Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Атлас с Московией XVIII века работы Гийома Делиля
Живая традиция - выставка исламской культуры
Спасённые шедевры. Русский музей – Таганрогу
Коллекционирование часов

Колыбель атомного подводного флота

ленивец-барибал

Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:47:35

Коллеги,
Очень понравился "репортаж" Олега Кулешова ко дню моряка-подводника
Хотел бы представить его Вашему вниманию:

19 марта Россия отмечала день моряка-подводника. И как обычно, в моём блоге должен быть репортаж связанный с этой датой. Но нет, сегодня я пойду другим путём и расскажу о людях и цехе, в котором рождались первые отечественные атомные подводные лодки — о цехе №42 северодвинского предприятия «Севмаш».

Изображение


17 декабря будет отмечаться 60 лет со дня строительства первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Это знаменательная дата не только для Севмаша, который за три года построил атомоход, но и для всей страны.

К-3 «Ленинский комсомол» положила начало новой эпохе Военно-морского флота и отечественной промышленности. В рамках подготовки к празднованию этой даты в моём блоге будет опубликована серия материалов об истории этой легендарной подводной лодки. Сегодня статья о 42-м цехе, в котором была построена К-3.

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:49:29

Цех №42

Если думать о «Севмаше», в голове то и дело возникает слово «уникальный». Его можно применить практически ко всему, что находится на территории предприятия. Это уникальная продукция предприятия, уникальные цеха в которых строят подводные лодки, уникальные станки и самое главное — уникальные люди, без которых ничего этого бы не было.

Сегодня речь пойдет об уникальном цехе №42, с которого в свое время вышли уникальные лодки: самая первая советская АПЛ, первая АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем, самая высокоскоростная АПЛ, самая высокоатоматизированная АПЛ, самая глубоководная АПЛ. Кроме того, там же была построена первая советская экскурсионная подводная лодка.

Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.

Изображение
Стапельные цехи — самые большие на предприятии. В них собираются с использованием сварки из больших секций корпуса кораблей. Затем на корабль грузятся механизмы и оборудование, прокладываются трубопроводы и кабели. После испытания систем и окраски корабль выводится из стапельного цеха и спускается на воду.

Особенностью цеха №42 является то, что в нем не только строятся корабли на стапеле, но и предварительно из деталей собираются большие части корпуса — блок-секции. Поэтому цех и называется сборочно-стапельным. Он образован в 1954 году и является специализированным производством: в нем были построены первые образцы уникальных проектов кораблей, в том числе первая атомная подводная лодка – К-3 «Ленинский Комсомол».

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:50:11

Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.

Изображение

Потом отработанные технологии, которые были опробованы в 42-м, внедрялись в других цехах и на других предприятиях. Для выполнения таких задач необходим творческий высокопрофессиональный коллектив, как раз такой, как сейчас — здесь работают люди самых разных специальностей: от газорезчика до наладчика электронных систем. Все они объединены одной целью — создавать новейшую военную технику. Поэтому работать в стапельно-сборочном цехе всегда было престижно.

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:51:10

Сегодня

В разное время в нем было построено 20 атомных и дизельных подводных лодок, в том числе лодка-музей, буксиры, яхты и даже прогулочный подводный аппарат. В настоящее время цех №42 является основным цехом по созданию корабля проекта 11442М «Адмирал Нахимов».

Конструкции для крейсера «Адмирал Нахимов».

Изображение

Цех №42 — единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное — сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем — могут выполнить специалисты «Севмаша». Кроме того, цех располагает объектами специализированного назначения. Атомное «сердце» всех построенных на «Севмаше» кораблей создается здесь, на стенде сборки активных зон реакторов.

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:51:48

Конструкции для крейсера «Адмирал Нахимов».

Изображение

Здесь же формируется и система управления защиты энергетической установки корабля. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением. Поэтому опытные отсеки всех проектов, которые шли на заводе, включая «Гранит», «Барс», «Акула», изготавливались и испытывались в цехе №42.

