Советская физкультурно-спортивная журналистика во второй половине 1930 годов: особенности функционирования специализированной и общеполитической прессы.
В 1930 годах спортивная журналистика заняла постоянное место на страницах центральной специализированной и общеполитической прессы. Если 1920-е – время отбора тем и идей, а также относительной свободы в спортивной журналистике, то 1930-е - период идеологизации специализированного направления. Особенно ярко тенденция проявилась во второй половине 1930 годов.
В этот период из специализированных журналов в Советском Союзе издаются московская «Гимнастика», петрозаводский «Красный страж», киевский «Спорт», тифлисский «Физкультурник Закавказья» и столичные «Теория и практика физической культуры» и «Физкультура и спорт» [Периодическая печать СССР, 1956. Т.7. С.105-109]. В ряду выпускавшихся газет спортивной тематики московский и ереванский «Красный спорт», ленинградский «Спартак», киевский «Советский спорт», бакинский «Физкультурник Азербайджана», ташкентский «Физкультурник Узбекистана» [Газеты СССР, 1970. Т.1. С.12, 93, 125, 156, 192]. Мы остановимся на центральных - «Красном спорте» и «Теории и практике физической культуры». Из общеполитических выделим государственные «Известия» и орган ЦК ВЛКСМ «Комсомольскую правду», которые играли заметные роли в советской журналистике и выходят в современной России.
Наиболее незащищенной во второй половине 1930 годов следует признать специализированную прессу. Издание Всесоюзного совета физической культуры «Красный спорт» за пять лет радикально изменило свое лицо: от газеты, выходящей каждый второй день и следящей за соревнованиями всесоюзного и мирового масштаба в 1935 году, до бюллетеня, печатающего правительственные постановления и отчеты со съезда ВКП (б) в 1939. Беда издания – крайние позиции, которые озвучивают на страницах газеты советские спортивные чиновники.
Так, руководитель ВСФК В.Н.Манцев заявлял: «У нас есть все основания добиваться такого положения, при котором на 50 лучших спортсменов СССР по отдельным видам спорта 50-й не будет иметь большого разрыва в результатах от лучшего чемпиона по данному виду спорта. Это практическая задача лета 1935 года» [Красный спорт, 1935. №18]. Пропаганда рекордсменства, которая велась в «Красном спорте» в середине 1930 годов послужила поводом к репрессивным мерам. В течение пяти лет не раз менялись руководители физкультурного комитета и издания «Красный спорт». В 1939 году физкультура и спорт рассматриваются исключительно, как средство подготовки бойцов Красной армии. Тематические акценты смещаются в сторону оборонных видов спорта.
Журнал «Теория и практика физической культуры» пережил схожую тенденцию. Статьи, посвященные популярным индивидуальным и командным видам спорта в 1937-1938 годах, сменяются материалами о пользе гранатометания, мото- и автопорта, фехтования и атлетических дисциплин в 1939.
Общеполитические издания имели больше свободы в размещении материалов физкультурно-спортивной тематики. «Известия» и «Комсомольская правда» продолжают часто публиковать заметки и репортажи с популярных в конце девятнадцатого века в спортивной прессе шахматных турниров. Любопытно, что авторы позволяют себе давать положительную оценку игре эмигрировавшего во Францию Алехина. Оба издания выбирают умеренную позицию, печатая материалы о рекордсменах не меньше, чем о будущих спортсменах-воинах.
Спортивная тематика редко появляется на первых полосах изданий. Исключения составляют отчеты с парадов физкультурников и редкие победные международные старты. Основные материалы сосредотачиваются на четвертых полосах газет, где соавторами нередко становятся либо кумиры 1930-х годов, как братья Старостины или Знаменские, либо прекрасные очеркисты, как Кассиль. Авторитет изданий подкреплен также проводимыми массовыми соревнованиями под их патронажем и воплощением идей, как инициатива «Комсомольской правды» о введении испытаний на значок ГТО в 1930 году.
В споре общеполитического издания со специализированным преимущество всегда получает первое. Так, в 1935 году «Комсомольская правда» дважды обратила внимание на материал в «Красном спорте», в котором неправомерно жестко критикуется грубость украинского футболиста. Через три дня после первого отклика на статью «Комсомольская правда» публикует постановление руководства физкультурного комитета. В нем указывается «недопустимость печатания материала» «Красным спортом», а оценку «Комсомольской правды» признает правильной [Комсомольская правда, 1935. №218].
Жанровые отличия двух типов изданий заключаются в преобладании в общеполитической прессе очерков и отчетов, тогда как в специализированной спортивной печати репортажей и статей. Жанр интервью в данный период развития спортивной журналистики популярен не был, а информационные заметки оказались самыми востребованными.
Советская спортивная журналистика второй половины 1930 годов - это трагедия специализированных изданий и профессионализм общеполитических. Для функционирования прессы необходимо было соблюдать баланс в освещении тем о рекордах для страны и спорта для армии на протяжении 1930 годов. С этим справились спортивные отделы общеполитических изданий, которые не претерпели тех кардинальных изменений, что произошли со специализированной прессой.
Литература:
Газеты СССР. 1917-1960. М.: Изд-во «Книга»., 1970. Т.1.
Известия, 1935-1939.
Красный спорт, 1935,1939.
Комсомольская правда, 1935, 1939.
Периодическая печать СССР. 1917-1949: Журналы, труды и бюллетени по здравоохранению, медицине, физической культуре и спорту. М.:Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1956. Т.7
Теория и практика физической культуры, 1937-1939.