Сообщение kvik » Вт, 02 июл 2013 21:15:07
Боевой путь полка «Нормандия – Неман»
"Я с французом дружил, не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары."
Е. Долматовский
После фашистской оккупации поверженная Франция переживала тяжелое время. Две трети территории Франции были заняты германскими войсками. Находясь под гнетом немецко-фашистских оккупантов, свободолюбивый французский народ не прекращал борьбы против них. Чтобы окончательно сломить волю французского народа к сопротивлению, немецко-фашистские оккупационные власти и правительство Виши установили во Франции кровавый режим насилия. Они покрыли страну концентрационными лагерями, загнали в подполье все демократические организации, огнем и мечом подавляли малейшие проявления недовольства гитлеровским "новым порядком". Французский народ не мог мириться с таким положением. Он все активнее включался в борьбу за свободу Франции, за торжество демократии.
Героическая борьба Советского Союза против гитлеровской Германии активизировала сопротивление французского народа немецко-фашистским оккупантам. Силы движения Сопротивления вне метрополии консолидировались под руководством Французского Национального комитета, находившегося в Лондоне. Рост антифашистских настроений все сильнее чувствовался и в армии. После позорной капитуляции и перемирия многие французские военные летчики оставались пока в частях, подчиненных правительству Петэна. Но, убедившись окончательно, что остатки французской авиации постепенно начинают превращаться в придаток гитлеровской военной машины, многие из них не пожелали служить предателям французского народа. Верные своей отчизне, они становились в ряды борцов под знамена Свободной Франции.
В конце 1942 г. французские добровольцы – 14 летчиков и 58 авиационных механиков – прибыли в Советский Союз, чтобы продолжить борьбу с врагами своей родины совместно с Красной Армией. Французская добровольческая эскадрилья получившей название "Нормандия" – это название французской провинции, которая больше других пострадала от бомбардировок и немецко-фашистской оккупации. "Пусть это название, – сказал тогда майор Ж. Тюлян (первый командир эскадрильи), – всегда будет напоминать нам о слезах наших матерей, о муках и страданиях наших жен и детей. Пусть оно переполнит наши сердца ненавистью к проклятому врагу и станет постоянным призывом к беспощадной борьбе". На вооружение эскадрильи были даны лучшие самолеты-истребители советского производства: истребители Як-1, позднее Як-9 и Як-3.
Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 г. эскадрилья "Нормандия" была включена в состав советских Военно-Воздушных Сил. После непродолжительной подготовки в г. Иваново в марте 1943 г. она была отправлена на фронт и вошла в состав 1-й воздушной армии. Боевое крещение "Нормандия" получила на орловском направлении, где она одержала несколько побед. "Нормандия" стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. В схватках с врагом французские летчики приобрели опыт и еще больше закалили свою волю к борьбе.
Тридцать боевых самолето-вылетов и пять сбитых самолетов противника при трех потерянных (лейтенанты Р. Дервиль, А. Познанский, И. Бизьен) со своей стороны – были итогом первого боевого испытания эскадрильи "Нормандия". Начавшееся боевое содружество французских и советских авиаторов крепло с каждым днем. Постоянное общение и совместные бои сблизили их и крепко сдружили. Командир эскадрильи "Нормандия" тепло отзывался о русском народе и о советских воинах. Как-то в беседе с майором Мирле Тюлян заметил, что на месте генерала де Голля он перебросил бы больше сил в Россию, ибо только здесь идет настоящая борьба с германским фашизмом, именно здесь решается судьба второй мировой войны.
Внимание и доброта советских лётчиков помогали французам легче переносить разлуку с Родиной и заставляли забывать, что они находятся в чужой стране. Забота советских людей об отважных сынах Франции проявлялась везде и всюду. И видимо, поэтому П. Пуйяд, ставший впоследствии командиром "Нормандии", писал: "Нам кажется, что мы не на чужбине, а у себя во Франции продолжаем борьбу, начатую в сентябре 1939 года".
Сопровождая в полете бомбардировщиков или штурмовиков, "нормандцы" всегда надежно охраняли их от атак немецких истребителей. И хотя в этих совместных полетах не в чем было упрекнуть французских летчиков, все же видно было, что они недолюбливали эту, по их мнению, "черновую работу". В таких полетах чувствовалась скованность, нельзя было на длительное время ввязываться в бой. А французам нужны были личные победы, сбитые самолеты, и потому они предпочитали такие методы, как "свободный поиск", "охоту" и на крайний случай прикрытие наших наземных войск. В двух налетах на аэродромы, в которых участвовала "Нормандия", было сожжено несколько "юнкерсов". Во французской эскадрилье с боевого задания тогда не вернулся лейтенант Ив Майэ. Его самолет был подбит зенитным снарядом, и он произвел вынужденную посадку на территории противника.
Наша авиация экономила силы. Изредка как советские, так и французские летчики вылетали на "свободную охоту", которая нередко заканчивалась удачей. Так было, например, 15 мая. В тот день уже под вечер капитан Литольф в паре с лейтенантом Кастелэном вылетел на свободный поиск. Вскоре летчики встретили двух "мессершмиттов". Забыв в азарте боя об обязанностях ведомого, Кастелэн оторвался от Литольфа, увлекшись погоней за "мессершмиттом". Догнав его, французский летчик открыл огонь. Уклонившись от первой очереди, фашист стал маневрировать. В завязавшемся бою Кастелэн оказался сильней: через минуту вражеский самолет задымил и горящим врезался в землю. Померявшись силами с "мессерами" и "фоккерами", "нормандцы" убедились, что не так уж фашисты сильны, как о них кричала геббельсовская пропаганда.
В июне 1943 г. в "Нормандию" прибыло пополнение из восьми летчиков. Возглавлял эту группу майор П. Пуйяд. Вместе с ним прибыли лейтенанты Ж. Леон, Ж. де Тедеско, А. Буб, Л. Барбье, младшие лейтенанты Ж. Матис, А. Бальку и Ф. Вермейль. Им устроили теплую встречу. Передышка в боевых действиях в районе Курска, длившаяся третий месяц, окончилась. Рано утром 5 июля 1943 г. немецко-фашистские войска перешли в наступление одновременно на орловско-курском и белгородско-курском направлениях. О его начале летчики 303-й авиационной дивизии и эскадрильи "Нормандия" узнали утром 6 июля. 303-я истребительная авиационная дивизия и французская эскадрилья "Нормандия" провели в первый день наступления более десяти воздушных боев, сбив несколько фашистских самолетов.
На второй день с утра летчики «Нормандии» сопровождали штурмовиков 224-й авиационной дивизии. Прикрываемые французскими летчиками группы самолетов Ил-2 успешно выполнили боевую задачу и возвратились без потерь. Попытки истребителей противника атаковать штурмовиков вовремя пресекались французскими летчиками. Во второй половине дня летчикам "Нормандии" было поручено прикрывать переправу. Восемь экипажей во главе с капитаном Литольфом на самолетах Як-9 вылетели в район деревни Дурнево (на юге Калужской области). Едва "яки" появились над объектом прикрытия, как по радио передали о подходе с запада группы вражеских самолетов. По команде ведущего французские летчики пошли им навстречу и смело вступили в бой. В завязавшейся короткой схватке капитан Литольф, лейтенанты Дюран и Кастелэн сбили по одному самолету Ме-110. Остальные "мессеры" беспорядочно сбросили бомбы и ушли в западном направлении, не причинив никакого вреда нашим войскам.
Национальный праздник Франции (14 июля 1789 г. восставший народ захватил крепость Бастилию) был ознаменован победами: по одному самолету сбили майор Пуйяд, лейтенанты Альбер и Кастелэн. Однако и у французов с боевого задания не вернулся летчик Ж. де Тедеско. Что с ним случилось, никто не знал.
16 июля 1943 г. эскадрилья "Нормандия" прикрывала наступающие войска фронта. С запада показались два истребителя противника "Фокке-Вульф-190". Не успела группа Тюляна развернуться на запад, как показались 15 бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Первым с двумя другими летчиками в строй вражеских самолетов врезался капитан Литольф. За ним последовали еще три "яка". Капитан де Форж занял выгодное положение для атаки бомбардировщиков снизу сзади. Подошедшие четыре фашистских истребителя помешали ему открыть огонь, но за это один из них поплатился жизнью. Пока шестерка "яков" расправлялась с "юнкерсами", Тюлян и Альбер прикрывали её от атак истребителей противника ФВ-190. Сбросив бомбы, вражеские бомбардировщики повернули на запад. В этот момент лейтенант Леон увидел самолет Литольфа и следовавший за ним истребитель Кастелэна. Преследуя "юнкерсов", они готовились к очередной атаке. Неожиданно сверху на них напала только что подошедшая к месту боя шестерка "фоккеров". Леон поспешил на помощь своим товарищам и отсек огнем замыкающую пару самолетов противника. Он сбил одного фашиста и поджег другого.
Пока шла эта короткая схватка на вираже, остальные самолеты врага атаковали Литольфа и Кастелэна и ушли за своими бомбардировщиками. В этом бою погибли Литольф, Кастелэн и Бернавон. Потеря трех летчиков за один день тяжело переживалась в эскадрилье. Но «нормандцы» не пали духом, они были полны решимости отомстить за гибель своих боевых товарищей. 17 июля во время четвёртого за день боевого вылета погиб майор Тюлян и были сбиты еще два летчика – старший лейтенант Д. Бегэн и аспирант Ф. Вермейль. Первому из них удалось потом вернуться, а обстоятельства гибели второго, так же как и Тюляна, остались неизвестными. Гибель майора Тюляна и других боевых друзей тяжело переживали в эскадрилье. Не стало боевого командира "Нормандии", прекрасного летчика, скромного и отзывчивого человека, верного сына Франции и большого друга Советского Союза. Загрустили французские летчики. Ведь теперь с ними не было десяти отважных добровольцев, отдавших свою жизнь за честь и свободу своего народа. Майор Пуйяд, как старший по званию, накануне назначенный Тюляном его заместителем, принял на себя командование эскадрильей.
После напряженных боевых полетов летному составу "Нормандии" был предоставлен небольшой отдых. К тому времени эскадрилья провела уже более пятидесяти воздушных боев и имела на своем боевом счету 30 сбитых самолетов противника. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и мужество были награждены: орденом Отечественной войны I степени Жан Луи Тюлян, Альбер Литольф и орденом Отечественной войны II степени Альбер Дюран, Марсель Лефевр, Луи Дюпра. Вместе с прибывшим пополнением количество летчиков эскадрильи в три раза превысило её штатную численность. В связи с этим с обоюдного согласия французской и советской сторон было принято решение о реорганизации её в 1-й отдельный истребительный авиационный полк "Нормандия". В его состав входили три боевые эскадрильи и одна тренировочная. Командиром полка был назначен майор Пьер Пуйяд, а начальником штаба – капитан И.В. Шурахов.
Войска Западного и Калининского фронтов готовились в то время провести Смоленскую наступательную операцию. Главный удар в этой операции должны были нанести войска Западного фронта, в составе которого продолжала вести боевые действия 1-я воздушная армия. 31 августа летчики полка "Нормандия" в составе 10 "яков" вылетели на боевое задание, чтобы прикрыть накануне освобожденную нашими войсками Ельню. Над городом завязался воздушный бой, в котором десять французских летчиков смело атаковали несколько групп вражеских бомбардировщиков. Первым меткой очередью сбил Хе-111 Дюран, а Фуко, Леон, Риссо и Матис огнем пушек подожгли трех "фоккеров". Теперь на боевом счету полка "Нормандия" стало сорок шесть сбитых самолетов. В последнем бою погибли два французских летчика – капитан де Форж и аспирант де Сибур. Летчиков в полку оставалось все меньше. 1 сентября с боевого задания не вернулся лейтенант Дюран, всего несколько дней назад спасший от гибели лейтенанта Пинчука.
Все чаще стали совершаться совместные боевые полеты летчиков "Нормандии" и гвардейцев 18-го истребительного авиационного полка. И с каждым полетом все крепче становилась их боевая дружба. Теперь и в свободное от боев время они стали неразлучными друзьями. В клубе, а чаще всего в столовой после ужина, когда демонстрировались кинофильмы, устраивались концерты или танцы, они были всегда вместе. Французам нравились мелодичные русские и украинские песни. С большим увлечением они распевали "Темную ночь", "В землянке", "Синий платочек", "Калинку-малинку" и другие популярные песни того времени. Нравилась французам и задорная пляска под гармонику. Вскоре многие "нормандцы" и сами стали неплохими плясунами.
В день взятия Смоленска летчики полка "Нормандия" провели несколько воздушных боев, в которых сбили семь вражеских самолетов. За отвагу и геройство, проявленные в этих боях, большая группа летчиков и инженерно-технического состава дивизии и полка "Нормандия" была представлена к правительственным наградам. А спустя 30 лет одна из новых улиц возрожденного Смоленска стала называться улицей "Нормандия – Неман". В эпизодических схватках с вражескими бомбардировщиками и истребителями в октябре летчики полка "Нормандия" сбили девять вражеских самолетов, но в свою очередь потеряли пять "яков" и трех летчиков: лейтенанта Роже Дени, младших лейтенантов Мориса Бона и Лео Барбье. Из первой группы добровольцев остались в живых Альбер, де ля Пуап, Лефевр, Риссо и Бегэн. Это были летчики прошли тяжёлые испытания и получили хорошую фронтовую закалку. На боевом счету полка стало 75 сбитых самолетов. Это был итог его боевых действий за девять месяцев 1943 г.
Французов пугала наступавшая русская зима. Настроение летчиков в предвидении лютых морозов ухудшалось с каждым днем, советское командование приняло решение об отводе авиационного полка "Нормандия" с фронта в район Тулы. Летчики полка «Нормандия» по предложению майора Пуйяда решили по примеру многих советских людей пожертвовать свои деньги, полученные за сбитые самолеты, в фонд обороны СССР, к миллионам, поступившим в фонд обороны, прибавилась и их скромная лепта в сумме 82 тыс. рублей.
В декабре 1943 г. в полк "Нормандия" прибыло очередное пополнение. В группе прибывших были такие авиаторы, как сын известного летчика первой мировой войны младший лейтенант Жак Андре, двое из четырех братьев-летчиков – капитан Рене Шалль и младший лейтенант Морис Шалль, летчик-истребитель высокого класса старший лейтенант Морис де Сейн, участник боев в Испании на стороне республиканцев капитан Леон Кюффо, младший лейтенант Роже Марки – бывший инспектор летных школ, имеющий 2000 часов налета, и другие летчики с солидной летной подготовкой и боевым опытом. Во второй половине марта в полк "Нормандия" прибыла еще одна группа летчиков-истребителей во главе с капитаном Луи Дельфино.
Теперь состав французского авиаполка "Нормандия" был самым большим за все время пребывания его на советско-германском фронте. "Нормандия" имела в своем составе четыре эскадрильи ("Руан" – командир лейтенант Марсель Альбер , "Гавр" – была вверена старшему лейтенанту Иву Мурье, "Шербур" – возглавлял капитан Марсель Лефевр и "Кан" – вместо убывшего во Францию Дидье Бегэна стал капитан Рене Шалль), 55 самолетов Як-9, 61 летчика и 249 человек советского инженерно-технического состава. После смерти Марселя Лефевра (он получил сильные ожоги в кабине самолёта от вспыхнувших паров бензина) командиром 3-й эскадрильи был назначен капитан Пьер Эмиль Матрас, прибывший в полк в мае 1944 г.
В июне 1944 г. над Борисовом 20 самолетов под командованием Пуйя при подходе к цели встретили истребителей противника ФВ-190. С помощью второй группы, которую возглавлял Дельфино, истребители врага были быстро рассеяны. Но в этот момент к месту боя подошла еще большая группа истребителей Me-109. В бой с обеих сторон вступило около 80 самолетов. Заранее разработанный план блокирования аэродрома нарушился. И "яки", и "фоккеры", и "мессершмитты" перемешались между собой, наполнив воздух ревом моторов.
Несколько атак французов достигли цели, и два Me-109 сгорели над своим же аэродромом. Немецкие летчики ринулись на французов, чтобы взять реванш. В результате одной такой атаки был сбит Ж. Гастон, а два других французских летчика, будучи подбитыми, вышли из боя. Французские летчики начали действовать более осмотрительно, но напор не ослабили. Вражеские истребители не выдержали его и вышли из боя, потеряв еще два самолета. В том бою погиб Ж. Гастон. Всего в тот день полк "Нормандия" произвел 72 самолето-вылета и сбил 8 немецких истребителей.
При перебазировании эскадрильи на другой аэродром лётчики и их механики вместе летели на одноместном самолёте. Летчик де Сейн и его механик Владимир Белозуб были очень дружны, и когда в полёте из-за неисправности двигателя в кабине стали скапливаться пары бензина, Морис де Сейн после нескольких неудачных попыток посадить самолёт, получил приказ – прыгать с парашютом, но он не смог оставить своего механика. Силы, видимо, покидали летчика: он даже не отвечал по радио. Еле управляемый самолет прошел над посадочной полосой, продолжая планировать к границе аэродрома, потом вдруг резко накренился и с разворотом перешел на снижение. Через несколько секунд последовал удар о землю и взрыв. Во имя большой дружбы, родившейся в общей борьбе с врагом, французский летчик капитан Морис де Сейн, пытаясь спасти своего механика старшину Владимира Белозуба, не колеблясь, пошел на риск, стоивший ему жизни.
Войска 3-го Белорусского фронта продолжали стремительное продвижение на запад. Каждый день приносил новые победы, в которых немалая заслуга принадлежала 1-й воздушной армии. После разгрома 15-тысячной вражеской группировки в г. Вильнюсе завязались упорные бои по прорыву обороны на р. Неман. Во второй половине августа 1944 г. активность в боевых действиях была невысокой, и летчикам нередко приходилось проводить свободное время под крылом своих самолетов, которые всегда находились в полной боевой готовности. 25 августа 1944 г. Париж вновь обрёл свободу – туда вступила французская бронетанковая дивизия. А до этого город был освобожден и спасен от разрушения восставшими силами Сопротивления. В то время как французские летчики изливали кто как мог свою радость, советские техники и механики запели "Марсельезу". Летчики, услышав их, пришли в восторг и тут же подхватили свой гимн на родном языке.
В сентябре полк успешно выполнял задачи и по уничтожению наземных объектов противника на подступах к Восточной Пруссии. В течение месяца "охотники" уничтожили 7 крытых вагонов, 3 грузовых и 2 легковых автомобиля, железнодорожную дрезину и 45 солдат. Кроме того, ими было повреждено 9 паровозов, 59 товарных и 7 пассажирских вагонов, 5 буксирных пароходов, 3 баржи, 12 грузовых и 7 легковых автомобилей. Несмотря на большие потери, немецко-фашистская авиация продолжала свои попытки помешать наступлению наших сухопутных войск. Бомбардировщики и истребители врага стали действовать более крупными группами. Но и французы вылетали на боевое задание в составе не менее двух эскадрилий или всем полком. В групповых воздушных боях за 17 октября они сбили 16 немецких самолетов, из которых четыре приходились на долю капитана Кюффо. Такого количества побед за один день не было ни у одного летчика полка. За пять дней боев 88 уничтоженных и 6 подбитых самолетов врага – неплохой итог, свидетельствующий о высоком боевом мастерстве летного состава полка "Нормандия".
Завершая начатое наступление, войска 3-го Белорусского фронта к 22 октября 1944 г. полностью очистили от противника правый берег нижнего течения р. Неман от устья до г. Юрбург. В тесном взаимодействии с наступающими войсками, прикрывая бомбардировщиков и штурмовиков, полк за октябрь совершил 1060 боевых вылетов, провел 59 воздушных боев. За это время французские летчики сбили 110 и подбили 8 вражеских самолетов.
27 октября центральные газеты опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР об очередном награждении орденами Советского Союза 25 офицеров воинской части Сражающейся Франции. Это была самая большая из групп французских летчиков, удостоенных советских наград. Среди награжденных были Пьер Пуйяд, Марсель Альбер, братья Рене и Морис Шалль, Ролан де ля Пуап, Жак Андре, Морис де Сейн (посмертно) и другие. Утром 28 ноября московское радио сообщило о присвоении звания Героя Советского Союза двум отважным французским летчикам: старшему лейтенанту Марселю Альберу и старшему лейтенанту Ролану де ля Пуапу. А 1-му отдельному истребительному авиационному полку Сражающейся Франции, отличившемуся в боях при прорыве обороны немцев на р. Неман, присвоено наименование "Неманский". В печати и во французских документах с того времени он стал называться сокращенно авиационный полк "Нормандия – Неман".
После получения наград летчики полка "Нормандия – Неман" вместе с советскими офицерами и генералами прибыли во французское посольство, где в торжественной обстановке генерал де Голль вручил им французские награды. Звание кавалера Почетного легиона и ордена получили все французские летчики.
Гигантская битва, начавшаяся летом на полях Белоруссии, закончилась в Восточной Пруссии. 1944 г. принес Советским Вооруженным Силам решающие победы над немецко-фашистской армией. Неплохим он был и для полка "Нормандия – Неман". С напряженными боями и с победами полк прошел Смоленщину, Белоруссию, Литву и продолжал громить фашистов на их собственной территории. Но несмотря на понесенные потери, у противника оставалась в Восточной Пруссии довольно крупная авиационная группировка, имевшая до 670 самолетов всех типов и располагавшая хорошо оборудованными аэродромами. Серьезное противодействие нашей авиации могла оказать и зенитная артиллерия. Немалым препятствием для боевых действий авиации были крайне сложные метеорологические условия. Большую роль в успешном наступлении сухопутных войск в Восточной Пруссии сыграла авиация 1-й и 4-й воздушных армий. Их командующие и штабы с большим искусством руководили боевыми действиями подчиненных частей и соединений.
Авиационный полк "Нормандия – Неман" совершил в январе 1945 г. 454 боевых самолето-вылета. В воздушных схватках с врагом летчики сбили 49 и повредили 15 немецких самолетов. С боевого задания за это время не вернулись четыре французских летчика. В январских боях среди французских летчиков особо отличились Ж. Андре, сбивший 7 самолетов, П. Блетон, Р. Соваж, Р. Ирибарн и Р. Марки, одержавшие каждый по 4, 5 и 6 побед. Дважды полк «Нормандия — Неман» как отличившийся был отмечен в приказах Верховного Главнокомандующего. Но были и неудачи. 5 февраля патрулирующую над Пиллау четверку Як-3 атаковали 12 ФВ-190. В отличие от предыдущих дней фашистские летчики вели бой решительно и сбили младшего лейтенанта Роже Пенверна. К тому времени он имел 65 боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях и сбил четыре немецких самолета. Через пять дней, 11 февраля, не вернулся с боевого задания младший лейтенант Робер Ирибарн. В следующие четыре дня были сбиты Шарль Ревершон и Пьер Блетон. С большим трудом первому из них советские врачи возвратили жизнь после тяжелого ранения, а второй спасся бегством из плена. После этих потерь в полку осталось 24 летчика, которые были сведены в две авиационные эскадрильи.
Принимая непосредственное участие в разгроме окруженной фашистской группировки южнее Кенигсберга, французские летчики 25 и 26 марта произвели 113 самолето-вылетов. Прикрывая советские войска, они провели несколько воздушных боев, в которых сбили 4 фашистских самолета и столько же подбили. Младший лейтенант Жак Андре одержал в те дни пятнадцатую личную победу. Столько же сбитых самолетов стало и на счету младшего лейтенанта Роже Соважа, но часть из них он сбил в групповых воздушных боях. Младший лейтенант Монж Морис был зачислен в списки пропавших без вести.
В ходе дальнейшего развития боевых действий советские Военно-Воздушные Силы были сосредоточены в основном на разгроме кенигсбергской группировки противника. Успешные действия советской авиации, в рядах которой сражался в те дни французский полк "Нормандия – Неман", обеспечили невиданную быстроту и успех штурма такой сильной крепости, какой был в то время Кенигсберг. 25 апреля 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта овладели последним опорным пунктом обороны немцев на полуострове Земланд – городом и крепостью Пиллау. С подавлением последних очагов сопротивления в Восточной Пруссии боевые действия полка "Нормандия – Неман" на советско-германском фронте, по существу, закончились. Штаб полка подвел итоги зимней кампании 1945 г. В период с 12 января по 2 мая 1945 г. французские летчики совершили более 1300 боевых самолето-вылетов. В воздушных боях они сбили 67 немецких самолетов и подбили 24, потеряв при этом 9 летчиков. За это время погибли в боях Морис Шалль, Пьер Женес, Жорж Анри, Робер Ирибарн, Леонель Меню, Шарль Микель, Морис Монж, Роже Пенверн и Жан Пикено.
В День Победы над фашистской Германией глава французской военной миссии в СССР дивизионный генерал Э. Пети послал летчикам полка "Нормандия – Неман" поздравительную телеграмму. В ней сообщалось: " Летчики "Нормандии"! Горячо поздравляю Вас по случаю победы. Вместе с нашими доблестными советскими товарищами Вы и те, кто пал на поле чести, прекрасно выполнили возложенную на Вас задачу. Вы всегда храбро сражались. Своей отвагой и своим знанием дела Вы сумели создать крепкие узы дружбы и братства по оружию с советскими товарищами. Во имя службы и во имя блага Франции Вы хорошо служили Родине и Вы вписали славную страницу в её историю…"
Боевая эпопея французских летчиков авиационного полка "Нормандия – Неман", сражавшихся плечом к плечу с советскими авиаторами, на этом закончилась. За время пребывания на советско-германском фронте с 22 марта 1943 г. по 9 мая 1945 г. полк прошел славный боевой путь от Подмосковья до главного города Восточной Пруссии Кенигсберга. Его летчики в общей сложности совершили больше 5000 боевых самолето-вылетов, провели 869 воздушных боев, в которых сбили 268 и подбили 80 немецких самолетов. Кроме того, атакуя наземные объекты, они уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники врага. За все время пребывания на советско-германском фронте полк потерял 42 летчика.
В середине мая, перед отправкой в Москву, все французские летчики пришли на аэродром, чтобы в последний раз взглянуть на полюбившиеся им "яки". Трогательными были минуты прощания французов с боевыми машинами, которые помогли им прийти к победе и боевой славе. Младший лейтенант Жак Андре, например, стал на колени перед своим Як-3 и, обращаясь к нему, словно к живому существу, сказал:
– Ты спас мне жизнь и дал возможность получить боевые заслуги. Спасибо тебе за все.
Днем 5 июня стало известно, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 г. младшему лейтенанту Жаку Андре и старшему лейтенанту Марселю Лефевру присвоено звание Героя Советского Союза. Ж. Андре совершил на советско-германском фронте 113 боевых вылетов. Первый немецкий самолет был сбит им под Смоленском, а 15-й – над косой Фриш-Нерунг, западнее Кенигсберга. Лефевр имел 105 боевых вылетов и провел 30 воздушных боев, в которых сбил 11 вражеских самолетов и один подбил.
В те дни Советское правительство приняло решение о передаче в качестве дара Советского Союза Франции самолетов и авиационного вооружения, которыми французские летчики умело и успешно пользовались на советско-германском фронте. Одновременно с передачей 41 самолета Як-3 по решению Государственного Комитета Обороны СССР летному составу и семьям погибших французских летчиков было выдано денежное вознаграждение за все время пребывания на советско-германском фронте. Около 6 часов вечера 20 июня полк "Нормандия – Неман" завершил свой перелет на самолётах Як-3 из СССР во Францию, который продолжался 6 дней, и произвёл посадку на пригородном парижском аэродроме Бурже.
О боевых делах полка "Нормандия – Неман" красноречиво говорили сверкающие на его знамени две советские и четыре французские награды: ордена Красного Знамени, Александра Невского, Почетного легиона, Крест Освобождения, Крест войны с шестью пальмами и Военная медаль. 96 летчиков, проходивших службу в полку "Нормандия – Неман", были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо из них удостоены высшей военной награды – звания Героя Советского Союза. Многие летчики полка получили боевые ордена и медали Франции.
-
Вложения
-

-
