В январе 1925 года Центральный Аэро- и Гидро¬динамический Институт (ЦАГИ) им. Н.Е. Жуковского получил приказ Реввоенсовета СССР спроектировать и построить экспериментальный торпедный катер. Проектирование поручили специалистам ЦАГИ потому, что именно здесь были созданы гражданские глиссеры ГАНТ-1 (1921 г.) и ГАНТ-2 (1923 г.).
Техническое задание включало следующие условия: вооружение — две 533-мм торпеды; скорость — 100 км/час (54 узла). Но главное, катер требовалось сделать компактным, поскольку в качестве носителей катеров-торпедоносцев предполагалось использовать крейсеры. По той же причине он должен был иметь специальные приспособления для подъема на борт корабля-носителя*. Отдельно были оговорены требования к живучести (наличие водонепроницаемых переборок) и способность выдерживать трех¬балльную волну. Дальность плавания задание определяло не менее, чем в 300 миль.
Разработку проекта руководство ЦАГИ поручило группе авиационных конструкторов, которую возглавил А.Н. Туполев (1888—1972), создатель первых советских бомбардировщиков АНТ. В группу входили A.А. Архангельский, Н.В. Грибов, Н.С. Некрасов, B.Н. Петляков, М.Н. Петров, Т.П. Соприкин, И.В. Чет-вериков. В качестве образца для подражания конструкторы получили трофейный торпедный катер Торникрофта типа «55 футов».
Однако к решению поставленной задачи они, естественно, подошли по авиационному, что и определило оригинальный облик первых советских торпедных катеров. Форма корпуса (17,3 х 3,3 х 0,9 м) была заимствована у поплавка гидросамолета. Материалом для него послужил только что начавший при¬меняться в авиастроении легкий, но прочный дюраль (разновидность алюминия).
Серийный Ш-4.
Моторы тоже поставили авиационные, американские «Райт-Циклон» по 600 «лошадей». Система реверса (заднего хода) должна была обеспечить катеру значительную свободу маневра.
Расчетная дальность плавания была определена в 340 миль. На округлой палубе находилась невысокая рубка, похожая на кабину самолета. Водоизмещение катера со¬ставило 8,9 тонны. Экипаж состоял из трех человек (командир, боцман, моторист).
Но вооружение пришлось ограничить одной 457-мм торпедой образца 1912 года в кормовом лотке и одним 7,62-мм пулеметом «Максим».
Катер построили в московских мастерских ЦАГИ за полтора года, с 30 июля 1925 по январь 1927 гг. В начале марта 1927 года готовый катер (он именовался сначала ГАНТ-3, потом Г-3, неофициально — «Первенец») с трудом извлекли из здания мастерских, погрузили на железнодорожную платформу и отправили в Севастополь.
17 марта катер спустили на воду. В апреле начались его испытания, длившиеся 2 месяца. Их результаты приемная комиссия флота признала удовлетворительными: «ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью». Во время испытаний на спокойной воде «Первенец» с полной нагрузкой развил фантастическую скорость 54 узла! Без груза его скорость превышала 55 узлов.
Но в ветреную погоду он недостаточно хорошо держал курс. Мореходность не превышала 2-х бал-лов. При движении полным ходом вода заливала рубку. Огонь из пулемета можно было вести лишь на скорости до 20 узлов. Вместо двух 533-мм торпед нового образца (53—27) катер нес одну старую 457-мм (45—12). Впрочем, приемный акт гласил:
«Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер, независимо от недочетов военно-морского характера, подлежит приему».
В августе 1927 года катер вошел в состав флота («Первенец» входил в состав Черноморского флота до 10 июля 1933 года. Затем его перевели в состав Каспийской флотилии. Во время войны он был разоружён и превращён в рейдовый катер).
Однако слабое торпедное вооружение и недостаточная мореходность помешали ему пойти в серию. Военно-политическое руководство СССР решило запустить в производство катер улучшенной конструкции. Серийное строительство 36 таких катеров оно заранее включило в первый пятилетний план развития экономики СССР на 1927—1932 гг.
На фото:
1. Торпедный катер АНТ-3 в Севастополе.
2. Торпедный катер АНТ. Знак выпущен по случаю завершения 1-й пятилетки. Аверс. Найден в Интернете.
3.Торпедный катер АНТ. Знак выпущен по случаю завершения 1-й пятилетки. Реверс. Найден в Интернете.


