич и другие. Первых командиров танкистов, прибывших в отдельный запасный дивизион танков, назначили на должности командиров танковых отрядов, помощников командиров по строевой и технической части.
В октябре 1920 г., в момент тяжелых боев на каховском плацдарме, части нашей 51-й стрелковой дивизии были атакованы врангелевскими танками и броневиками, за которыми двигалась неприятельская пехота. Бойцы 51-й стрелковой дивизии в этом бою проявили отвагу и мужество, отражая танковую атаку связками ручных гранат.
Для ответных танковых ударов из отдельного дивизиона танков в состав действующей армии отправили три танковых отряда. Эти отряды сразу же после разгрузки с железнодорожных платформ походным порядком двинулись в район сосредоточения — на каховский плацдарм. Ввиду отсутствия в танковых отрядах достаточного количества автомобилей для перевозки боеприпасов, горючего, смазочных материалов и запасных частей на время совершения марша командование армии выделило 200 парных подвод.
Все три танковых отряда своевременно были сосредоточены для боя на каковском плацдарме.
При занятии нашими войсками Симферополя и Севастополя было захвачено большое количество трофейных танков и запасных частей к ним. По распоряжению Начальника броневых частей РККА тов. Котовского Г.С. все трофейные танки и танковое имущество направили на Харьковский паровозостроительный завод для ремонта и восстановления.
После того как было закончено формирование танковых отрядов, в 1922 г. отдельный запасный дивизион танков поревели из Харькова в Москву. Здесь его включили в состав отдельной запасной автоброневой бригады.
Сформированные отдельным запасным дивизионом танковые отряды были из Харькова направлены по военным округам.
(продолжение следует).
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Вт, 01 ноя 2011 18:27:13

БИБЛИОТЕКА ХИОДАТ

В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
В Харькове был дислоцирован 10-й танковый отряд, которым командовал Н. Селявкин. Шефом 10-го танкового отряда в то время был завод ВЭК (ныне ХЭМЗ). Красное знамя, врученное шефом в 1921 г. 10-му танковому отряду, ныне хранится в Музее Советской Армии в Москве.
В 1923 г. дислоцированные в военных округах танковые отряды были в виде опыта реорганизованы и переформированы в автобронетанковые дивизионы, куда входили танки, бронемашины и пехота в качестве прикрытия танков.
В целях создания единого мобильного танкового соединения в Красной Армии в 1923 г. из автобронетанковых дивизионов и танковых отрядов, входящих в состав военных округов, была сформирована отдельная эскадра танков по принципу и структуре морского флота. её дислоцировали в Москве в Лефортовских казармах.
Отдельная эскадра (дивизия) танков состояла из четырех флотилий (бригад). Первая тяжелая флотилия была вооружена танками «Рикардо», вторая средняя флотилия - танками «Тейлор». Третья легкая флотилия имела на вооружении отечественные танки Сормовского завода, а также французские танки «Рено». Четвертая флотилия была учебной. Кроме того, в эскадру входили подразделения обеспечения и ремонта.
В отдельной эскадре имелось 160 танков разных типов. Причем 15% машин находилось в подразделениях флотилий как учебно-боевые, а остальные хранились на консервации.
Отдельная эскадра танков была подчинена непосредственно Народному Комиссару по военным и морским делам и Председателю Революционного Военного Совета Республики и являлась резервом Главного Командования.
Танковые части отдельной эскадры участвовали в 1923, 1924 и 1925 гг. в парадах войск Московского гарнизона в Москве на Красной площади.
В летний период отдельная эскадра танков выходила в лагерь на Ходынское поле. Там были созданы танкодромы, полигоны, технические классы.
В связи с подготовкой к формированию бронетанковых войск Красной Армии на базе производства отечественных танков Революционный Военный Совет СССР решил реорганизовать отдельную эскадру танков. Из её состава сформировали четыре отдельных учебных танковых полка, которые передали военным округам, в Московском военном округе был дислоцирован третий отдельный учебный танковый полк.
Эти отдельные учебные танковые полки в дальнейшем и явились основной базой для развертывания танковых частей и соединений (мотомехбригад, танковых бригад и дивизий) в Красной Армии.
Среди командного состава танкистов, начавших свою службу в отдельном запасном дивизионе и отдельной эскадре танков, были ныне генералы М. Чернявский, С. Вармашкин, П. Полубояров, С. Тимофеев, А. Поликарпов и многие другие. Эти первые командиры-танкисты прошли большой путь вместе с бронетанковыми войсками нашей армии.
Хочется также отметить, что Харьковская городская партийная организация и Петинско-Журавлевский районный комитет партии принимали самое активное участие в организации и формировании отдельного запасного дивизиона танков и танковых отрядов Красной Армии.
В Харькове на Сергиевской площади у Лопанского моста в 1921 г. был установлен на пьедестале танк. Он стоял долгие годы как символ того, что трудящиеся Харькова были в числе пионеров создания наших бронетанковых войск. Теперь этот танк находится в Харьковском Государственном историческом музее.
КОНЕЦ
Статья была напечатана в журнале «Танкист» № 11, с. 5 – 9, 1958 г.
К размещению на форуме статью подготовил vombat в 2011 году.
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"

Аватара пользователя
vombat
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Вт, 30 янв 2007 10:56:49

Re: Харьковский танк "Рикардо" 1

Сообщение vombat » Вс, 13 ноя 2011 17:39:49

vombat писал(а) :
Теперь я могу точно сказать, что харьковский танк «Рикардо» находится в самом плохом состоянии по сравнению с другими «Рикардо» на территории бывшего СССР (Архангельск, Луганск, Кубинка).
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)

Свершилось чудо!
11.11.2011 танки Рикардо и Т- 34 отвезли на ремонт.
Обещают отремонтировать к 9 мая 2012.
Вложения
tank11321013709.jpg
241331.jpg
Книги "Значки и знаки ВЛКСМ"


Вернуться в «Военная техника»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей