Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Русский музей помогает Суджанскому краеведческому музею
Архип Куинджи. Иллюзия света
Санкт-Петербург. Последний день лета
Сокровища Лиможа

Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Модератор: Яфек

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Вс, 15 апр 2012 15:55:01

Учебные баркентины 1940–1960-х гг

В ходе WW2, после заключения 9 сентября 1944 г. Московского перемирия между СССР и Финляндией и выхода последней из войны, в рамках военных компенсаций за причиненный ущерб (300 млн. долларов, огромная по тем временам сумма) было предусмотрено строительство на финских верфях для советского флота изрядного количества новых судов нескольких проектов, всего на сумму 66.2 миллиона долларов. В их числе предусматривалось строительство деревянных парусных судов, а именно: девяносто трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных парусных судов дедвейтом 300 тонн с двигателями 225 л.с. (шхун и баркентин). Суда строились под эгидой организации SOTEVA - координатора послевоенных компенсаций. Строительство шхун развернулось на четырех верфях: Laivateollisuus Ab в Турку строила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну "Заря". F.W. Hollming в Раума строила 34 шхуны. семь судов построила Aug. Eklof Ab в Порво, и четыре - Valkon Laiva в Lovisa.
Семнадцать из судов были учебными, с парусным вооружением баркентины,; остальные были грузовыми шхунами, 27 с гафельным вооружением, и 46 оснащенных бермудскими парусами. "Заря" была первоначально оснащена гафелями, и позже переоснащена бермудскими парусами (информация с сайта журнала КАТЕРА и ЯХТЫ).
И весь этот большой флот нашел, увы, очень слабое отражение в фалеристике. Из всех деревянных судов финской постройки персональных, именных значков удостоились только НИС «Заря», да шхуны УПС «Кодор» и УПС «Запад».

Но здесь речь только об учебных баркентинах. В детстве я сам много раз видел некоторых из них и не только издалека – нет, я мог разглядывать их, причаленных у пирса, это были, как я помню, «Вега», «Капелла», однажды - «Сириус». По данным из ВИКИПЕДИИ всего на всех морских театрах СССР ходили 12 баркентин. По более полным данным, из сайта кают-компании «Катеров и Яхт» указываются имена 14.
Вот они в том виде, как перечислены на сайте:
1. Альфа – баркентина – Таллин / Ростов, списана-68
2. Вега – Таллин, списана-79, музей в Pietarsaari, Финляндия .
3. Георгий Ратманов – Туапсе? / Мурманск, МРХ
4. Горизонт – Ленинград/ Рига/ Дальний Восток, МРХ, списан-65.
5. Зенит – ВМФ, списан?
6. Иван Месяцев – Мурманск/ Архангельск, МРХ
7. Капелла – Мурманск/ Керчь/ Рига, списана-69
8. Кропоткин – Ленинград, ВМА, списан-73, ресторан в Севастополе, сгорел в 1978
9. Менделеев – Рига, МРХ, списан-1971
10. Меридиан (Meridianas) – Калининград/ Рига, МРХ, списан-68, рест. в Клайпеде
11. Секстан – Владивосток, МинРыбХоз, списан-66
12. Сириус – Ленинград, ЛВИМУ, списан-71, рест. Кронверк, разобран
13. Тропик – Ленинград/ Рига, МРХ, списан-66
14. Чайка - Ломоносов, ВМУ

