ленивец-барибал писал(а) Вт, 20 мар 2018 18:58:38: ↑
К-162 — опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 из титанового сплава с АЭУ 2-го поколения, по ходовым и маневренным качествам не имела аналогов в мире.
Эта лодка до сих пор является обладателем мирового рекорда скорости под водой (для обитаемого подводного аппарата) - 44.7 узла (более 82 км/час) ; рекорд остается не побитым уже почти 50 лет (с 1970 года) !
А максимальная достигнутая этой лодкой скорость еще выше - 44.85 узла (более 83 км/час) - но, к сожалению, это не было официально зафиксировано. Про нее по радио «Звезда» было что-то вроде радиопостановки, где с борта флагмана 6 флота США, атомного авианосца «Саратога» вахтенный офицер докладывает командиру корабля, что параллельным курсом под водой движется «нечто». Американский адмирал приказывает увеличить ход до полного, акустики докладывают, что подводный объект обгоняет авианосец и выполнив циркуляцию, заходит ему с кормы. Адмирал в трансе… Так, мол, заявила о себе новая подводная лодка со сверхмощной силовой установкой, названная потом «убийцей авианосцев» Правда, в передаче не говорилось, что в этот момент в центральных отсеках шум превышал 100 децибел, а в турбинном отделении из-за шума и вибрации вообще нельзя было находится. Понятно. что её слышали акустики за много миль до того как она выходила на цель. Из-за этого и очень высокой стоимости (отсюда прозвище «Золотая рыбка») в погоне за скоростью К-162 так и осталась единственной в серии. Единственным в серии осталась и АПЛ «Комсомолец», погружавшаяся, благодаря титановому корпусу, на глубину более километра. Про трагическую гибель этого уникального корабля, который должен стать родоначальником новых глубоководных сил ВМФ, написано немало. Он и сейчас лежит на глубине полутора километров в Норвежском море вместе с единственным ушедшим под воду по своей воле живым капитан 3 ранга Испенков, оставшийся обеспечивать подачу электроэнергии, необходимой для того, чтобы экипаж покинул лодку. Что чувствовал он, когда услышшал отделение всплывающей капсулы, уносившей наверх последних 8 человек, включая командира корабля (из находившихся в капсуле выжил только один мичман, так как всплытие было произведено со слишком большой глубины, люк капсулы не выдержал перепада давления и его просто оторвало, часть людей выбросило наружу тяжелой баротравмой, остальные даже не могли её покинуть и утонули, так как капсула быстро наполнилась водой и затонула. 7 человек погибли при всплытии капсулы, двое сгорели заживо в лодке, капитан 3 ранга Испенков остался на борту, 32 человека утонули и умерли от переохлаждения, 27 подняли из воды подошедшие корабли.
Раз уж заговорили о малоизвестных фактах службы советских АПЛ – то можно обратиться к книге Черкашина «Чрезвычайные происшествия на советском ВМФ» (есть на Милитере). Книга написана очень эмоциональным языком, в отличие, например, от книги адмирала Мормуля «Подводные катастрофы» Мормуль как технарь, пишет, конечно «заклепочным» языком и читать его тяжелее. Черкащин пишет, что на Северном флоте была своя «Золотая рыбка» - АПЛ К-27 с жидкометаллическим теплоносителем (свинец-висмут) и титановым корпусом (так что «Комсомолец» был не первой АПЛ в таком корпусе, а 2-й и последней), спущенная на воду в 1963 г. В этом же году была заложена опоминавшаяся выше К-162 (пугавшая американцев 80-километровой скоростью под водой), она долго строилась и вступила в строй в 1970 г. К этому времени К-27 уже два года стояла на приколе в бухте Гремиха после атомной катастрофы и только в 1981 году её затопили, причем вопреки рекомендациям МАГАТЭ, не на глубине 4000 м, а только 100 м. Видимо, в обозримом будущем её придется поднимать, так как лодка сильно фонит (поэтому служить на ней и было нельзя), поэтому решили пока просто припрятать под водой, затампонировав ближайшие к реактору отсеки битумом и цементом.
Что же случилось с К-27? Лодка отличалась большой автономностью хода и могла ходить в сверхдальние походы, вернувшись из первого такого похода, за что конструкторы и экипаж были награждены орденами и медалями, лодка встала на профилактику и здесь командир БЧ-5 заподозрил, что висмут местами кристаллизировался и эти тромбы перекрыли каналы циркуляции, возникли микротечи. Он написал в журнале, что лодка к походу не готова, надо регенерировать или заменить теплоноситель, проинспектировать каналы, но высшее командование рапорт офицера проигнорировало и её погнали на испытания со 100% нагрузкой на реактор (до этого было 80%). Каналы лопнули, радиоактивная лава потекла…Лодка вернулась с таким уровнем радиации, что подошедший к пирсу дозиметрист сказал встречавшему её командиру соединения «товарищ контр-адмирал, здесь стоять нельзя. У меня прибор зашкаливает..». Весь экипаж отправили в Ленинград во вновь созданное спецотделение 1 госпиталя ВМФ. В качестве лечения до отправки поили апельсиновым соком со спиртом. Здесь добавлю от себя (я все-таки кмн по специальности «авиационная, космическая и подводная медицина», что спирт уже не поможет, он хорош только когда доза еще только предполагается к получению так как «загущает» биоколлоиды и препятствует перекисному разложению воды в организме. Решающую роль в патогенезе острой лучевой болезни играют перекисные свободные радикалы, повреждающие клетки. Кстати, доза, которая более-менее снижает последствия облучения – литр водки (не все это перенесут однократно и быстро). Лучше действует красное вино – содержащиеся там биофлавоноиды и еще что-то неизвестное препятствуют перекисному разложению воды и связывают радионуклиды, выводя их из организма. Лучшие результаты показало молдавское Каберне. Именно его и рекомендовали подводникам в СССР (в походе 150 мл ежедневно, естественно, при радиационной аварии – до литра в сутки).. К сожалению лечение не помогло тем, кто ликвидировал аварию в реакторном отсеке – там было до 1000 рентген, 8 человек умерло. В этом неизвестная К-27 почти приблизилась к широко известной и экранизированной К-19 «Хиросима»
Вечная им память, как и всем погибшим при выполнении воинского долга.