Т-34-85 в Югославии
В 1944 году 65 единиц танков Т-34-85 было передано в состав НОВЮ (НОАЮ) советской стороной (соответственно это были танки 1944 года выпуска), они вошли в состав 2-ой бронетанковой бригады НОВЮ. Бригада освобождала Белград, воевала на Сремском фронте, освобождала Загреб и Триест. После войны в период 1946-1948гг. Югославия получила ещё 491 машину Т-34-85 обр.1945г. производства заводов №112 «Красное Сормово» (г. Горький) и №183 «Уралвагонзавод» (г.Нижний Тагил). Также был налажен выпуск запасных частей для этого парка. Обострение отношений между Сталиным и Тито вызвали прекращение военно-технического сотрудничества между СССР и ФНРЮ. По личному указанию Тито в Югославии началась разработка национального проекта среднего танка, но из-за плохого состояния промышленности ФНРЮ все образцы разработанных танков оказались мёртворождёнными. Самым известным (ибо один его экземпляр сохранился по сей день) таким образцом стал средний танк Vozilo-A. Все остальные экземпляры этой и других опытных моделей были уничтожены. В следствие всего этого, для наполнения парка средних танков в ЮНА были привлечены американские M-4A3E4 «Sherman» (599шт.) и M-47 «Paton II» (319шт.), они были закуплены в начале 50-х годов.
Роман югославских военных с американскими производителями продлился недолго. Во второй половине 50-х годов советско-югославские отношения нормализовались, и югославы начали смотреть в сторону новых советских Т-54. Но советская сторона выдвинула требование, по которому вместе с Т-54 должны были быть поставлены и танки Т-34-85 чехословацкого производства (в ЧССР танки Т-34-85 производились с 1949 года по технической документации завода №183). Видимо так СССР решил, помочь своему союзнику по Варшавскому договору избавиться от перенасыщенного парка Т-34-85. Вместе с этим СССР передаёт Югославии техническую документацию и материальную базу по модернизации танков Т-34-85. После начала поставок советской бронетехники в 1961 году, в период 1966-1968гг. 600 единиц Т-34-85 были доведены до уровня Т-34-85 обр.1960г. Так, на танки устанавливался модернизированный двигатель В-34-М11 с установленными двумя воздухоочистителями ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли, в системы охлаждения и смазки встроили форсуночный подогреватель, заменили генератор на Г-731 мощностью 1,5 кВт, внедрялся электрический топливный насос МЗА-3, пулемёт ДТ был заменён на ДТМ, а в состав боекомплекта был включён кумулятивный выстрел УБК-1. Данная модификация получила индекс Т-34Б и Т-34БК для командирских машин. Полностью работы по модернизации парка Т-34-85 завершились только в 70-х годах, парк этот составил 1007 машин.
В конце 60-х годов Т-34-85 в Советском Союзе прошли новую модернизацию до уровня т.н. обр. 1969 года. Югославская сторона также пожелала модернизировать свои танки, но не стала полностью копировать советскую программу модернизации. На танки были установлены советские радиостанции Р-113 и Р-123, но вместо прибора ночного видения ТВН-2, устанавливался инфракрасный М-68 югославского производства. Кроме того, на корму башни монтировался 12,7мм пулемёт Browning M2HB.
К 1988 году на вооружении ЮНА состояло 1003 танков Т-34-85 разных модификаций, в это время началось сокращение парка бронетехники и на начало 1991 года парк Т-34-85 составлял 889 машин.
Во время Гражданской войны в Югославии танки Т-34-85 использовались всеми сторонами конфликта в Боснии и Герцеговине и в Хорватии. В настоящее время танки Т-34-85 сняты с вооружения армий всех республик бывшей Югославии.
----------------
Источники:
А.Радић "Тенк слободе", "Арсенал" #36
М. Барятинский "Средний танк Т-34-85", "Бронеколлекция" №4(25)1999
"Tenk T-34/85" stef124.tripod.com
Текст: ©Partizankampfer
Фото: ©Partizankampfer