Из всех учебных баркентин «именной» значок заслужила лишь «Вега”, и то не «Вега II» из финского списка, а просто «Вега» (Вега I), бывшая в СССР единственной баркентиной в предвоенные годы. Она, как известно, в свое время совершила переход из Ленинграда в Ростов вокруг Европы, затем служила учебным судном Ростовского морского техникума и погибла в первый год войны. Она и прописались в серии почтовых марок, посвященной учебным парусникам. Там же отметилась и шхуна «Кодор», единственная из «финнов», попавшая в серию УПС. А уже оттуда оба парусника воплотились в металле и ситале в виде копии почтовой марки.
Из всех судов, и не только среди учебных баркентин, но и вообще среди всех деревянных парусников финской постройки 1940-х – 1950-х годов самой везучей стала «Вега-2»,. Оставшаяся после развала страны в Таллинне, «Вега II» некоторое время пребывала здесь в качестве филиала Таллинского морского музея, а в конце 1990-х эстонское правительство подарило её Финскому фонду, специально созданному для её восстановления. В 1997 г. «Вегу» отбуксировали в Якобстад (Пиетерсаари) – небольшой финский городок на берегу Ботнического залива, известный своим морским музеем и музеем мореплавания в Арктике. Где и привели в полный порядок.
Остальные баркентины оказались обречены на более печальную участь: можно сказать, что «повезло», если это можно назвать везением, тем из них, кто удостоился стать портовым рестораном в той или иной гавани. Скажем, «Кропоткин», – популярный ресторан «Баркентина» в Севастополе, открытый в начале 1980-х годов, закрытый с началом антиалкогольных репрессий, и сгоревший в 1987 г. в результате пожара. Выгоревший корпус был демонтирован в 1990 г.
Уцелел доныне «Меридиан», побывавщий учебным судном Калининградского, а потом Клайпедского мореходных училищ.. Сейчас это тоже ресторан – “Meredians” – достопримечательность города Клайпеда, тиражируемая на сувенирных открытках. Спасибо литовцам, сберегли.
Прочие же сгнили, или были сожжены, или затоплены, а следы их исчезают с течением времени, как с каждым годом все меньше и меньше виден борт затонувшей парусной шхуны («Коралл»?) в трех-пяти метрах от берега в самом центре Петропавловска-Камчатского.
И все же некоторые учебные баркентины на значках можно обнаружить, хотя и по косвенным приметам. Известно, например, что баркентина под полными парусами на знаке «За дальнее морское плавание» - это «Меридиан», приписанный к Калининградскому мореходному училищу рыбной промышленности. Тот самый, который ныне ресторан в «Клайпеде».
«Меридиан» же, судя по всему, представлен и на другом знаке морского парусного перехода: коль начальным и конечным пунктом перехода является Калининград, то соответственно, и судно не может быть ничем иным, кроме как «Меридианом» КМУ.

Изображена баркентина и на ромбе Рижского мореходного училища. У меня, увы, такого ромба нет, а взглянуть на его можно вот здесь http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 7&start=20. Если посмотреть на приведенный выше список, то можно найти, что в разные годы к порту Рига были приписаны 4 баркентины: тот же «Мередиан», «Тропик», «Менделеев» и «Капелла». Но поскольку 3 первых из них причислены к МРХ, а Рижская мореходка являлась учебным заведением ММФ, то, скорее всего на ромбе изображена «Капелла», та самая, которую мне довелось видеть, как говорится, воочию. Но это, как говорится, ИМХО.
Вложения
за дальнее плавание1.jpg
УПС Меридиан КМУ2.jpg
Все о рыбах и вокруг них

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Сб, 21 апр 2012 11:33:18

Прекрасный ромб с изображением учебной парусной баркентины (из коллекции коллеги Khamichev - Олег, спасибо). И вдобаков открытки с бывшим УПС "Мередиан", сейчас ресторан "Meredianas".
Вложения
LMU.jpg
Меридиан - ресторан в Клайпеде.jpg
Меридиан - ресторан в Клайпеде2.jpg
Все о рыбах и вокруг них

Аватара пользователя
швед2
Матрос
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Вт, 16 июн 2009 21:24:16

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение швед2 » Чт, 07 ноя 2013 16:13:24

"Вега"
Вложения
P1060681.JPG

Аватара пользователя
швед2
Матрос
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Вт, 16 июн 2009 21:24:16

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение швед2 » Чт, 07 ноя 2013 16:16:33

И две шхуны этой серии.
"Заря"
P1060680.JPG
"Кодор"
P1060679.JPG

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Чт, 30 янв 2014 04:18:21

швед2 писал(а) :"Вега"
Легенда к открытке (на обратной стороне)
Вложения
Вега.jpg
Все о рыбах и вокруг них

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Куинка » Чт, 30 янв 2014 04:28:33

Хорошая информация и отличное начало для Новой темы. :good2: :appl:
С уваж..Леонид. :drinks:
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

WK
Мичман
Мичман
Сообщения: 1634
Зарегистрирован: Вт, 11 сен 2007 08:56:07

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение WK » Чт, 30 янв 2014 06:27:05

?
Вложения
За парусный переход в Африку 1959 сжат.jpg
Пользуйтесь электронным каталогом www.webcollect.ru

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Чт, 30 янв 2014 08:50:18

Ох, хоро-ош! В самую точку. Спасибо за показ. Мне такой приходилось видеть, но без отвалившейся птички.
Все о рыбах и вокруг них

WK
Мичман
Мичман
Сообщения: 1634
Зарегистрирован: Вт, 11 сен 2007 08:56:07

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение WK » Чт, 30 янв 2014 09:16:48

Подскажите, пожалуйста, кто же это в Африку ходил?
Пользуйтесь электронным каталогом www.webcollect.ru