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:52:35

Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.

Изображение

Также в цехе есть две камеры электронно-лучевой сварки. Уникальная камера «Атмосфера-2», где производится высококачественная сварка в среде аргона любых материалов и разных толщин. В свое время в стране таких установок было всего две — на «Севмаше» и в институте Патона.

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:53:19

Установка «Атмосфера-2»

Изображение

Цех №42 — яркий пример плодотворного сотрудничества науки и производства. Все новые конструкционные материалы, стали, сплавы, технологии отрабатывались здесь, а затем шли для всей судостроительной промышленности. И не только. В свое специалисты цеха работали над созданием учебного центра для ВМФ в Палдиски, затем выполнили большой объем работы для НИТИ им. А.П. Александрова в Сосновом Бору.

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:53:57

Установка «Атмосфера-2».

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:54:47

К-3 «Ленинский Комсомол».

24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе №42 в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки проекта 627 с атомной энергетической установкой. Рабочие чертежи пр. 627, разработанные в СКБ-143 (ныне «Малахит») стали поступать на завод в начале лета 1954 года. Заводу предстояло сыграть основную роль в решении инженерной задачи, сопоставимой по своей сложности разве что с созданием первых космических кораблей.

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:55:54

Приказом министра судостроительной промышленности от 3 июля 1954 года определялся целый перечень мероприятий, направленных на то, чтобы изолировать постройку корабля от остальных строившихся на заводе объектов. Это касалось и материалов прочных конструкций для обеспечения заданной предельной глубины погружения, в полтора раза превышавшей аналогичные параметры строившихся ранее ПЛ. Институтом металлургии и сварки отрасли была разработана высокопрочная сталь новой марки. Круг инженерно-технических работников, привлекавшихся к постройке заказа, был строго ограничен. Общее техническое руководство строительством ПЛ осуществлял особый отдел из 10 человек.

Безусловно, строительство корабля шло непросто, но с энтузиазмом. Вот как вспоминал об этом представитель по схемам специального контроля О.Е. Загайнов: «Мы работали самоотверженно и вдохновенно, постигая на практике азы «атомной» науки, внося посильный вклад в её совершенствование. Сильное впечатление на нас оказывало присутствие ведущих конструкторов — авторов первой ГЭУ и её систем во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Он внушал нам почтение к своему детищу, требовал творческого, конструктивного подхода к решению возникающих технических вопросов». О периоде строительства первой АПЛ почетный ветеран предприятия В.А. Горбунов рассказывал: «Коллектив цеха работал напряженно, с огромным энтузиазмом. Большой транспарант над проходной цеха: «Не выполнив задание, домой не уходи!» – в полной мере характеризовал обстановку тех дней».

К-3 «Ленинский Комсомол».

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:56:35

Несмотря на то, что пришлось осваивать новые виды сварки, работы по формированию корпуса на стапеле шли довольно успешно, что позволило уже в конце 1955 года провести гидравлические испытания, подтвердившие прочность конструкции и высокое качество работы. А в 1957 году её вывели из цеха.

Передача первой советской атомной подлодки состоялась 17 декабря 1958 года. У «Ленинского комсомола» сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль под командованием Л.М. Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса. 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота АПЛ всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года на «Ленинском комсомольце» при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Погибло 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу.

Всего первая атомная выполнила 5 автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава.

Сегодня субмарина находится в Снежногорске, где медленно, но верно, её превращают в музей.

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:57:41

Если говорить о других легендарных кораблях, сошедших со стапелей цеха, то это:

К-27 — опытная АПЛ проекта 645, была первой, на которой использовалась двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут.

Подводная лодка К-27 проекта 645.

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:58:38

К-162 — опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 из титанового сплава с АЭУ 2-го поколения, по ходовым и маневренным качествам не имела аналогов в мире.

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 18:59:19

К-123 – АПЛ проекта 705К высокоскоростная, высокоавтоматизированная, многоцелевая, малого водоизмещения.

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 19:01:48

К-278 «Комсомолец» – опытная АПЛ проекта 685, является самой глубоководной боевой АПЛ в мире.

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 19:02:34

Подводный аппарат «Нептун « – первый эксплуатационный подводный аппарат. Находился в коммерческой эксплуатации в районе Карибского моря.

Изображение

ленивец-барибал

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение ленивец-барибал » Вт, 20 мар 2018 19:05:15

Проект А1331 – моторная океанская яхта, предназначенная для обеспечения отдыха пассажиров, включая морские прогулки на водных мотоциклах, лодках, морские купания, погружения с аквалангами.

Изображение

Кроме того, в цехе с 1993 по 2003 гг. велось строительство буксиров. Здесь построен 21 буксир различных проектов и 1 мега-яхта. Также в цехе велись работы по превращению в музей дизельной подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец».

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ ТУТ

Всех причастных с Праздником!!!!

:drinks: :drinks: :drinks:

Пеленгас
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13518
Зарегистрирован: Чт, 23 янв 2014 11:25:31

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение Пеленгас » Ср, 21 мар 2018 11:05:02

Спасибо за интересный материал :good2: :hi:

Аватара пользователя
Aviator137
Вечная память...
Вечная память...
Сообщения: 1483
Зарегистрирован: Сб, 01 сен 2018 14:30:21

Re: Колыбель атомного подводного флота

Сообщение Aviator137 » Сб, 22 сен 2018 01:59:14

ленивец-барибал писал(а) Вт, 20 мар 2018 18:58:38: К-162 — опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 из титанового сплава с АЭУ 2-го поколения, по ходовым и маневренным качествам не имела аналогов в мире.

Изображение
Эта лодка до сих пор является обладателем мирового рекорда скорости под водой (для обитаемого подводного аппарата) - 44.7 узла (более 82 км/час) ; рекорд остается не побитым уже почти 50 лет (с 1970 года) !
А максимальная достигнутая этой лодкой скорость еще выше - 44.85 узла (более 83 км/час) - но, к сожалению, это не было официально зафиксировано. Про нее по радио «Звезда» было что-то вроде радиопостановки, где с борта флагмана 6 флота США, атомного авианосца «Саратога» вахтенный офицер докладывает командиру корабля, что параллельным курсом под водой движется «нечто». Американский адмирал приказывает увеличить ход до полного, акустики докладывают, что подводный объект обгоняет авианосец и выполнив циркуляцию, заходит ему с кормы. Адмирал в трансе… Так, мол, заявила о себе новая подводная лодка со сверхмощной силовой установкой, названная потом «убийцей авианосцев» Правда, в передаче не говорилось, что в этот момент в центральных отсеках шум превышал 100 децибел, а в турбинном отделении из-за шума и вибрации вообще нельзя было находится. Понятно. что её слышали акустики за много миль до того как она выходила на цель. Из-за этого и очень высокой стоимости (отсюда прозвище «Золотая рыбка») в погоне за скоростью К-162 так и осталась единственной в серии. Единственным в серии осталась и АПЛ «Комсомолец», погружавшаяся, благодаря титановому корпусу, на глубину более километра. Про трагическую гибель этого уникального корабля, который должен стать родоначальником новых глубоководных сил ВМФ, написано немало. Он и сейчас лежит на глубине полутора километров в Норвежском море вместе с единственным ушедшим под воду по своей воле живым капитан 3 ранга Испенков, оставшийся обеспечивать подачу электроэнергии, необходимой для того, чтобы экипаж покинул лодку. Что чувствовал он, когда услышшал отделение всплывающей капсулы, уносившей наверх последних 8 человек, включая командира корабля (из находившихся в капсуле выжил только один мичман, так как всплытие было произведено со слишком большой глубины, люк капсулы не выдержал перепада давления и его просто оторвало, часть людей выбросило наружу тяжелой баротравмой, остальные даже не могли её покинуть и утонули, так как капсула быстро наполнилась водой и затонула. 7 человек погибли при всплытии капсулы, двое сгорели заживо в лодке, капитан 3 ранга Испенков остался на борту, 32 человека утонули и умерли от переохлаждения, 27 подняли из воды подошедшие корабли.
Раз уж заговорили о малоизвестных фактах службы советских АПЛ – то можно обратиться к книге Черкашина «Чрезвычайные происшествия на советском ВМФ» (есть на Милитере). Книга написана очень эмоциональным языком, в отличие, например, от книги адмирала Мормуля «Подводные катастрофы» Мормуль как технарь, пишет, конечно «заклепочным» языком и читать его тяжелее. Черкащин пишет, что на Северном флоте была своя «Золотая рыбка» - АПЛ К-27 с жидкометаллическим теплоносителем (свинец-висмут) и титановым корпусом (так что «Комсомолец» был не первой АПЛ в таком корпусе, а 2-й и последней), спущенная на воду в 1963 г. В этом же году была заложена опоминавшаяся выше К-162 (пугавшая американцев 80-километровой скоростью под водой), она долго строилась и вступила в строй в 1970 г. К этому времени К-27 уже два года стояла на приколе в бухте Гремиха после атомной катастрофы и только в 1981 году её затопили, причем вопреки рекомендациям МАГАТЭ, не на глубине 4000 м, а только 100 м. Видимо, в обозримом будущем её придется поднимать, так как лодка сильно фонит (поэтому служить на ней и было нельзя), поэтому решили пока просто припрятать под водой, затампонировав ближайшие к реактору отсеки битумом и цементом.
Что же случилось с К-27? Лодка отличалась большой автономностью хода и могла ходить в сверхдальние походы, вернувшись из первого такого похода, за что конструкторы и экипаж были награждены орденами и медалями, лодка встала на профилактику и здесь командир БЧ-5 заподозрил, что висмут местами кристаллизировался и эти тромбы перекрыли каналы циркуляции, возникли микротечи. Он написал в журнале, что лодка к походу не готова, надо регенерировать или заменить теплоноситель, проинспектировать каналы, но высшее командование рапорт офицера проигнорировало и её погнали на испытания со 100% нагрузкой на реактор (до этого было 80%). Каналы лопнули, радиоактивная лава потекла…Лодка вернулась с таким уровнем радиации, что подошедший к пирсу дозиметрист сказал встречавшему её командиру соединения «товарищ контр-адмирал, здесь стоять нельзя. У меня прибор зашкаливает..». Весь экипаж отправили в Ленинград во вновь созданное спецотделение 1 госпиталя ВМФ. В качестве лечения до отправки поили апельсиновым соком со спиртом. Здесь добавлю от себя (я все-таки кмн по специальности «авиационная, космическая и подводная медицина», что спирт уже не поможет, он хорош только когда доза еще только предполагается к получению так как «загущает» биоколлоиды и препятствует перекисному разложению воды в организме. Решающую роль в патогенезе острой лучевой болезни играют перекисные свободные радикалы, повреждающие клетки. Кстати, доза, которая более-менее снижает последствия облучения – литр водки (не все это перенесут однократно и быстро). Лучше действует красное вино – содержащиеся там биофлавоноиды и еще что-то неизвестное препятствуют перекисному разложению воды и связывают радионуклиды, выводя их из организма. Лучшие результаты показало молдавское Каберне. Именно его и рекомендовали подводникам в СССР (в походе 150 мл ежедневно, естественно, при радиационной аварии – до литра в сутки).. К сожалению лечение не помогло тем, кто ликвидировал аварию в реакторном отсеке – там было до 1000 рентген, 8 человек умерло. В этом неизвестная К-27 почти приблизилась к широко известной и экранизированной К-19 «Хиросима»
Вечная им память, как и всем погибшим при выполнении воинского долга.


Вернуться в «Военная техника»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей