Некоторый материал (Книги с автографами, знаки..) -участника северных конвое- Юдина Петра Афанасьевича.
«Пётр Афанасьевич Юдин начал свою трудовую деятельность в 1932 году угольщиком на морских судах, работал кочегаром, судовым электриком.
В годы Великой Отечественной войны он был активным участником северных конвоев. После войны работал в Северном морском пароходстве.
В 1955 году он был главным энергетиком первой советской комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР.»
– из книги В.Д.Иванова «История одной школы»
Информация из сети .
МОРСКОЙ МУЗЕЙ
Важной летописью истории Северного морского пароходства, хранилищем боевых и трудовых подвигов, славных имён отважных мореходов-поморов является Морской музей.
Официальное открытие комнаты-музея «История Северного морского пароходства» было приурочено к 100-летнему юбилею предприятия. Был утверждён состав Совета музея:
- В.И. Прокофьев - председатель Совета,
- Е.П. Бабкина - заместитель председателя.
Члены Совета: С.М. Иванов, И.Т. Климовская, В.Ф. Брилин, К.М. Патракеева, B.C. Осипов, В.А. Беднов, В.В. Колт, И.Б. Орлов, Н.П. Марьичев.
Заведующим музеем стал С.М. Иванов.
У истоков создания музея стояли ветераны. Вся работа велась на общественных началах. Ветераны сами собирали фотографии, документы, экспонаты,
сами монтировали стенды и выставки.
Первоначально комната-музей располагалась на третьем этаже Клуба моряков.
Скромная комната, скромные экспонаты положили начало огромной работе, которая продолжается до сих пор.
Первую экспозицию музея истории пароходства открыл Владимир Илларионович Прокофьев. О
н был энтузиастом создания истории мореплавания на Севере и патриотом нашего пароходства. На открытии выступили ветераны пароходства,
известные капитаны В. Глотов, Ф. Рынцын, Э. Румке. Каждый из них рассказал о том или ином историческом событии, в котором принимал участие.
Все присутствующие на открытии с удовлетворением отметили - фундамент Музея истории пароходства заложен.
А вскоре появилась первая запись в Книге отзывов.
Её сделали участники областного семинара руководителей музеев: «С интересом ознакомились с Музеем пароходства, созданным руками энтузиастов.
Желаем создателям и совету Музея успехов в работе, общественной деятельности, в воспитании кадров северных мореходов-поморов. Пусть чаще поступают в Музей новые уникальные реликвии мореходов Севера».
Пожелания исполнялись, Музей быстро пополнялся новыми экспонатами и материалами исторических событий.
Вскоре были открыты стенды «Старый Архангельский порт и парусный флот», «Первые документы и декреты по морскому флоту, подписанные В.И. Лениным»,
«Карские (хлебные) экспедиции», «Великая Отечественная война», «Награды за труд», «Ветераны флота» и другие.
Музей был открыт для посещения по понедельникам и пятницам с 14 до 18 часов - бесплатно.
Экскурсоводами были добровольцы-ветераны В. Байков, Ф. Колтовой, Е. Губенко, П. Петров, А. Багаев, П. Миронов - всего 21 человек.
К 1973 году Музей переехал в здание мореходной школы пароходства. Музей пополнялся различными интересными экспонатами, фотографиями, альбомами.
Требовались новые площади для проведения всевозможных выставок, стендов и т. д. Так, благодаря стараниям и настойчивости тогдашнего директора
Музея
Петра Афанасьевича Юдина, в 1990 году построено отдельное новое здание на Набережной, 80 - Музей северного мореплавания.
Последовательно Музей возглавляли С. Иванов, Л. Климовская,
П. Юдин, Ю. Колмаков, С. Терентьев, Т. Матвеева, а с 2001 года по настоящее время - Татьяна Александровна Маслова. Каждый руководитель Музея внёс свою лепту в его развитие. Особенно следует отметить труд
Юдина Петра и Колмакова. Это были настоящие хозяйственники-энтузиасты, хранители и собиратели музейных ценностей.
Большой вклад, содействие и помощь с самого первого дня образования Музея внёс начальник пароходства Сергей Иванович Кузнецов.
Он понимал, какое значение имеет Музей. Это была эмблема предприятия, память о героической истории бесстрашных мореходов - поморов.
Без прошлого нет будущего, поэтому Музей имеет огромное воспитательное значение для будущих моряков.
Постоянно проводились экскурсии для школьников, которые затаив дыхание слушали экскурсоводов, участников героических событий.
Многие среди фотографий и фамилий нашли своих дедов и даже прадедов. Музей в то время назывался «Страницы истории».
Шелестят, бегут героические страницы музейной летописи. И вот, уже находясь в новом здании, имея значительно большие площади и возможности,
к 300-летию Российского флота было открыто много новых тем и стендов: изучение культурных ценностей, связанных с мореплаванием на Севере,
кораблестроение, морские промыслы, освоение новых территорий.
Целью развития Музея стало показать престиж морских профессий, привлечь к ним молодёжь.
Морской музей включил в себя редкие морские реликвии, музейные ценности, документы, макеты морских судов, приборы, предметы быта моряков.
Не оставались в стороне от работы Музея, собирая экспонаты, и береговые службы - СМТО, БЭРНК, СРЗ, порты.
Так к 300-летию флота Российского в Музее насчитывалось более восьми тысяч единиц основного фонда.
Из них 50 макетов судов, 70 навигационных приборов, морское оружие, детали судов, участвовавших в героических конвоях, награды, фотографии и многие другие исторические ценности. В библиотеке Музея хранится около 3000 письменных исторических документов.
Особым интересом и вниманием пользуются стенды «История северного мореплавания», «Северные конвои», «Родной причал», «Герои Арктики», учитывая,
что экскурсоводами являются по-прежнему очевидцы и участники героических свершений, добровольцы-ветераны.
В 1993 году Музей получил государственный статус и новое название «Государственный Северный морской музей».
Многое изменилось в содержании Музея, в штатах, но то, что создали своим трудом ветераны, множественно собранных ценностей и реликвий - всё это сохранено.
В настоящее время, после ремонта, готовится уникальная экспозиция «Тысячелетие северного мореплавания».
Целью этой экспозиции является показать становление Поморского края, сыгравшего важную роль в морской истории России.
А экспозиции «Эпоха парусного флота» и «Эпоха судов с металлическим корпусом» раскрывают роль Архангельска как первого порта России, колыбели кораблестроения, центра изучения Арктики. Тем более что экскурсоводами здесь выступают всё те же неутомимые ветераны флота.
Славный путь становления и развития прошёл наш Музей, храня для многих поколений память о героических мореходах-поморах, о их ратных и трудовых подвигах.
Долгой жизни тебе, наша гордость и слава, много любознательных посетителей!
Когда Совет ветеранской организации ОАО «Северное морское пароходство» принял решение о создании книги о ветеранской организации СМП и её ветеранах и мне поручили сбор и подготовку материалов, я вспомнил о своём архиве. Собрал и просмотрел небольшие статьи-рассказы о моряках пароходства, с которыми мне посчастливилось работать и о которых писал в газете «Моряк Севера». А просмотрев, убедился - это же наши ветераны разных лет, если учесть, что ветеранская организация основана в 1958 году.
Я сказал - «посчастливилось работать». Это не для красного словца, а искренне, от всего сердца утверждаю.
Какие это замечательные люди - всё военное поколение. Они прошли войну, стали победителями, у них множество наград.
Они восстанавливали флот из послевоенных остатков, создали мощное предприятие - Северное морское пароходство.
И при этом скромные, трудолюбивые, бескорыстные, доброжелательные.
Делами своими утверждали: «Прежде думай о Родине, а потом о себе», учили и воспитывали молодое поколение примером: «Делай, как я».
Можно ли забыть капитана Юрия Дмитриевича Жукова, с которым я прошёл первые в жизни мили по Белому и Баренцеву морям на пароходе «Юшар».
Или Павла Павловича Петракова, с которым работал, и тоже впервые - в отделе управления пароходства.
Даже один рейс с капитаном Константином Константиновичем Варданашвили оставил неизгладимый след в памяти.
Свои воспоминания о тружениках моря излагал как умел, желая только одного - сохранить память, имена, итоги их деятельности.
Должны знать внуки, какие это были моряки, а затем и ветераны XX века.....
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.