26 февраля 1949 года Иосип Броз Тито изъявил желание, чтобы Югославия производила собственный танк. В том же году несколько югославских предприятий приступили к разработке среднего танка для Югославской Армии. За основу было выбрано шасси советского среднего танка Т-34. Было решено сконструировать танк аналогичный по боевым качествам прославсленному советскому танку, но при этом повысив его противоснарядную стойкость. Эта работа была поручена CTR "Petar Drapšin" (г. Младеновац) - двигатель, трансмиссия и т.д., "Đuro Đaković " (г. Славонский Брод) - бронекорпус и башня, артиллерийскому заводу №11 (г. Крагуевац) - орудие, и Военно-Техническому Институту. Срок был поставлен такой, чтобы на параде 1 мая 1950 года по Белграду прошли несколько машин нового типа.
( Свернуть )
Новый танк получил наименование Vozilo A (Tip A, Тенк А1), он имел сварной бронекорпус из плит, которые имели иную конфигурацию и углы наклона, чем прототип Т-34. Башню планировалось выполнить литой, но эта задача была не выполнима для тогдашней югославской промышленности и поэтому она сваривалась из шести литых элементов. Цилиндрические топливные баки были заменены на полуцилиндрические. Танк получил 85мм орудие ЗИС-С-53 с установленным дульным тормозом, вооружение танка также составлили курсовой и спаренный с орудие 7,92мм пулемёты MG-42, и 12,7мм зенитный пулемёт M2 "Browning".
Первые пять танков были показаны на военном параде в Белграде 1 мая 1950 года, но в конце мая во время испытаний были признаны не пригодными к принятию на вооружение. Дальнейшие работу по проектам производства и собственного танка и глубокой модернизацией советских Т-34 в Югославии не были успешными и программа была закрыта в 1951 году. Югославская промышленность тогда попросту не была готова к этому...
Текст и фото: ©Partizankampfer