Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Второй кинофестиваль FERRUM’25. Железногорск
Два мексиканца Леонара Фужиты
Фрачная наградная колодка из семьи графа Келлера
РГАНИ сегодня

Этот день в истории

Всего помаленьку

Модератор: Яфек

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вт, 08 сен 2009 06:53:56

8 сентября.
В этот день в 1522 году в порт г. Севилья пришел корабль «Виктория» под командованием морехода-баска Себастьяна эль Кано. Это был единственный уцелевший корабль экспедиции Фернана Магеллана. С ним было 18 человек из 265 отплывших ровно тремя годами ранее. Так завершилось первое в мире кругосветное плавание, в ходе которого погибли 4 из 5 отплывших кораблей и сам глава экспедиции.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Пт, 11 сен 2009 12:44:54

11 сентября.
Победа русской эскадры над турками у мыса Тендра. 8 сентября 1790 года русские корабли неожиданно появились перед противником, стоявшим на якоре. «Неприятельский флот, - записано в флагманском журнале Ушакова, - обрубая якоря, будучи в беспорядке, вступил под паруса и побежал к стороне Дуная». Немедленно, не перестраиваясь в боевой порядок, русская эскадра атаковала турецкий флот. Линия турецких судов расстроилась, и они стали спешно уходить к Дунаю. Только ночная темнота спасла турецкую эскадру. На следующий день Ушаков возобновил преследование. Смело и решительно атакуя противника, поражая его меткой орудийной стрельбой, Ушаков спешил сблизиться с противником. «Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела - и в картечь!» - таков был его обычный прием, приводивший врага в замешательство. В итоге 11 сентября 1790 года семь турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Потери турок превысили две тысячи человек, русские потеряли 21 человека, 25 человек были ранены. Блестящая победа русского флота обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. Федора Ушакова в России прозвали «морской Суворов».
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вт, 15 сен 2009 09:54:55

15 сентября.
В этот день в 1959г. на заводе им.61 коммунара в г.Николаеве был заложен газотурбинный корабль проекта 61 «Комсомолец Украины» (главный конструктор Б. И. Купенский). Заводской № 1701.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Ср, 16 сен 2009 10:35:21

16 сентября.
В этот день в 1955г. на полигоне в Белом море с борта подводной лодки "Б-67" (командир капитан 2 ранга Ф.И. Козлов), находившейся в надводном положении было проведено первое в мире испытание стратегической ракеты морского базирования "Р11ФМ" с дальностью поражения цели 150 км. Для этого испытательного пуска лодка проекта 661 (дизельная, торпедная) прошла специальную модернизацию. Пуск прошел успешно. После этого было принято решение о переоборудовании пяти аналогичных лодок под размещение двух пусковых установок для ракет "Р-11ФМ". В последующие годы в СКБ-385 академика В.П. Макеева были созданы 7 стратегических ракетных комплексов, составивших основу морских стратегических ядерных сил нашей страны.
Другая информация по событиям этого дня в истории содержится на стр.4 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Чт, 17 сен 2009 12:27:23

17 сентября.
В этот день в 1699г.(даты по новому стилю) российский корабль "Крепость" с посольством во главе с дьяком Е.Украинцевым прибыл
на рейд Константинополя и без помощи лоцмана стал на якорь на траверзе греческого села Новое (пригород Константинополя). Комендант города, паша Мегмет-ага настаивал на том, чтобы посольский корабль далее не двигался и ожидал решения великого визиря. В тот же день стало известно, что султан приказал принять посланников 21 сентября, так как ранее не успеют приготовиться к их приему. 21 сентября за посольством было прислано 50 каюков (лодок), в которых русские при пушечных салютах добрались до пристани у султанского дворца. Посольский корабль двинулся за флотилией лодок, но из-за противного ветра отстал и остановился в миле от столицы. На другой день он бросил якорь напротив дворца. Российские посланники разместились в отведенном здании на берегу. "Крепость" же стала объектом внимания живших в Стамбуле европейцев и турок.23 сентября корабль осмотрел снаружи визирь, обойдя его на каюке; на следующий день такой же осмотр совершил сам султан. После этого "Крепость" осматривали, оплывая её на каюках, многие жители столицы; почти все они выражали удивление по поводу появления русского корабля в Босфоре и, как писал в донесении Украинцев, обращались к москвитянам с вопросами: кто построил этот корабль и как он "мелкими водами из-под Азова вышел в Черное море и так скоро без турецких вожей [лоцманов] прошел черноморскую пучину"?
Пребывание российского корабля в виду султанского дворца вызывало беспокойство у османских властей. Турок смущало и то, что капитан приказал производить выстрел из пушки на вечерней и утренней зорях. К тому же неугомонный Памбург часто велел салютовать выстрелами из пушек в честь своих гостей — французов или голландцев, с которыми не раз пировал на корабле.
Петр I всячески торопил Украинцева с заключением мира. Царь дал своему посланнику полномочия пойти на значительные уступки туркам. Москве был крайне необходим мир на южных рубежах страны, чтобы начать войну со Швецией. Обсуждение условий мирного договора, однако, затянулось.
Пребывание в турецкой столице российского корабля под командой такого беспокойного капитана, как Памбург, доставляло Украинцеву немало хлопот; поэтому уже в начале марта 1700 г. было решено готовить "Крепость" к возвращению в Россию.
И только через 23 дня по прбытии был подписан мирный договор, по которому Османская империя признала присоединение Азова к России.
Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр.4 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Пн, 21 сен 2009 11:41:14

21 сентября.
В этот день в 1801г. в Потсдаме родился Мориц Германович Якоби, с 1837г. принявший российское подданство и прославившийся как русский ученый и изобретатель. Его труды и изобретения связаны с электротехникой. Якоби много сделал для укрепления российского флота. Он сконструировал несколько электродвигателей, один из которых, работавший от гальванич. батареи, был установлен ва судне, совершившем в 1838 году плавание но р. Нева. Испытания подтвердили пригодность электродвигателя для приведения в движение судов. Под рук-вом Якоби проводилась разработка минного оружия для российского флота и армии (с 1839). Он создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт возд. камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку спец. подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов. Это имело важное значение для обороны морских баз и портов (напр., минная оборона Кронштадта во время Крымской войны 1853—56). Я. сконструировал около 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе впервые - буквопечатающий аппарат, который широко использовался вплоть до 30-х гг. 20 в.
За свои заслуги Якоби в 1847г. был избран академиком Санкт-Петербургской Академии наук. Умер в 1874г.
Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр.5 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вт, 22 сен 2009 06:51:49

22 сентября.
В этот день в 1914 г. у берегов Голландии немецкая подводная лодка U-9 под командованием лейтенанта Отто Веддигена в течение часа потопила 3 больших английских броненосных крейсера - "Хуг", "Абукир", "Кресси". За эту атаку лейтенант Веддиген был награждён кайзером Железным крестом I и II классов одновременно, а вся команда - Железными крестами II кл. В Германии была отчеканена серебряная медаль, посвященная лейтенанту Веддигену.
Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр. 5 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Этот день в истории

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 22 сен 2009 07:31:18

явуз писал(а) :22 сентября.
В этот день в 1914 г. у берегов Голландии немецкая подводная лодка U-9 под командованием лейтенанта Отто Веддигена в течение часа потопила 3 больших английских броненосных крейсера - "Хуг", "Абукир", "Кресси".
Эта знаменитая атака возвестила мир о наступлении эры подводной войны, а сам Веддинген пережил этот день всего лишь, на пол-года, в марте 1915 г он погиб.
Вложения
fb544ae69d75.jpg
Честь имею.

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Ср, 23 сен 2009 14:37:02

23 сентября.
В этот день в 1941г. в районе населенного пункта Григорьевка близ Одессы корабли Черноморского флота высадили морской десант — 3-й полк морской пехоты для содействия Приморской армии в разгроме крупной группировки румынских войск. В результате противник был отброшен от Одессы на 5—8 км, понеся значительные потери.

В этот день в 1944г. сторожевой корабль Северного флота "Бриллиант", под командованием ст. лейтенанта М.В.Махонькова, сопровождавший в в боевом охранении конвой транспортов, прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой. Ценой своей жизни экипаж корабля спас от неминуемой гибели флагман каравана с военными грузами. В память об этом подвиге приказами командующего Северным флотом и начальника войск Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа координаты гибели корабля (76° 9' сев. широты, 87° 47' вост. долготы) объявлены координатами боевой славы.

Другую информацию по событиям этого дня в истории можно увидеть на стр.5 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Чт, 24 сен 2009 15:51:55

24 сентября.
Решением Х сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) под эгидой ООН, состоявшейся в 1978г., 24 сентября объявлен Международным Днём моря, как международный праздник. Цель Всемирного дня моря - привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Две наиболее важные задачи — повышение безопасности на море и предупреждение загрязнения морской среды, в частности, нефтью.

Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр. 5 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Сб, 26 сен 2009 19:12:34

26 сентября.
В этот день в 1787г. турецкая флотилия из 38 судов напала на русские войска, находящиеся у Кинбурна. Галера «Десна» под командой мичмана Ломбарда смело атаковала турецкие суда и после боя, в котором одно вражеское судно было потоплено, а второе сильно повреждено, принудила их отступить к Очакову.

Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр.5 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Пн, 05 окт 2009 19:50:28

5 октября.
В этот день в 1909г. родился Н.Д. Сергеев, адмирал флота (1970 г.). Службу на флоте начал в 1928 г. Во время Великой Отечественной войны офицер Главного морского штаба, командовал бригадой кораблей Волжской военной флотилии. После войны занимал ряд должностей в центральном аппарате ВМФ, командовал военной флотилией, В 1967—1977 гг. начальник Главного штаба ВМФ — 1-й зам. Главнокомандующего ВМФ. Умер 11.02.1999 г.

В этот день в 1917г. родился Н.И. Смирнов, адмирал флота (1973 г.). В ВМФ с 1937 г. Во время Великой Отечественной войны воевал на Черноморском флоте. В послевоенные годы командовал подводными силами различных флотов, был зам. командующего Черноморским флотом, зам. начальника Главного штаба ВМФ. С 1969 г. командующий Тихоокеанским флотом. С 1974 г. 1-й зам. Главнокомандующего ВМФ. Умер в 1992 г.

Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр.6 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вт, 06 окт 2009 06:40:14

6 октября.
В этот день в 1986г. в Саргассовом море северо-восточнее Бермудских островов погибла советская атомная подводная лодка К-219.
Атомная подводная лодка К-219 проекта 667АУ из состава Северного флота погибла 6 октября 1986 года в результате пожара. 3 октября подводная лодка с баллистическими ракетами на борту несла боевое патрулирование в Атлантическом океане, в 4890 милях к северо-востоку от Бермудских островов.На борту К-219 в море вышел первый экипаж АПЛ К-421, в котором штатный состав вместо отсутствующих пополнили 11 офицерами из 31, включая старпома, командиров БЧ-2 и БЧ-3 и начальника службы РТС, а также 16 из 38 мичманов. В 05 час 38 мин при совершении маневра по глубине в ракетной шахте № 6 по левому борту произошел взрыв. Крышку шахты сорвало, были повреждены системы трубопроводов, в отсеке возник пожар. Из-за затопления шахты лодка начала проваливаться на глубину, однако в результате своевременных действий ГКП лодка аварийно всплыла на поверхность.Пожар в ракетном отсеке удалось быстро ликвидировать, однако 4,5 и 6-й отсеки были сильно загазованы парами окислителя. Вывод личного состава из аварийных отсеков был организован с большим опозданием, в результате чего многие члены экипажа получили отравления. Усилия аварийных партий по вентилированию отсеков и осушению поврежденной ракетной шахты не увенчались успехов и восстановить обитаемость отсеков не удалось. С рассветом осмотром аварийной шахты было установлено, что крышка шахты отсутствует, конструкции легкого корпуса в районе шахты повреждены, палуба деформирована. Щитки-обтекатели крышек соседних шахт были оторваны и висели по бортам. Ракеты не было видно, из шахты шел бурый дым. В 09 час 25 мин на лодке обеспечили электропитание и дали ход. По установленным каналам связи в базу сообщили об аварии. На место аварии вышли СБ-406, находившееся в районе Фарерских островов и спасательное судно \"Агатан\" из базы на Кубе. К месту аварии вышел атомный крейсер \"Киров\" с командующим СФ на борту, были направлены суда торгового флота. Аварийную лодку обнаружили и сопровождали патрульные самолеты ВМС США. В целях ликвидации загазованности отсеков, командир К-219 принял решение аварийно слить окислитель и прокачать шахту водой, однако все попытки приводили в поступлению в ракетный отсек новых порций воды и окислов азота. После очередного пуска насоса в отсек под напором пошла вода, что привело к короткому замыканию и возникновению пожара.При подаче ЛОХ в аварийный отсек часть фреона через поврежденные трубопроводы попала в центральный отсек, повысив загазованность в 40 раз выше нормы, личный состав за исключением ГКП был эвакуирован, была потеряна радиосвязь. В 18 час 40 мин аварийная партия, направленная в 6-й отсек обнаружила сильную его задымленность, принятую за пожар. В отсек был подан ЛОХ, после чего пропало питание в сети 380 В и в 18.50 сработала аварийная защита реактора. Однако компенсирующие решетки не опустились на нижние концевики, что пришлось проделать вручную, трижды посылая в отсек аварийную партию, в ходе чего погиб матрос Преминин, вручную опустивший стержни-поглотители (впоследствии Указом Президента РФ удостоен звания Герой Российской Федерации). После 16 часов борьбы за живучесть экипаж, разделенный на две части, оказался вытесненым в концевые отсеки. ГКП утратил контроль за обстановкой, ошибочно полагая, что в 4,5 и 6-м отсеках продолжается пожар и возможен взрыв ракет. К этому моменту к месту аварии подошли три судна торгового флота, волнение моря достигло 4 баллов. Командир К-219 принял решение заглушить второй реактор и эвакуировать экипаж. К 03.00 4 октября личный состав покинул борт лодки.В 18 час 15 мин 5 октября аварийную лодку взял на буксир теплоход \"Красногвардейск\", однако через 12 часов буксир оборвался. Повторно завести буксир не удалось, корабль начал терять плавучесть, после чего 10 человек аварийной партии покинули лодку. В 11 час 03 мин 6 октября подводная лодка К-219 затонула на глубине 5500 метров. Спасенный экипаж сначала был доставлен на Кубу, а затем в Москву.
Что же послужило причиной гибели подводной лодки, не имевшей значительных повреждений и со всеми исправными судовыми системами? Первоисточником аварийной ситуации явилась неисправность клапана орошения верхней крышки ракетной шахты № 6, которую обнаружили еще перед выходом в море, но, как водится, не устранили.В течении 30 суток автономки в шахту поступала фильтрационная вода. Командир БЧ-2 Петрачков организовал осушение шахты нештатным способом, датчики аварийной сигнализации отключили. Для предотвращения поступления воды шахту поддували сжатым воздухом, что в конце-концов и привело к разгерметизации топливных баков ракеты и срыву крышки.После сигнала об аварии в шахте № 6 Петрачков скрыл от командира лодки сложившуюся ситуацию и попросил подвсплыть под предлогам проверки датчиков.В этот момент и произошел взрыв, вызвавший пожар и нарушение герметичности прочного корпуса. Осознавший свою вину в произошедшем, Петрачков дал команду личному составу на эвакуацию, а сам снял средства ИЗС и остался в отсеке. В результате дальнейших неумелых действий экипаж в течении 78 часов не сумел локализовать пожар, устранить загазованность отсеков,не обнаружил и не устранил поступление воды в прочный корпус, в результате чего подводная лодка с 16 ядерными ракетами на борту затонула, практически не имея повреждений.Существует также версия, что причиной взрыва послужило столкновение К-219 в подводном положении с американской АПЛ \"Аугуста\", однако это, скорее всего, попытка найти оправдание преступной халатности экипажа.
В катастрофе погибли:
Петрачков А. В. капитан 3-го ранга
Смоглюк Н. Л. матрос
Харченко И. К. матрос
Преминин С. А. матрос

Впоследствии из членов экипажа, переживших катастрофу, умерли:

Марков В. капитан 3-го ранга
Карпачев В. капитан-лейтенант
ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Ср, 07 окт 2009 07:28:49

7 октября.
В этот день в 1571г. произошло сражение при Лепанто во время Кипрской войны 1570—1573 гг. между флотами Турции и «Священной лиги» - последнее крупное сражение гребных флотов. В ходе османских завоеваний 14—16 веков Турция напала на остров Кипр, принадлежавший Венеции. На стороне последней выступили союзники по «Священной лиге» (Испания, Ватикан, Флоренция, Сицилия, Неаполь, Савойя, Мальта и другие). Объединённый флот лиги, насчитывавший 6 галеасов, 207 галер — 25 тысяч человек, под командованием Хуана Австрийского и турецкий флот в составе 210 галер, 66 галионов — 25тысяч человек во главе с Али-пашой Муэдином-Заде утром 7 октября сошлись друг с другом. Первым атаковал турецкий флот. Венецианские галеасы, расположенные впереди галер и имевшие артиллерию не только на носу и корме, но и вдоль бортов, открыли сильный огонь по центру турецкого флота и расстроили его боевой порядок. Затем в абордажном бою союзники, вооружённые огнестрельным оружием (аркебузами), нанесли серьёзный урон туркам, вооружённым только холодным оружием. Они захватили турецкий флагманский корабль, Али-паша был убит. Флот турок, лишённый командования, продолжал бой разрозненными группами.
Напряжённое и кровопролитное сражение при Лепанто закончилось разгромом турок: они потеряли 224 корабля, в том числе захвачено противником 117. Союзники лишились 15 галер. Флот «Священной лиги» потерял в сражении около 7,5 тысяч убитыми. Турки понесли ещё более крупные потери (точных данных нет). Союзники освободили 12 тысяч невольников-христиан, использовавшихся турками в качестве гребцов.
Сражение у Лепанто явилось последним крупным сражением гребных флотов. Оно показало возросшее значение артиллерии и другого огнестрельного оружия в боевых действиях на море, ускорило развитие парусного флота.

Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.6 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Чт, 08 окт 2009 05:59:16

8 октября.
8 октября в Военно-Морском Флоте Российской Федерации отмечается ежегодный праздник - День командира корабля, утвержденный приказом главнокомандующего ВМФ от 18 сентября 2007 года № 506 в честь победы российских кораблей в Наваринском морском сражении 1827 года.
Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.6 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Пн, 12 окт 2009 08:04:19

12 октября.
В этот день в 1492г. моряки из экспедиции Христофора Колумба с кораблей "Санта-Мария", "Пинта", "Нинья" высадились на берег острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. Эта дата официально считается Днём открытия Америки европейцами - хотя сейчас доказано, что и до Колумба европейские моряки бывали на американском континенте.

Другая информация по событиям этого дня - на стр.6 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вт, 13 окт 2009 07:33:43

13 октября.
В этот день в 1827г.приказом по Морскому ведомству была образована Гидрографическая служба флота как условие совершенствования безопасности общего мореплавания. Ныне - Главное управление навигации и океанографии.
Всех причастных - с профессиональным праздником!

В этот день в 1871г. глава Морского ведомства великий князь Константин Николаевич издал приказ, положивший начало возрождению Черноморского военного флота, которого Россия не имела в соответствии с Парижским договором 1856 г. после поражения в Крымской войне 1853—1856 гг.

Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.6 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

Аватара пользователя
valis
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18777
Зарегистрирован: Чт, 30 авг 2007 18:12:51

Re: Этот день в истории

Сообщение valis » Вт, 13 окт 2009 09:42:51

13 октября 1944 года была освобождена Рига. В другое время значок бы выпустили...

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вт, 13 окт 2009 16:08:09

13 октября - дополнение.
В этот день в 1717г. на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге под наблюдением корабельных дел мастера Р.Броуна был спущен на воду двухпалубный линейный корабль "Св.Александр". В 1729-1732гг. корабль был тимберован на эллинге в Санкт-Петербурге; его дальнейшая судьба мне неизвестна.

В этот день в 1827г. с верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге под наблюдением корабельных дел мастера Г.С.Исакова был спущен на воду 110-пушечный линейный корабль "Император Александр", вошедший в состав Балтийского флота. В 1839г. корабль был тимберован в Кронштадте, после чего прослужил до 1854г., когда ввиду ветхости был исключен из списков флота и разобран в Кронштадте.

В этот день в 1834г. на верфи в Архангельске под наблюдением капитана И.А.Амосова был спущен на воду 24-пушечный фрегат "Отважность", переведённый вскоре на Балтику. В 1846г. корабль был тимберован в Санкт-Петербурге. Дальнейшая судьба фрегата мне неизвестна.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Ср, 14 окт 2009 07:48:45

14 октября.
В этот день в 1939г. с началом прилива, немецкая подлодка "U-47" (командир капитан-лейтенант Прин) благополучно проскользнула на рейд бухты Скапа-Флоу. У причальной стенки стояли два военных корабля. Лодка всплыла в крейсерское положение и пустила по целям пару торпед. В свете северной ночи Прин отчетливо разглядел, как одна из них пробила носовую часть Ark Royal. Прозвучавший взрыв не смутил спокойствия Скапа-Флоу - никакой реакции англичан на появление "гостя" не последавало. Это заставило командира "U-47" усомниться в успехе недавней торпедной атаки и отважиться на повторный залп. Решение командира субмарины было тем более смелым, что новому залпу должна была предшествовать двадцатиминутная перезарядка порожних торпедных аппаратов. Все время, пока торпедисты колдовали над боезапасом, "U-47", рискуя быть обнаруженной, находилась в надводном положении, чтобы после перезарядки немедленно пойти на сближение с линейным кораблем. Свой последний шанс Прин использовал до конца: обе торпеды были выпущены с минимальной дистанции и поразили «Royal Oak». Линкор начал быстро погружаться в воду, а на берегу все пришло в движение. Англичане не могли предположить, что в бухте орудует немецкая подводная лодка, и искали противника в воздухе. Били зенитные орудия, метались по небу лучи прожекторов, а тем временем лодка развернулась и направилась на базу. С кораблём погибли 810 английских моряков.

Другая информация по событиям этого дня на стр.6 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Чт, 15 окт 2009 07:04:59

15 октября.
В этот день в 1785г. с эллинга верфи Кронштадта под наблюдением корабельных дел мастера Игнатьева был спущен на воду линейный корабль "Саратов", вошедший в боевой состав Балтийского флота. 2.05.1790г. он в составе эскадры адмирала В.Я.Чичагова под командованием капитана 1 ранга И.Я.Барша участвовал в Ревельском сражении, а месяцем позже в составе той же эскадры, но под командованием капитана 1 ранга А.Денисова блокировал шведскую эскадру в Выборгской губе. В 1803г. ввиду ветхости корпуса корабль был разабран в Ревеле.

В этот день в 1827г. с верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге под наблюдением корабельных дел мастера В.Ф.Стоке был спущен на воду 74-пушечный линейный корабль "Великий Князь Михаил", вошедший в состав Балтийского флота. В 1828-1829 гг. в составе Средиземноморской эскадры контр-адмирала П.Рикорда участвовал в блокаде Дарданелл. Дважды, в 1835 и 1853г. тимберовался в Кронштадте. В 1860 г. был исключён из боевого состава флота и в Кронштадте был переделан в плавучий кран, прослужив в этот качестве до 1863г., в декабре его был разобран.

В этот день в 1829г. с верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге под наблюдением корабельных дел мастера Г.С.Исакова был спущен на воду 110-пушечный линейный корабль "Святой Георгий Победоносец", вошедший в состав Балтийского флота. В 1848г. корабль был тимберован в Кронштадте. В 1858г. исключен из списков флота и разобран.

Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.6 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Пт, 16 окт 2009 06:36:10

16 октября.
В этот день в 1943г., в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Затем были созданы Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г.) и Рижское Нахимовское военно-морское училище (Приказ Народного комиссара Военно-морского Флота от 21 июля 1945 г.). Знамя училищу было вручкно 1 апреля 1945г., с ним 1 мая 1951 года Тбилисское нахимовское училище впервые прошло на параде по Красной площади. Тбилисское Нахимовское военно-морсское училище просуществовало 12 лет и было расформировано 10.09.1955г.

Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр.7 настоящего раздела форума.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Сб, 17 окт 2009 15:40:38

17 октября.
В этот день в 1792г.в Санкт-Петербурге под наблюдением корабельных дел мастера Марсальского был спущен на воду гребной фрегат "Екатерина", зачисленный в списки Балтийского флота. Корабль участвовал в Русско-Шведской войне, в 1804г. был "за ненадобностью" исключен из списков флота и разобран в Кронштадте.

В этот день в 1827г. в Николаеве под наблюдением корабельных дел мастера И.С.Разумова был спущен на воду 84-пушечный линейный корабль "Императрица Мария", зачисленный в списки Черноморского флота. Корабль в 1828г. под командованием капитана 1 ранга Папо-Христо в составе эскадры в течение 3-х дней ноября бомбардировал крепость Варну, в 1829г.в составе эскадры контр-адмирала М.Н.Кумани участвовал в захвате г.Сизополь
и бомбардировал турецкую крепость Ахиолло, в 1833г. участвовал в высадке русского десанта в Константинополе. В 1834г. корабль был тимберован, а в 1843г. исключен из списков боевого состава флота и переделан в блокшив.

Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.7 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вс, 18 окт 2009 05:01:44

18 октября.
В этот день в 1823г. со стапелей верфи г. Николаева под руководством корабельных дел мастера И.С.Разумова был спущен на воду 74 - пушечный линейный корабль "Пармен", зачисленный в состав Черноморского флота. В 1828г. корабль под командованием капитана 1 ранга И.С.Скаловского в течение 7 дней участвовал в бомбардировке крепости Анапа, получив при этом от ответного огня турецких батарей 6 пробоин в корпусе и 9 повреждений в оснастке. В этом же году в составе эскадры адмирала А.С.Грейга "Пармен" участвовал в бомбардировке крепости Варна, получив от ответного огня 20 пробоин и 45 повреждений в оснастке. В 1829г. в составе эскадры контр-адмирала М.Н.Кумани корабль участвовал в бомбардировке крепости Ахиолло, а под Сизополем огнём своих орудий помог отбить атаку турецкой пехоты на русские позиции. В 1833г. под командованием капитана 1 ранга Шостенко участвовал в высадке русского десанта в Константинополе. В 1835г. исключен из боевого состава флота и переделан в блокшив со стоянкой в Севастополе, в 1842г. разобран.

Другая информация по событиям этого дня в истории на стр.7 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Вт, 20 окт 2009 10:05:25

20 октября.
В этот день (летоисчисление по новому стилю) в 1696г. состоялось заседание думы, на котором рассматривали два вопроса: о восстановлении после штурма крепости Азов и заселении её русскими людьми, а также о строительстве флота. После заседания дума издала "приговор", по которому в Азов за счёт казны переселялись семьи из Казанского уезда, а по второму вопросу приняла общее, но принципиальное решение - "МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми…" Большинство историков (хотя мнения разделились) считает эту дату днём рождения РЕГУЛЯРНОГО РОССИЙСКОГО ФЛОТА..

В этот день в 1827г. (нов. стиля) в Наваринской бухте произошло последнее в истории крупное сражение парусных флотов: объединённого русско-англо-французского против турецко-египетского. Соединённая эскадра России, Великобритании и Франции(всего 1276 орудий) под командованием старшего в чине английского вице-адмирала Эдварда Кодрингтона подошла к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот (всего до 2200 орудий) под командованием Мухаррем-бея. Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрагим-паша. Когда корабли союзников заняли свои места по диспозиции, к турецкому брандеру был послан на шлюпке парламентёр с требованием отойти от союзного флота. Турки открыли ружейный огонь и убили парламентёра, одновременно египетский корвет открыл артиллерийский огонь по французскому флагманскому корвету. Сражение началось после того, как турки убили второго парламентёра, посланного на флагманский корабль Мухаррем-бея. Оно продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота. Наиболее решительно и искусно действовала русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена, разгромившая весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей. Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и несколько тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери убитыми и ранеными составили от 600 до 800 человек. В сражении отличился флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. Флагман уничтожил 5 турецких кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Корабль получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полность отремонтирован и восстановлен только в марту 1828 года. На «Азове» во время битвы проявили себя будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854—1855 годов: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг. После сражения cоюзнический флот оставался в Наваринской бухте до 26 октября.

В этот день в 1916г. эсминец "Грозовой" потопил нмецкую подводную лодку U-56.
16 октября 1916 года миноносец "Грозовой" под командованием лейтенанта М.М. Коренева в сопровождении тральщика "Т-13" и посыльного судна "Купава" вышли в район Варде для встречи транспортов "Николай II" и "Ломоносов", буксировавших плавучий кран и баржи. Их необходимо было отконвоировать в Кольский залив.
20 октября отряд Коренева встретил этот караван в Баренцевом море недалеко от острова Хорпо (Харлов). Его охраняли норвежский сторожевой корабль и английский вооружённый траулер. В 12 часов 10 минут, когда русские корабли приблизились к каравану, с "Т-13" заметили в 60 - 70 кб подводную лодку. Коренев приказал "Т-13" и "Купаве" усилить охрану каравана, а сам на полном ходу направился на перехват противника. Внимание командира подводной лодки было сосредоточено на судах каравана, поэтому он не заметили приближения "Грозового". Подойдя на дистанцию 5 кб, миноносец открыл огонь из носового 75-мм орудия и быстро добился двух прямых попаданий в боевую рубку и одного в корму. На подводной лодке произошёл взрыв, после которого она стала быстро погружаться с большим дифферентом на корму. Как выяснилось позже, "Грозовой" потопил подводную лодку "U-56" капитан-лейтенанта Лоренца.
Это был самый большой успех миноносца, на долю которого выпало немало испытаний. "Грозовой" строился во Франции по заказу России, имел водоизмещение всего 347 тонн и был спущен на воду летом 1902 года. После длительного перехода из Кронштадта в Порт-Артур, миноносец в мае 1903 года вошёл в состав Тихоокеанской эскадры. Активно участвовал в обороне Порт-Артура. Во время боя в Жёлтом море 28 июля 1904 года прорвал японскую блокаду и интернировался в Шанхае. С 1905 по 1915 год входил в состав Сибирской флотилии. В 1916 году перешёл из Владивостока в Архангельск, где нёс конвойную, дозорную и сторожевую службу в Белом и Баренцевом морях. В феврале 1917 году ушёл на ремонт в Англию и там был незаконно реквизирован английским правительством. В мае 1918 года в обмен на уголь был передан белогвардейскому командованию, которое увело "Грозовой" в Бизерту. В 1924 году миноносец продали Франции для разборки на металл.


В этот день в 1938г. начались первые занятия в Учебном отряде Тихоокеанского флота, а в мае 1939 года был произведён первый выпуск специалистов подводных лодок. Две сотни подготовленных отрядом моряков-подводников отправились к месту дальнейшей службы. В суровые годы Великой Отечественной войны на базе учебного отряда выпускались не только подводники, но и многие другие специальности, в которых нуждался фронт. Всего за годы войны было подготовлено более 8 тысяч специалистов только по основной специальности. В послевоенные годы учебное подразделение выпускало до 8 тысяч профессионалов подводного флота ежегодно. Одновременно с этим развивалось и материально-техническая база. В настоящее время учебный отряд состоит из трёх школ, в состав которых входит 10 рот, и готовит специалистов для службы на надводных кораблях. Этот день принято считать Днём рождения Учебного отряда ТОФ.

Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.7 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Ср, 21 окт 2009 11:02:34

21 октября.
В этот день в 1702г. Англо-голландский флот уничтожил корабли испано-французского флота, положив начало легенде о сокровищах бухты Виго. 11 июля 1702 года караван под командованием Мануэля де Веласко б составе 19 испанских галеонов, нагруженных сокровищами, в сопровождении 23 кораблей французской эскадры адмирала Шато-Рено вышел из Вера-Крус и направился в Кадис. Однако сведения, что порт блокирован английским флотом, вынудили изменить маршрут и двигаться на северо-запад Испании в бухту Вию. Не отважившись сгрузить сокровища на берег под охрану французских войск, Мануэль де Веласко запросил приказ на дальнейшие действия. Ответ из Мадрида пришел спустя месяц. Но было уже поздно. В ночь на 21 октября в бухту ворвалась англо-голландская эскадра — около 100 кораблей — под командованием адмирала Джорджа Рука. Высаженный на берег десант общей численностью 4000 человек быстро овладел укреплениями. Более суток продолжался морской бой с ожесточенными абордажными схватками. Когда все стихло, 24 испанских и французских корабля покоились на дне бухты Виго, унеся с собой тайну одного из самых загадочных подводных кладов.

В этот день в 1717г с Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге под наблюдением корабельных дел мастера Ф.М.Скляева был спущен на воду двухпалубный линейный корабль "Ревель", вошедший в состав Балтийского флота и прослуживший до 1732г., когда он был исключен из списков боевых кораблей. В дальнейшем (точно год установить не удалось) корабль был разобран.

Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.7 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Чт, 22 окт 2009 10:59:08

22 октября.
В этот день в 1899г. родился Филипп Сергеевич Октябрьский (Иванов), адмирал, Герой Советского Союза, с марта 1939 года – командующий Черноморским флотом, который стал из немногих советских объединений, организованно встретивших вражеское нападение 22 июня 1941 года.
Флот под командованием Ф.С. Октябрьского внёс значительный вклад в битву за Кавказ. Однако за ошибки, допущенные при обеспечении флотом высадки десантов в р-не южнее Озерейки и Станички (февраль 1943 года), в апреле Ф.С. Октябрьский снят с занимаемой должности и в июне 1943 года назначен командующим Амурской военной флотилией. С марта 1944 вновь возглавил ЧФ, который под его руководством активно содействовал войскам Отдельной Приморской армии и 4-го Украинского фронта в освобождении Крыма. В ходе Ясско-Кишинёвской операции (август 1944 года) успешно управлял силами флота, осуществлявшими поддержку приморского фланга 3-го Украинского фронта. Организовал высадку морских десантов в Констанцу, Варну и Бургас и овладение этими ВМБ. После войны (до ноября 1948 года) продолжал командовать ЧФ. В 1948–1952 годах – 1-й заместитель главнокомандующего ВМС, начальник управления научно-исследовательских полигонов ВМС.
С ноября 1953 года –в отставке В 1957 году вновь призван в кадры ВМФ и назначен начальником Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова, внёс заметный вклад в подготовку офицерских кадров ВМФ. С сентября 1960 года – в Группе генеральных инспекторов МО СССР
Депутат Верховного Совета СССР I и II созывов. Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, Суворова II степени, Красной Звезды, медалями и иностранными орденами.
Умер в 1969г.

В этот день в 1942г. был разгромлен немецкий десант на о.Сухо. В ночь на 22 октября 16 быстроходных десантных барж типа "Зибель", вооруженных 88-мм пушками, 37-мм и 20-мм автоматами и 7 десантных ботов в охранении 3 итальянских торпедных катеров, используя ненастную погоду, скрытно направились к острову Сухо. В 7 часов 15 минут, развернув десантные баржи во фронт, противник с дистанции 30 каб. открыл интенсивный огонь по острову. (На десантных судах было около сотни стволов, в том числе 21 калибром 88 мм). Первыми снарядами была нарушена связь гарнизона с командованием флотилии. В это утро южнее Сухо нес дозорную службу тральщик "ТЩ-100" старшего лейтенанта П.К. Каргина. Это был бывший буксирный пароход, с началом войны вооруженный двумя 45-мм пушками и тремя пулеметами. Несмотря на явное неравенство сил, экипаж тральщика открыл по десантным кораблям огонь. Вскоре загорелся головной немецкий корабль, затем пожары вспыхнули на нескольких десантных баржах. Через несколько минут на помощь "ТЩ-100" с востока подошел катер "МО-171" старшего лейтенанта В.И. Ковалевского (с таким же вооружением). С этих кораблей в штаб флотилии сообщили о начале боя за остров Сухо. В 7 часов 17 минут, как только суда противника оказались в зоне действия орудий береговой батареи острова, её командир старший лейтенант И.К. Гусев приказал открыть по врагу огонь. В 8 часов 10 минут под прикрытием авиации немцам удалось высадить десант в северной части острова в районе третьего орудия батареи. Вскоре рукопашный бой завязался на позициях двух орудий. Защитники острова (всего 90 человек) в жестокой схватке отбросили фашистов от орудий, но выбить его с острова сразу не удалось. Чтобы не попасть по своим десантникам, противник перенес огонь на "ТЩ-100" и "МО-171". Тихоходный тральщик оказался в тяжелом положении, но ему на помощь пришел катер Ковалевского. Не прекращая огня, он закрыл тральщик дымовой завесой. Выстрелами наших кораблей и уцелевшего орудия острова были потоплены еще два катера и повреждена баржа. В 9 часов, несмотря на низкую облачность, на помощь гарнизону пришла наша авиация, атаковавшая вражеские десантные суда. Часть из них, не подходя к острову, повернула обратно. В 9 часов 20 минут, оставленные без артиллерийской поддержки своих кораблей, вражеские солдаты отступили к своим десантным судам и покинули остров, бросив на отмели 3 поврежденные десантные баржи. В это время к месту боя подошли два отряда кораблей Ладожской флотилии и огнем своих орудий потопили еще два десантных судна. 6 часов продолжался упорный бой. Попытки противника прикрыть десант авиацией и атаковать наши корабли успеха не имели. Наши корабли и авиация отразили девять атак вражеских бомбардировщиков. В ходе боя противник потерял потопленными или сильно поврежденными 15 барж и катеров, 12 самолетов и большое количество живой силы. У острова Сухо нашими моряками была захвачена десантная баржа. После этого немецкое командование до конца войны не предпринимало активных действий на Ладожском озере.
Тральщик "ТЩ-100" после войны еще долго работал буксиром в рыболовецкой артели, а осенью 1982 года стал памятником в г. Новая Ладога.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Пт, 23 окт 2009 05:35:48

23 октября.
В этот день в 1834г. с верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге под наблюдением поручика Шоумбурга был спущен на воду 24-пушечный фрегат "Постоянство", зачисленный в список боевых кораблей Балтийского флота. В 1845г. в Санкт-Петербурге корабль был тимберован. Дальнейшая его судьба мне неизвестна.

В этот день в 1937г. начался знаменитй дрейф трёх советских судов, зажатых льдами. Поздней осенью 1937 года ледокол «Георгий Седов» после океанографических работ в море Лаптевых вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» возвращался по Северному морскому пути в Архангельск. Путь им преградили многолетние льды, и пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город. 23 октября начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики.

Другая информация по событиям этого дня в морской истории - на стр.7 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Ср, 28 окт 2009 08:20:54

28 октября.
В этот день в 1894г. родился один из учеников кораблестроителя, академика А.Н.Крылова - В.А. Никитин (Санкт-Петербург) - ученый-кораблестроитель, лауреат Государственной премии (1942 г.). Главный конструктор сторожевых кораблей типа «Ураган», лидеров эсминцев, эсминцев типа «Гневный», линейных кораблей типа «Советский Союз» и тяжелых крейсеров типа «Кронштадт». Умер в 1977 г.

Другая информация по событиям этого дня в истории - на стр.7 настоящего раздела.
Не сдаёмся!

явуз
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18001
Зарегистрирован: Вс, 28 окт 2007 18:42:59

Re: Этот день в истории

Сообщение явуз » Чт, 29 окт 2009 13:38:32

29 октября.
В этот день в 1955г. на рейде г.Севастополя взорвался и затонул в 130 м от берега линейный корабль Черноморского флота «Новороссийск» (бывший итальянский линкор «Джулио Чезаре»). Погибли более 600 моряков. Согласно официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая донная немецкая мина. Но существуют и другие версии, неофициальные, но очень популярные - якобы ответственность за гибель "Новороссийска" несут итальянские, английские и даже советские диверсанты.
На момент взрыва командир линкора капитан 1 ранга Кухта находился в отпуске. Обязанности его исполнял старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов. Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. После того как "Новороссийск" ошвартовался, часть экипажа съехала в увольнение. На борту оставались более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек), курсанты морских училищ и солдаты, накануне прибывшие на линкор.
29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тринитротолуола. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля - вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составляла около 340 квадратных метров на участке длиной 22 метра. В образовавшуюся пробоину хлынула забортная вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт.
В 01:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 02:00, когда крен на правый борт достиг 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место", и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу.
К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба.
В 02:32 обнаружился крен на левый борт. К 03:30 на палубе выстроилось около 800 ничем не занятых моряков, у борта линкора стояли спасательные суда. Никольский предложил перевести на них матросов, но получил категорический отказ Пархоменко. В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ.
"Новороссийск" стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет". Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора.
К 04:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, качнулся вправо, столь же неожиданно повалился влево и лег на борт. В таком положении он оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. В 22:00 29 октября корпус полностью исчез под водой.
Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные погибли при опрокидывании линкора и после него. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели "Варяга". Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки.
Летом 1956 года экспедиция особого назначения "ЭОН-35" приступила к подъему линкора методом продувания. Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отвели в Казачью бухту, где и перевернули. При подъеме корабля вывалилась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Корабль был разобран на металл и передан на завод "Запорожсталь".
Не сдаёмся!


Вернуться в «По морям - по волнам»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 21 гость