"Революционный Директорат 13 марта" - революционная кубинская организация, основанная 24 февраля 1956 года. Первоначально называлась "Революционный Директорат". После событий 13 марта: нападения на Президентский Дворец и радиостанцию Relox в название организации была добавлена цифра 13. Руководителем DR-13 был избран Хосе Антонио Эчеверрия – президент Федерации студентов Университетов (FEU). В состав Национального Исполнительного Совета DR-13 вошли: Фруктуосо Родригес, Фор Чомон, Хулио Гарсиа Оливейра и др. "Революционный Директорат" стал наиболее представительной организацией кубинского студенческого сообщества как социального сектора в области борьбы с тиранией, но позже и городской опорой национального сопротивления. Под руководством Эчеверрии активизировались студенческие акции, по всей стране проходили ежедневные демонстрации, митинги и забастовки, которые обычно приводили к кровавым столкновениям с полицией режима Батисты.
13-1.jpg
Фруктуосо Родригес, Хосе А. Эчеверрия
В августе 1956 года Антонио Эчеверрия отправился в Мексику, чтобы провести встречу с Фиделем Кастро, в которой также участвовали от "Революционного Директората" Форе Чомон и Фруктуосо Родригес. Среди лидеров "Движения 26 июля"на встрече присутствовал руководитель отдела действий и саботажа. провинции Орьенте Франк Паис. Эта встреча была проведена с целью согласования планов действий обеих организаций в отношении вооруженной борьбы, которая будет происходить на острове с этого момента против диктатуры Батисты. В результате этих переговоров Фидель Кастро и Эчеверрия подписали документ под названием «Письмо Мексики» или « Мексиканский пакт», который стал чрезвычайно важным шагом в объединении революционных сил, которые должны были свергнуть диктатора Батисты.
13-2.jpg
В основе партизанского фронта Директората лежит «Письмо из Мексики», подписанное Фиделем Кастро и Хосе Антонио Эчеверриа
После этой встречи в Мексике Эчеверрия, Фор, Фруктуозо и Франк Паис вернулись на Кубу.
В результате активизации революционных действий в городах и выполнения того, что было согласовано в «Мексиканском пакте», 13 марта 1957 года Эчеверрия вместе с другими руководителями Революционного управления спланировал и решил атаковать Президентский дворец, свергнуть диктатора Батисту и захватить станцию Radio Reloj, для передачи сообщения о свержении тирана. Штурм Президентского Дворца закончился неудачей. 25 революционеров Революционного Директората погибли, в том числе сам Антонио Эчеверрия.
После этих печальных событий произошла встреча, на которой присутствовали: Фруктуосо Родригес, Фор Чомон, Хулио Гарсия Оливерас, Джо Уэстбрук и Энрике Родригес Лоэчес. Первое соглашение заключалось в назначении Фруктуосо Родригеса, основателя DR вместе с Эчеверрией, новым генеральным секретарем. Второе соглашение заключалось в назначении Хосе Мачадо Родригеса и Хуана Педро Карбо членами национального исполнительного органа, который состоял из девяти членов: семь упомянутых плюс Эдуардо Гарсия Лавандеро и Роландо Кубела, которые находились за границей. Они решили:продолжать подпольную деятельность, внести свой вклад в партизанскую войну, начатую Фиделем, и поддержать её, открыв партизанский фронт в горах Эль-Эскамбрай. К названию организации добавилось число 13, как дань памяти погибшим 13 марта.
20 апреля 1957 года Фруктуосо Родригес, вместе с членами Правления Хуаном Педро Карбо Сервия, Хосе Мачадо Родригесом, и Джо Уэстбрук Росалесом, совершенно безоружные, были убиты полицейскими в доме 7 на улице Гумбольдта. В историю это событие вошло как «Бойня Гумбольдта 7».
После этого события, ставший генеральным секретарем Совета Фор Чомон уезжает за границу, где подготовил экспедицию, известную как «экспедиция Нуэвитас», с которой прибыл на Кубу 8 февраля 1958 года. В экспедиции участвовали три судна «Скапада», «Сан-Рафаэль» и «Яловен», которые из Флориды, США , перевезли членов экспедиции и оружие. Высадка произошла в Камагуэе, на пляже, известном под названием Санта-Рита, небольшом и скромном поселении, примерно в двух километрах от города Нуэвитас и в одноименной бухте.
Привезенное им оружие было использовано при открытии повстанческого фронта в Сьерра-дель-Эскамбрай и для усиления борьбы в городе Гавана.
13-3.jpg
Фор Чомон
Когда Фор вернулся в горы в центре страны, он столкнулся с серьезной ситуацией, созданной раскольнической позицией Элоя Гутьерреса Менойо. После исчерпания всех ресурсов для разрешения разногласий было принято решение исключить Менойо из Совета директоров. Фор, как генеральный секретарь, взял на себя ответственность за всю организацию, а Роландо Кубела стал военным лидером партизан. С этого дня в военной организации Директории вводились воинские звания.
В первые месяцы повстанцы провели ряд действий против армии Батисты в Преса-дель-Ханабанилья, Чарко-Асуль, Гуаниникаль, Рио-Негро, Манантиалес, Пико Туэрто, Шале де Лора, Соледад и Майер. Партизанская деятельность Директората вынудила силы тирании отойти от горного массива и сосредоточиться на главных городах.
К этому времени в Директорате уже было семь партизанских отрядов или колонн, состоящих из десятков бойцов, хотя и плохо вооруженных. Продвижение к равнине происходило постепенно.
13-4.jpg
Бойцы Революционного Директората 13 марта
Подпольщики в провинции консолидировались и поддерживали партизанские действия, а также предоставлял ценную информацию, вели пропаганду и устраивали диверсии.
13 октября выполняется одна из самых дерзких операций партизан Директората. В ту ночь, под руководством Фор Чомона, синхронизированное нападение было совершено на города Фоменто и Пласетас, последний расположен на Центральном шоссе. Операция прошла полностью успешно, оба города были заняты войсками Директората.
Командование Дос-Арройос развернуло целую систему школ, больниц и мастерских. Примитивная телефонная сеть связала аванпосты и сооружения. Были установлены две передающие станции.
В начале последнего наступления была подготовлена мобильная станция, а с продвижением повстанцев была создана цепочка с другими станциями в освобожденных населенных пунктах. Был также организован крестьянский сектор под руководством Хуана Миранды , лидера с большим авторитетом в горном регионе.
Вскоре к Эскамбраю подошла колонна № 8 «Сиро Редондо» под руководством Команданте Че Гевары. Между ветеранами Сьерра-Маэстры и Директорией установились дружеские отношения. По- другому дело обстояло с Элой Гутьеррес Менойо , который даже запретил бойцам Движения 26 июля входить в Эскамбрай.
13-5.jpg
Бойцы DR-13-M в средней школе Санкти Спиритус
В ноябре были окончательно освобождены город Кондадо войсками Директории и Гиния де Миранда колонной Че. Были созданы условия для «последнего наступления на равнину». Это, вместе с операциями Камило Сьенфуэгоса и его людей на северном фронте Лас-Вильяс, позволило начать полное освобождение провинции и стратегическую цель разделения острова на две части.
После нескольких контактов между Че и Чомоном 1 декабря был подписан "Пакт Педреро" между "Движением 26 июля" и "Революционным Директоратом 13 марта". Соглашение явилось продолжением "Письма Мексики", подписанным в августе 1956 года между Фиделем и Хосе Антонио Эчеверрия.
13-6.jpg
Должностные лица Повстанческой армии и "Революционного Директората 13 марта" после подписания "Пакта Педреро". Слева направо (стоят): Хорхе Мартин, Умберто Кастельо, Фор Чомон, Рене Родригес, Роландо Кубела, Че Гевара и Рамиро Вальдес; (на коленях): Хосе Молеон и Рауль Ньевес. Снято 21 октября 1958 года в лагере Дос-Арройос (Эскамбрай).
Документ, в котором содержался призыв к объединению всех революционных сил, послужит основой для налаживания безупречной координации их военных действий. 9-го числа Народно-социалистическая партия, которая уже сотрудничала с партизанскими силами, сделала публичные заявления, согласившись с соглашениями Пакта Педреро и его основами, чтобы также присоединиться к кампании.
В декабре 1958 года в результате совместной операции отрядов "Движения 26 июля" и "Революционного Директората 13 марта" пала Санта-Клара. Путь на Гавану был открыт.
Войска Повстанческой армии и "Революционного Директората" раздельно продвигались на Гавану и занимали разные объекты в Гаване. Силы "Движения 26 июля", развернутые и действующие в провинции Лас-Вильяс, под командованием Эрнесто Гевары и Камило Сьенфуэгоса, по приказу их главнокомандующего из Сантьяго-де-Куба, захватили штаб армии в военном городке Колумбия и стратегический гарнизон крепости Ла Кабанья; а также ряд других менее важных военных объектов. Городские ополчения и другие партизанские отряды "Движения 26 июля" взяли под свой контроль всю систему репрессивных полицейских объектов диктатуры, а также жизненно важные общественные объекты и средства массовой информации. Фактически, порядок и безопасность в стране в большей степени зависели от четко сформулированного и развернутого военного и политического потенциала Повстанческой армии и городских ополченцев "Движения 26 июля".
Со своей стороны, Революционное Директорат захватил объекты большого политического значения: Президентский Дворец - резиденцию исполнительной власти; Капитолий - место законодательной власти, Университет Гаваны - символ революционной борьбы в стране, а также авиабазу Сан-Антони-де-лос-Баньос.
13-7.jpg
12 января 1959 года RD-13 объявил о своем решении распустить свои вооруженные силы и остаться только в качестве революционной политической организации.
В 1961 году "Революционный Директорат 13 марта" объединился с "Движением 26 июля" и "Народно-социалистической партией" в "Объединенные революционные организации", предшественницы нынешней Коммунистической партии Кубы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.