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Чт, 30 янв 2014 10:14:40

Точно ходил "Меридиан", об этом вроде написана брошюрка. Во, кстати, на одном из знаков показанных выше, который я идентифицирую как "Меридиан", и который выходил из Калининграда, в качестве конечной точки маршрута обозначена столица Гвинеи КОНАКРИ, самая что ни на есть Африка. Ваш ромб тоже вроде калининградский, возможно кто-то из них откликнется.
На Дальний Восток, как можно судить по известным источникам,из баркентин попал только "Горизонт", но грузовых шхун через Панамский канал было перегнано немало. О первом таком плавании в 1947 г. - в книге капитана шхуны "Коралл" Б.Д.Шанько "Под парусами через два океана", Географгиз, 1954 (остов одной из шхун - спорят "Мидия" или "Актиния" - до сих пор догнивает в Петропавловске-Камчатском). Две шхуны из числа прегнанных, "Штурман" и "Юнга", были не грузовыми, а переоборудованы в учебные. Первая - для курсантов Петропавловск-Камчатского рыбопромышленного техникума (В последующем - ПКМУ).
Все о рыбах и вокруг них

WK
Мичман
Мичман
Сообщения: 1634
Зарегистрирован: Вт, 11 сен 2007 08:56:07

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение WK » Чт, 30 янв 2014 11:53:02

Спасибо за помощь.
С уважением,
Владимир
Пользуйтесь электронным каталогом www.webcollect.ru

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Куинка » Чт, 30 янв 2014 11:59:18

WK писал(а) :Подскажите, пожалуйста, кто же это в Африку ходил?
Красивый и отличный знак :good: Коллега WK- Спасибо за показ. :good2:
Hippopo писал(а) :Точно ходил "Меридиан", об этом вроде написана брошюрка. Во, кстати, на одном из знаков показанных выше, который я идентифицирую как "Меридиан", и который выходил из Калининграда, в качестве конечной точки маршрута обозначена столица Гвинеи КОНАКРИ, самая что ни на есть Африка. Ваш ромб тоже вроде калининградский, возможно кто-то из них откликнется.
На Дальний Восток, как можно судить по известным источникам,из баркентин попал только "Горизонт", но грузовых шхун через Панамский канал было перегнано немало. О первом таком плавании в 1947 г. - в книге капитана шхуны "Коралл" Б.Д.Шанько "Под парусами через два океана", Географгиз, 1954 (остов одной из шхун - спорят "Мидия" или "Актиния" - до сих пор догнивает в Петропавловске-Камчатском). Две шхуны из числа прегнанных, "Штурман" и "Юнга", были не грузовыми, а переоборудованы в учебные. Первая - для курсантов Петропавловск-Камчатского рыбопромышленного техникума (В последующем - ПКМУ).
Коллеге Hippopo-спасибо за информацию :appl:
С уважением Леонид. :drinks:
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3757
Зарегистрирован: Сб, 27 июл 2013 11:27:17

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Туманов Вадим » Вт, 22 июл 2014 17:04:04

Думаю, что мне удастся обрадовать коллег по увлечению ещё одним знаком шхуны финской постройки. В период подготовки к празднованию 400-летия города Архангельска был выпущен значок с изображением учебной шхуны "Запад". :hi:
Вложения
Шхуна Запад.jpg

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Чт, 24 июл 2014 11:06:34

Вы, безусловно, правы. Просто этот значок уже был показан коллегой Valery в теме "Корабли-музеи". Но и здесь он к месту.
Все о рыбах и вокруг них

bigshatun
Мичман
Мичман
Сообщения: 1773
Зарегистрирован: Пт, 25 май 2007 13:14:24

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение bigshatun » Чт, 06 ноя 2014 13:18:51

Я так понимаю УПС Меридиан - L/R Meridianas. В настоящее время ресторан и символ Клайпеды. разм. 59 мм, литьё.
Вложения
Меридиан_1.jpg
Меридиан_2.jpg

Аватара пользователя
Туманов Вадим
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3757
Зарегистрирован: Сб, 27 июл 2013 11:27:17

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Туманов Вадим » Сб, 23 май 2015 10:41:50

Не уверен, но не исключена вероятность, что обнаружился значок с изображением ещё одного финского парусника. И, вероятно, это Вега-2. На странице http://ok.ru/parusnikiv/album/52136313094343 размещена представляемая фотография под названием Вега-2


Изображение
Изображение

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Сб, 23 май 2015 11:58:29

Слишком много мачт для ВЕГИ-2
Все о рыбах и вокруг них

Аватара пользователя
Туманов Вадим
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3757
Зарегистрирован: Сб, 27 июл 2013 11:27:17

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Туманов Вадим » Сб, 23 май 2015 12:51:24

Hippopo писал(а) :Слишком много мачт для ВЕГИ-2
Это и меня смущает. Но не знаю, были ли у Таллинской мореходки УПС-ы, а если были, то какие. А Вега-2 в Таллине была. Кроме того, фотография подписана как Вега-2. Может в Финляндии ей мачту добавили?

Аватара пользователя
Туманов Вадим
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3757
Зарегистрирован: Сб, 27 июл 2013 11:27:17

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Туманов Вадим » Вс, 24 май 2015 20:39:54

Hippopo писал(а) :Слишком много мачт для ВЕГИ-2
Вы были и остаётесь правым. Это шхуна не финской постройки, не Вега-2 и как сегодня удалось установить, Имеет два названия: "Эсмеральда" и "Белая дама" (La Dama Blanca). "Шхуна была заложена на Кадисской верфи еще в 1946 году, однако строительство застопорилось, и шесть лет спустя корабль был продан Чили в рамках погашения долга Испании перед этой страной. 12 мая 1953 года судно, получившее имя "Эсмеральда", было спущено на воду. У парусника есть второе название "La Dama Blanca" (http://azerbouf.livejournal.com/98518.html). Но тогда невольно возникает вопрос, а что эта шхуна делала в Таллине и как она попала на значок Таллинской мореходки. При этом она является двойником шхуны "Juan Sebastián Elcano". Хотя значок и корабль не имеют отношения к теме, прошу администраторов, пока, не переносить мою заметку в раздел "Современные действующие парусники" - постараюсь выяснить, каким образом эта шхуна попала на знчок и тогда буду просить о переносе заметки или о её удалении вообще. С уважением, Вадим. :hi:
На первой фотографии Juan Sebastián Elcano;
На второй - Эсмеральда (сравните с фотографие выставленной ранее)
На третьей - носовая фигура Эсмеральды

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Туманов Вадим
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3757
Зарегистрирован: Сб, 27 июл 2013 11:27:17

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Туманов Вадим » Вс, 31 май 2015 16:14:22

Туманов Вадим писал(а) :
Hippopo писал(а) :Слишком много мачт для ВЕГИ-2
Вы были и остаётесь правым. Это шхуна не финской постройки, не Вега-2 и как сегодня удалось установить, Имеет два названия: "Эсмеральда" и "Белая дама" (La Dama Blanca). "Шхуна была заложена на Кадисской верфи еще в 1946 году, однако строительство застопорилось, и шесть лет спустя корабль был продан Чили в рамках погашения долга Испании перед этой страной. 12 мая 1953 года судно, получившее имя "Эсмеральда", было спущено на воду. У парусника есть второе название "La Dama Blanca" (http://azerbouf.livejournal.com/98518.html). Но тогда невольно возникает вопрос, а что эта шхуна делала в Таллине и как она попала на значок Таллинской мореходки. При этом она является двойником шхуны "Juan Sebastián Elcano". Хотя значок и корабль не имеют отношения к теме, прошу администраторов, пока, не переносить мою заметку в раздел "Современные действующие парусники" - постараюсь выяснить, каким образом эта шхуна попала на знчок и тогда буду просить о переносе заметки или о её удалении вообще. С уважением, Вадим. :hi:
На первой фотографии Juan Sebastián Elcano;
На второй - Эсмеральда (сравните с фотографие выставленной ранее)
На третьей - носовая фигура Эсмеральды

Изображение

Изображение

Изображение
Прошу модератора удалить мои сообщения по значку Таллинской мореходки, так как к теме финских парусников она не имеет ни малейшего отношения.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3757
Зарегистрирован: Сб, 27 июл 2013 11:27:17

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Туманов Вадим » Пн, 19 сен 2016 16:44:43

Ещё один значок с изображением баркентины "Запад".
Изображение

Изображение

Hippopo
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5708
Зарегистрирован: Пт, 03 ноя 2006 05:35:48

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Hippopo » Вт, 20 сен 2016 01:13:27

:nea: Шхуны "Запад".
Все о рыбах и вокруг них

Аватара пользователя
Туманов Вадим
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3757
Зарегистрирован: Сб, 27 июл 2013 11:27:17

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Сообщение Туманов Вадим » Ср, 25 авг 2021 07:58:38

Hippopo писал(а) Вт, 20 сен 2016 01:13:27: :nea: Шхуны "Запад".
Виноват, Вы правы. :hi:


Вернуться в «Парусный флот»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя